Урок русского языка 2 класс. Тема: "Закрепление изученного о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лаврищева Оксана Валерьевна

Данный урок русского языка является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол».

Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий.

Педагогические задачи: создать условия для формирования умения обобщать и систематизировать знания  о глаголе как части речи, способствовать совершенствованию умений  находить глаголы в тексте, определять число и время глаголов, способствовать формированию орфографической зоркости, развитию устной и письменной речи, мыслительных операций (синтез, анализ, обобщение),   воспитанию положительных черт характера посредством нравственного значения творчества К. И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.08 КБ
Файл tseli_i_planiruemye_rezultaty.docx13.45 КБ
Файл rus_yazyk_2_klass.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время, мин

Содержание

учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

- Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

-Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

- Перед вами на столах лежат цветные кружки.  Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Спасибо!

- Ребята, какими должны быть ученики на уроке, чтобы у них всё получилось?

(Внимательными, старательными, аккуратными, дружными)

- Верно! Начинаем урок русского языка.

Словесный

Практический

Коллективная

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок

Мотивирует на выполнение действия

Проверяют готовность к уроку.

Выбирают цветные кружки  по эмоциональному настроению

Отвечают на вопрос

Личностные:

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося

Коммуникативные

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

2.Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности.

- Вы любите сказки? Отгадайте, какую сказку люблю я.

-  В этой сказке – именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил.  (Муха – Цокотуха)

- Кто автор? (К.И.Чуковский)

- Муха-Цокотуха попала в беду. Утащил её злой паук в свою паутину. Надо её спасать! Освободим Цокотуху? Если мы правильно выполним все задания, распутаем паутину коварного злодея, и поможем освободиться бедной Мухе.

- Уверена, что мы справимся!

Словесный, наглядно-

практический методы.

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Читает загадку

Мотивирует на выполнение действия

Угадывают

Личностные

Действие смыслообразования

Мотивация учения

Морально-этическая ориентация Коммуникативные

Построение речевого высказывания

Навыки сотрудничества

3.Формулирование темы и целей

- Ваше первое задание: расшифровать тему нашего урока.

-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:          

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

-Какое слово получилось?  (Глагол)

- Сформулируйте цели нашего урока.

- Повторить… (всё, что мы знаем о глаголе)

- Упражняться  ….   (находить глаголы в тексте, изменять по числам, по временам)

- Развивать…    (мышление, внимание, память, аккуратность, старательность)

- Мы справились с первым заданием и вытянули из паутины первую ниточку.

- Оцените свою работу.

Наблюдение, упражнения

Объяснительно-иллюстративный методы

ИКТ – интерактивная доска

Практический

Фронтальная

Коллективная

Формулирует задание

Активизирует обучающихся на самостоятельное формулирование целей урока

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Обучающиеся убирают  буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Самостоятельно озвучивают   цели урока.

Оценивают работу сигнальными карточками

Познавательные

Умение извлекать информацию. Осмысление соответствия звука букве

 Развивается зрительное восприятие, память

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Выполнение логических операций 

Регулятивные

Умение планировать учебную деятельность

Постановка целей урока на основе известных и усвоенных знаний

Коммуникативные

Построение речевого высказывания

4.Обобщение и систематизация знаний

1) Тест №1(по теоретическим знаниям)

- Чтобы вытянуть вторую ниточку из паутины, вспомним, что нам известно о глаголе. Выполним тест №1 самостоятельно с последующей проверкой у доски и взаимопроверкой

1.Что такое глагол?                                         1)Часть речи.                                                      2)Часть слова.                                                         2.На какие вопросы отвечает глагол?                       1) Кто? что?                                                                     2) Какой? какая? какое? какие?                            3) Что делает? что сделал? что будет делать?   3.Что обозначает глагол?                                        1) Предмет.                                                                  2) Признак предмета.                                                 3) Действие предмета.                           4.Изменяется ли глагол по числам?                       1) Да.                                                                            2) Нет.                                                               5.Сколько временных форм у глагола?               1) 1                                                                                    2) 2                                                                           3) 3                                                                           6.Каким членом предложения является глагол?                                                                          1) Подлежащим.                                                           2) Сказуемым.                                                              3) Второстепенным членом.

