Словарная работа на уроках русского языка, программа "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (1, 2 класс) на тему

Уварова Елена Викторовна

     Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной речи.

     Прежде всего, познакомилась со словарными словами, которые ребята изучают в каждом классе по программе «Школа 2100».

    Лексическая работа по выявлению значений слов начинается с первого класса и продолжается в начальной школе, средней школе на всех уроках русского языка. В начальной школе эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдения за словом учащиеся узнают, что слово может быть близким по значению или противоположным (синонимы, антонимы), что следует правильно употреблять их в речи. Для того чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу. Словарные диктанты, различные виды упражнений при работе со словарными словами подобраны в методических материалах: « Работа со словарными словами на уроках русского языка, программа «Школа 2100». 

     Главная цель  лексического упражнения – использование слов в собственной речи.

     Выделим следующие этапы работы над словарным словом:

  1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приёмов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией).

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями).

4. Работа над симантическими связями слова.

     Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивать речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova_shkola_2100_1_-_4_klass.docx375.71 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениеC:\Users\user\Pictures\для презентаций, фоны\пр36.jpg

Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 3

Методические материалы

по русскому языку

программа «Школа 2100»

Словарная работа на уроках русского языка

с 1 по 4 класс

«Запомни, как пишутся эти слова»

«Из толкового словаря»

«Произноси эти слова правильно»

«Словарные диктанты для 1- 2 классов»

«Упражнения для работы со словарными словами»

Составила учитель начальных классов

Уварова Елена Викторовна

Программа «Школа 2100».  

Словарные слова

1 класс

«Запомни, как пишутся эти слова»

Барабан, багаж, баран, ветер, воробей, город, диван, девочка, ещё, заяц, капуста, картина, картон, коньки, корзина, корова, машина, обед, огород, помидор, ребята, рябина, сапоги, собака, сорока, суббота, топор, учитель, хорошо, чемодан, что, шёл, яблоко, яблоня, ягода.

«Из толкового словаря»

Мол, саквояж, тахта, экзамен, экология, эпизод, эскимосы, эстамп, этикет.

Толкование слов даётся на страницах учебника в доступной форме для учащихся восьмилетнего возраста.

2 класс

«Запомни, как пишутся эти слова»

Алфавит, артист, берёза, вдруг, весело, вокруг, воробей, город, граждане, гражданин, громко, девочка, дорога, иногда, карандаш, мальчик, мороз, Москва, народ, овощи, однажды, Отечество, погода, потом, работа, ранец, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, сколько, скоро, слева, сначала, слева, собака, столько, театр, тогда, только, трамвай, улица, ученик, учитель, учительница, человек, язык.

«Из толкового словаря»

Автограф,  жать,  заповедник,  капель,  орфография,  сноп.

Толкование слов даётся на страницах учебника в доступной форме для учащихся данного возраста.

«Произноси эти слова правильно!»

алфавит

начал – начали – начала                                

арбуз

ожил – ожили – ожила

магазин

понял – поняли – поняла

свёкла

звонит, звонят, позвонишь, позвонят

щавель

каждый  [жд]

портфель

мебель

поэт[э]

этот  [э]

3 класс

«Запомни, как пишутся эти слова»

Абзац, абрикос, аккорд, аккуратный, аллея, алмаз, апельсин, аппарат, аппетит, аромат, багаж, багровый, багряный, базар, балкон, барабан, баран, баранка, бассейн, батон, болото, будто, вагон, ванна, вверх, ветер, веять, винегрет, вдоль, вместе, внимательный, вокзал, волшебный, ворота, вперёд, всегда, газета, галерея, гаммы, голубой, горизонт, горох, грамматика, грамм, грипп, группа, длина, до свидания, дрожжи, женщина, жёлтый, жжёт, жужжит, завтрак, закон, запад, заяц, иллюстрация, иней, искусство, как будто, какао, календарь, калитка, камыш, картина, касса, каяться, килограмм, класс, коллектив, коллекция, командир, комната, компьютер, корзина, корреспондент, коричневый, костюм, кофе, кровать, кроссворд, кроссовки, кросс, лаять, лимон, лелеять, лестница, лопата, малина, машина, мандарин, масса, маяться, медленно, месяц, метро, мечта, миллиметр, мужчина, навсегда, назад, наоборот, например, насекомые, неделя,  обед, облако, обратно, огород, огромный, огурец, одежда, оранжевый, орех, орфограмма, осина, отдых, оттуда, перрон, печаль, платок, помидор, помощник, поперёк, порядок, потом, потому что, почерк, правило, правильно, праздник, праздничный, предмет, привет, пример, природа, программа, профессия, путешествие, реять, рисунок, ромашка, свобода, север, сейчас, сеять, сзади, серебряный, синица, сиреневый, сирень, смородина, снова, совесть, сосед, соловей, сочинение, стрекоза, сразу, ссора, стакан, счастье, счёт, считать, суббота, сумма, тарелка, телеграмма, терраса, территория, товарищ, томат, тоска, тоскует, троллейбус, ужин, фамилия, фонарь, характер, хозяин, хоккей, хорошо, чаять, чемодан, через, черёмуха, что, чтобы, чувство, чуять, шалаш, шампунь, шёл, шоссе, шофёр, юноша, ягода, яблоко.