-Что вы можете рассказать о глаголе?

-Начинайте свой ответ со слов:

Я знаю, что….                        

-Молодцы, ребята, вот  сколько вы уже знаете о глаголе! - Как вы считаете, вытянули мы вторую ниточку? (Да)  

- Согласна с вами!

-Оцените свою работу  сигнальными карточками.

Практический

Словесный

ИКТ – интерактивная доска

Практический

Самостоятельная работа

Фронтальная

Коллективная

Организует тестовый опрос

Организует просмотр презентации

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Выполняют

задания

Проверяют

Оценивают работу сигнальными карточками

Познавательные

Работа с информацией

Регулятивные

Управление своей деятельностью

Инициативность и самостоятельность

Личностные:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося

Оценивание своих достижений (рефлексия по карточкам)

Коммуникативные

Умение контролировать действия друг друга

2) Минутка чистописания

- Чтобы не запутаться, очень часто деловые люди ведут записи, делают себе пометки в блокноте, ежедневнике.

Предлагаю и вам открыть свои тетради. Вспомним правила посадки.

- Подготовим руку к письму.

-Проведем массаж рук"гимнастика для пальчиков"

«пальчики здороваются»

«согреем пальчики»

«молоточки».

- Подпишите дату. Классная работа.

- Прочитайте глаголы и догадайтесь, написание какой буквы мы будем отрабатывать на сегодняшнем уроке.

( Чертить, чувствовать, чередовать, чирикать, чистить, читать)

- Верно. Заглавная и строчная буквы Ч, ч.  Запишите. Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв.

- Для чего нужны заглавные буквы?

(Для написания имён собственных.)

- Приведите примеры слов, которые пишутся с заглавной буквы Ч

(Чуковский)

- Запишите полное имя этого замечательного писателя (Корней Иванович Чуковский)

- Оцените аккуратность выполнения своей работы.

- Вытягиваем из паутины 3-ю ниточку

Словесный

Практический методы

Практический

ИКТ – интерактивная доска

Проблемный

Практический

Проблемный

Словесный, наглядно-практический методы

Коллективная

Коллективная

Фронтальная

Индивидуальная

работа

Фронтальный  опрос

Коллективная

Мотивирует на выполнение действия

Организует повторение правил посадки

Показывает упражнения.

Даёт задание

Следит за посадкой.

Организует повторение

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Самостоятельно называют правила посадки

Выполняют массаж пальцев

Анализируют полученную информацию, делают логический вывод

Самостоятельно работают в тетрадях

Отвечают

Оценивают работу сигнальными карточками

Регулятивные  

Контроль за аккуратностью выполнения задания

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков  

Осмысление соответствия  печатной  буквы и письменной

Развивается зрительное восприятие, память

Личностные:

Действие смыслообразования

Коммуникативные

Умение слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли

3)Словарная работа (у доски)

- Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?

- Иллюстрацию к какой сказке вы видите на доске? (Доктор Айболит)

- Вспомните, какие звери приходили к Айболиту лечиться. (Корова, медведица, лисица, собака, заяц)

-  Запишите слова с непроверяемой безударной гласной.

- Проверьте написание слов на доске.

- Оцените свою работу.

- Вытягиваем из паутины 4-ю ниточку

Словесно-практический

Практический

Фронтальная, индивидуальная

Коллективная

Формулирует  задание

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Записывают слова с непроверяемой безударной гласной.

Оценивают работу сигнальными карточками

Регулятивные  

Управление своей деятельностью

Коммуникативные

Умение правильно выражать свои мысли

Навыки сотрудничества

Личностные:

Морально-этическая ориентация

4)Орфографическая минутка

«Найди ошибку в сказке»

- Уверена, что вы хорошо знаете сказки Чуковского, и без труда исправите ошибки.

-Запишите глаголы - антонимы.

1. Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку 
потеряла.

                                     (потеряла – нашла)

2. Едут и плачут, 
Пряники жуют.

                                    (плачут – смеются)

3. Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Забегает умывальник
И качает головой…
                                  (
забегает – выбегает)

4. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом
стоит.

                                     (стоит – сидит)

- Оцените свою работу.

-Вытягиваем из паутины 5-ю ниточку

Создание ситуации успеха ИКТ – интерактивная доска

Словесный, наглядно-практический методы

Практический

Комментированное письмо у доски.

Коллективная

Организует

орфографическую работу

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Выписывают глагол, подбирают глагол-антоним, объясняют орфограммы.

Оценивают работу сигнальными карточками

Познавательные

Выполнение логических операций

Регулятивные

Инициативность, контроль и коррекция своих действий

Коммуникативные

Умение договариваться

5.Физкультминутка

- Пришло время физкультминутки, давайте отдохнём. Я зачитаю отрывки из сказок Чуковского, а вы внимательно слушаете и показываете действия.

1.Одеяло убежало,

Улетела простыня

И подушка, как лягушка ускакала от меня

2.Тара-ра, тара-ра заплясала мошкара.

3.И сидят, и дрожат под кусточками.

   За болотными прячутся кочками.

4.И встал Айболит, побежал Айболит.

   По полям, по лесам, по лугам он бежит

5.Скачет сито по полям,

   А корыто по  лугам.

   За лопатою метла

   Вдоль по улице пошла.

6.Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули.

- Молодцы! Тихонечко сели, продолжаем работать.

Практический

Коллективная

Читает отрывки из стихотворений

Выполняют движения

Регулятивные

Управление своей деятельностью. Личностные:

Формирование понимания важности ЗОЖ

6.Применение знаний и умений.

1)Работа с учебником. Упражнение в умении находить глаголы в тексте.

- Чтобы вытянуть следующую нить из паутины, нужно выполнить упражнение в учебнике.

- Откройте книги на стр. 35, прочитайте задание к упр. 58

- Из какой сказки этот отрывок?  (Путаница)

- Запишите текст, подчеркните глаголы.

- Каким членом предложения являются глаголы?  (сказуемым)

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте выполненную работу.

- Оцените свою работу.

- Вытягиваем из паутины 6-ю ниточку

Словесный, наглядно-практический методы

Практический

Практический

Комментированное письмо

Взаимопроверка

Коллективная

Организует работу учащихся

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Записывают текст, подчеркивают глаголы.

Оценивают работу сигнальными карточками

Познавательные

Работа с информацией

Регулятивные  

Управление своей деятельностью

Контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные

Взаимоконтроль

Навыки сотрудничества

2)Работа с электронным приложением. Восстановление деформированного текста.

- До конца наведём порядок в этой сказке. Вставьте подходящие глаголы.

Птицы…(зачирикали)

Лошади…(заржали)

Мухи …(зажужжали)

Лягушата …(квакают)

А утята …(крякают)

Поросята …(хрюкают)

- Вытягиваем из паутины 7-ю ниточку

ИКТ – интерактивная доска

Фронтальная

Организует работу с электронным приложением

Восстанавливают деформированный текст.

Познавательные

Выполнение логических операций

3)Упражнение в определении числа глагола

Карточки «Определи действия героев»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Определи число глаголов. Найди лишний глагол.


Айболит              Зажгли море.
Воробей              Проглотил солнце.
Крокодил            Помыла свою посуду.
Комар                  Вернул солнце в небо.
Федора                Потушила море.
Медведь              Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка               Съел таракана.
Лисички              Вылечил зверей.

- Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

- Оцените свою работу.

 - Вытягиваем из паутины 8-ю ниточку

Практический

Практический

Работа в парах

Проверка на доске

Коллективная

Организует  работу обучающихся

Организует показ презентации

Просит

оценить работу сигнальными карточками.

Устанавливают соответствия.

Упражняются в определении числа глаголов.

Проверяют работу

Оценивают работу сигнальными карточками

Познавательные

Выполнение логических операций, анализ и синтез

Регулятивные  

Управление своей деятельностью

Коммуникативные

Навыки сотрудничества

7.Упражнения для глаз

- Ребята, я узнала, что паук готовит новую паутину, нужно срочно её распутать!