Рекомендации учителям.

Достаточно большое количество слов. Не пугайтесь! В учебниках с 1 по 4 класс слова уже распределены по урокам и прописаны на страницах в соответствии с изучаемой темой.

Предлагаю изучение словарных слов проводить по блокам, блоки можно разделить на подгруппы.Для начала выделим слова, изученные в 1 – 2 классе.

1 блок, тема «Повторение»Тема: Повторение

Багаж, барабан, баран, ветер, заяц, корзина, машина, обед, огород, помидор, потом, суббота, хорошо, чемодан, что, шёл, яблоко, ягода.

     На первых уроках третьего года обучения эту группу слов можно сразу повторить и провести на 6 – 7 уроке входную контрольную работу со словарными словами. Цель: повторение изученного во втором классе.

Тема: Части слова. Корень. Чередование согласных в корне. Буквы согласных в корне слова.

2 блок, тема «Текст»

Абзац(работа с толковым словарём), грамматика, орфограмма, почерк, правило, правильно, сочинение.

3 блок «Фрукты, ягоды»

Абрикос, апельсин, аромат,  лимон, малина, мандарин, орех, смородина.

4 блок «Искусство»

Аккорд(работа с толковым словарём), гаммы (работа с толковым словарём), галерея, иллюстрация, искусство, картина, коллекция, праздник, праздничный, программа, рисунок,

Тема: Орфография. Удвоенные буквы согласных в корне слова.

5 блок «Слова с удвоенным согласным»

Аллея, аппарат, бассейн, ванна, ванная, грипп, дрожжи, класс (работа с толковым словарём), кроссворд, кроссовки, кросс, ссора, телеграмма, терраса (работа с толковым словарём), территория (работа с толковым словарём),  троллейбус,.

Тема: Орография. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. Буквы безударных гласных в корне слова. Части слова.

6 блок «Еда»

Аппетит, баранка, батон, винегрет, горох, завтрак, какао, кофе, обед, огурец, томат, ужин.

7 блок «Путешествие»

Багаж, вагон, вокзал, до свидания, касса, метро, мечта, отдых, перрон (работа с толковым словарём), привет, путешествие, шоссе, шофёр.

8 блок «Природа»

Алмаз, болото, горизонт, запад, календарь, камыш, месяц,  насекомые, неделя, облако, осина, природа, ромашка, север, синица, сирень, сиреневый, соловей, стрекоза, черёмуха.

Тема: Части речи в русском языке.

9 блок «Слова-предметы»Имя существительное как часть речи.

Базар, балкон, ворота, долина, иней, калитка, командир, комната, костюм, кровать,  лестница, лопата, одежда, платок, предмет, стакан,  тарелка, фонарь, хозяин, хоккей, шалаш, шампунь.

10 блок «Величины»

Грамм, длина, килограмм, масса, миллиметр, порядок, пример, счёт, сумма.

11 блок «Слова-признаки» Имя прилагательное как часть речи

Аккуратный, багровый, багряный, внимательный, волшебный, голубой, жёлтый, коричневый, огромный, оранжевый, серебряный.

12 блок «Слова-действия»Глагол как часть речи.

Веять, жжёт, жужжит, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, считать, тоскует, чаять, чуять.

Тема: Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.

13 блок «Как? Где? Куда? Откуда? Почему?»

Вверх, вдоль, вместе, вперёд, всегда, как будто, медленно, навсегда, назад, наоборот, например, обратно, оттуда, поперёк,потому что, сейчас,сзади, снова, совсем, сразу, через;   чтобы

Тема: Повторение.

14 блок «Человек»

Газета, группа, женщина, закон, коллектив, компьютер, корреспондент, мужчина, печаль, помощник, профессия, свобода, совесть, сосед, счастье, товарищ, тоска, фамилия, характер, чувство, юноша, юный.

«Произноси эти слова правильно!»