- Распутываем паутину.

Практический

ИКТ – интерактивная доска

Коллективная

Организует показ презентации

Выполняют упражнения для глаз

Регулятивные

Управление своей деятельностью.

Личностные: Формирование понимания важности ЗОЖ

8.Контроль усвоения. Тест

1 вариант

1.Укажи глаголы.

     1)варенье, пробка

     2)цыплёнок, город

     3)спит, рисуют

     4)апельсиновый, хороший

 2. Укажи глагол во множественном числе.

      1)Кораблик плывёт.

      2)Ребята учатся.

      3)Станок работает.

       4)Ягода созрела.

3. Укажи глагол, подходящий по смыслу к существительному доктор.

      1)рисует

      2)летает

      3)лечит

      4)поёт

4. Укажи глагол в прошедшем времени.

      1)вырастет

     2)гуляет

     3)прилетела

     4)учит

2 вариант

1.Укажи глаголы.

     1)плавает, играет

     2)кошка, магазин

     3)красивая, тонкий

     4)буква, книга

2. Укажи глагол в единственном числе.

      1)Малыши играют.

      2)Ягоды созревают.

      3)Врач лечит.

       4)Утки крякают.

3. Укажи глагол, подходящий по смыслу к существительному повар.

      1) поёт

      2)летает

      3)лечит

      4)готовит

4. Укажи глагол в будущем времени.

      1)вырастет

     2)гуляет

     3)прилетела

     4)учит

Практический

Индивидуальная работа

Организует тестовый опрос

Выполняют задания

Личностные

Понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные

Управление своей деятельностью

.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

9. Домашнее задание. Творческое

Составить 3 предложения про героев сказок Чуковского, подчеркнуть глаголы, определить число и время, в котором они употреблены.

Словесный, наглядно-практический

Индивидуальная

Объясняет домашнее задание

Записывают задание в дневник

10.Рефлексия

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Кому урок понравился?

- Кто доволен своей работой?

- Какую оценку вы себе поставите?

- Кому нужна помощь?

- Кто может помочь?

- Похлопайте друг другу! Спасибо за урок!

Словесный

Фронтальная

Беседа

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные

Оценивают свою работу на уроке, выявляют затруднения



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Обобщение знаний о глаголе» 2 класс

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Методическая цель: использование технологии сотрудничества для формирования универсальных учебных действий

Педагогические задачи: создать условия для формирования умения обобщать и систематизировать знания  о глаголе как части речи, способствовать совершенствованию умения находить глаголы в тексте, определять число и время глаголов, формированию орфографической зоркости, развитию устной и письменной речи, мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение, воспитанию положительных черт характера посредством творчества К.И.Чуковского.

Планируемые результаты

Предметные:- систематизируют знания о глаголе как части речи; совершенствуют умения выделять глаголы в речи; - определяют число и время глаголов

Метапредметные: познавательные:         - самостоятельно формулируют познавательную цель (задачу); - работают с информацией; - выполняют логические операции; -анализируют объекты с целью выделения существенных признаков  регулятивные:- умеют принимать и сохранять учебную цель и задачи;- формируют умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявляют инициативность и самостоятельность;- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывают свое предположение.               коммуникативные:- осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками при решении учебных задач; работают в парах;- строят высказывания по изученному материалу; - наблюдают за действиями партнера, находят неточности и корректируют их.

Личностные:- осознают алгоритм учебного действия;   - формируют положительные черты характера; - совершенствуют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: Л. М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык. Учебник для 2 класса; Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г.Горецкого, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, листы с тестами для индивидуальной работы, карточки для работы в парах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс Учитель начальных классов МБОУ ООШ №15: Лаврищева Оксана Валерьевна

Слайд 2

Муха-Цокотуха

Слайд 3

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 4

Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки п х г л с ш а г к о л

Слайд 5

Цели урока: Повторить… Упражняться… Развивать… что мы знаем о глаголе (на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является, как изменяется) находить глаголы в тексте, изменять по числам, временам мышление, память, аккуратность, старательность, умение договариваться друг с другом

Слайд 6

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 7

Что такое глагол? Часть речи Часть слова

Слайд 8

На какие вопросы отвечают глаголы? Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делать? Что сделать?

Слайд 9

Что обозначает глагол? Предмет Признак предмета Действие предмета

Слайд 10

Изменяются ли глаголы по числам? Да Нет

Слайд 11

Сколько временных форм у глагола? 1 3 2

Слайд 12

Каким членом предложения является глагол? Подлежащее Второстепенный член Сказуемое

Слайд 13

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 14

Прочитай глаголы, угадай, какую букву будем писать ? чертить чистить чирикать чувствовать чередовать читать

Слайд 15

Корней Иванович Чуковский

Слайд 16

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 18

Запишите слова с непроверяемой безударной гласной

Слайд 19

Проверка к о ро ̒ ва м е две ̒ д и ца л и си ̒ ца с о ба́ка за́ я ц

Слайд 20

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 21

Найди ошибку, запиши глаголы - антонимы Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку пот е ряла-нашла потеряла нашла

Слайд 22

Найди ошибку, запиши глаголы - антонимы Едут и Пряники жуют. пла чу т - см е ются плачут смеются

Слайд 23

Найди ошибку, запиши глаголы - антонимы Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, умывальник И качает головой… заб е гает - выб е гает Забегает Выбегает

Слайд 24

Найди ошибку, запиши глаголы - антонимы Добрый доктор Айболит! Он под деревом . ст о ит - с и дит стоит сидит

Слайд 25

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 26

Физкультминутка

Слайд 27

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 29

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 30

Определи действия героев Айболит Воробей Крокодил Комар Федора Медведь Бабочка Лисички зажгли море. проглотил солнце. помыла свою посуду. вернул солнце в небо. потушила море. спас Муху – Цокотуху. съел таракана. вылечил зверей.

Слайд 31

Спасём Муху-Цокотуху!

Слайд 32

Зарядка для глаз

Слайд 33

Проверяем тест 1 вариант 1. Укажи глаголы. 3)спит, рисуют 2. Укажи глагол во множественном числе. 2)Ребята учатся. 3. Укажи глагол, подходящий по смыслу к существительному доктор . 3)лечит 4. Укажи глагол в прошедшем времени. 3)прилетела 2 вариант 1.Укажи глаголы. 1)плавает, играет 2. Укажи глагол в единственном числе. 3)Врач лечит. 3. Укажи глагол, подходящий по смыслу к существительному повар . 4)готовит 4. Укажи глагол в будущем времени. 1)вырастет

Слайд 34

Молодцы!

Слайд 35

Рефлексия - Чем мы занимались сегодня на уроке? - Кому урок понравился? - Кто доволен своей работой? - Какую оценку вы себе поставите? - Кому нужна помощь? - Кто может помочь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Закрепление изученного материала по теме: «Местоимение». 4 класс

При закреплении материала используются интересные игры, "хитрые вопросы", шарады, кроссворды, осуществляется связь с материалом литературного чтения....

Урок русского языка по теме "Закрепление.Глагол"

Урок русского языка по теме "Закрепление. Глагол". 2 класс....

Урок русского языка по теме «Закрепление изученного о предложении»

Урок русского языка по теме «Закрепление изученного о предложении» Тип урока. Урок применения предметных умений. Планируемые предметные результаты: Выделять предложения из потока устной и письменно...

конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного о глаголе"

На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания о глаголе как части речи, неопрнделённой форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний, воспитываеться любовь к ру...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."

Открытый урок по русскому языку на тему: "Закрепление правописания изученных букв. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц."...

Урок русского языка по теме "Закрепление изученного". 2 класс. УМК "Школа России". День открытых дверей

Тема: Закрепление  изученного во втором классе.Цели:     проверить сформированность УУД (самостоятельно читать задания и осмысленно их выполнять, умение получать информацию из разл...