Быть, была, было, не был, не была

дельфин [д]

досуг

километр

начать, начал, начала

повторить, повторит

скворечник [шн]

сколько, из скольких (частей)

скучный [шн]

тема [т]

теннис [тэ]

что [шт]

чтобы [шт]

конечно [шн]

Во втором классе учащиеся более подробно знакомятся с толкованием слов. В конце учебника расположен «Толковый словарь». Работа проходит со следующими словами:

Абзац, айсберг, аккорд, баклан, благоухание, бурьян, вершок, взморье, гаммы, глубинка, гуськом, дивный, досуг, зарево, изморозь, картечь, класс, ключ1, ключ2, лачуга, лестный, лесть, Лужники, лучезарный, мусс, норка1, норка2, однородный, околесица, паром, пейзаж, перо1, перо2, перрон, плетень, позёмка, путеводитель, путепровод, родословная, саван, садовник, садовод, террариум, терраса, территория, уста (уст, устам), честь, шасси, штиль.

4 класс

«Запомни, как пишутся эти слова»

Алмаз, алмазный, багровый (работа с толковым словарём),багряный(работа с толковым словарём), вдвоём, ветреный, внутри, внутрь, впервые, выражать, выразительный, газета, гладить, готовить, десерт, жёлтый, забота, иметь в виду, иногда, истина, истинный, кабинет, кампания(работа с толковым словарём), камыш, капитан, карнавал, карниз, клеить, колено, компания(работа с толковым словарём), конструктор, конструкция, концерт, копейка, копыто, копытце, корабль, корзина, коридор, костёр, лаборатория, ладонь, лаять, лепесток, лиловый, матч, металл, металлический, наверное, надолго, нарочно, несколько, обаяние, обаятельный, облако, озорной, отчаяние, падеж, палатка, пальто, памятник, песчаный, пианино, пожалуйста, понимать, пополам, поровну, престиж (работа с толковым словарём), престижный, прогресс, происшествие, простор, профессия, процесс, путешественник, путешествие, развеваться, развиваться, ремонт, решение, рояль, сверкать, свитер.

     Слова, выделенные другим шрифтом, изучались в 3 классе, их рекомендуется  повторить на первых уроках русского языка четвёртого года обучения.

Толковый словарь

Адресат, алгоритм, багровый, багряный, бекас, бричка, валежник, вдова, ведать, воевода, вспять, вуаль, гвардеец, гридница, гроза, денщик, дебют, диктор, дикция, желе, исповедь, кампания, капитан, караван, кобчик, компания, контекст, корвет, коростель, лиман, легавый, лозина, лоцман, лука, месяц, мичман, мнимый, отколе, патетический, перл, престиж, просинь, пустошь, работяга, разглагольствовать, ропот, самбо, своеобразный, сень, сценарий, твердь, термин, традиция, турне [нэ], тучный, филология, фойе, цитата, чертог, щедрый, экипаж1, экипаж2.

В конце 1 части учебника и 2 части учебника расположен  «Толковый словарь».C:\Users\user\Pictures\рамки, школа\чтение\reading23.jpg

Словарные диктанты

Личностные результаты - ЛР

1ЛР – первичные навыки работы с информацией;

2ЛР – дальнейшее овладение родным языком;

3ЛР–овладение умениями различных видов устной и письменной речи;

4ЛР – овладение орфографией и пунктуацией;

5ЛР – понимание и анализ текстов;

6ЛР – знания о языке как основа речевой деятельности;

7ЛР – осознание себя носителями языка как части культуры;

8ЛР – развитие чувства языка.

Метапредметные результаты

М/п – метапредметные познавательные УУД;C:\Users\user\Pictures\алфавит\thCA7GK1ZG.jpg

М/к – метапредметные коммуникативные УУД

1 класс

Словарный диктант № 1

Цель как деятельность учеников:

4Л/р: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Запишите слова под диктовку. Поставь ударение. Подчеркни буквы гласных в безударных слогах одной чертой.

Яблоко, яблоня, ягода, рябина, ещё, что.

Словарный диктант № 2

Цель как деятельность учеников:

4Л/р: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Запишите предложения под диктовку.

В огороде выросли помидоры и капуста. Света и Миша  собрали урожай в корзину. На обед мама приготовит вкусный салат из овощей.

Подчеркните слова, правописание которых надо запомнить. Поставьте в них ударение, подчеркните букву безударного гласного.

Словарный диктант № 3

Цель как деятельность учеников:

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

Учитель показывает предметные картинки (презентация), учащиеся записывают слова.

Баран, воробей, заяц, корова, собака, сорока.

1. Поставьте ударение. Подчеркните  буквы гласных в безударных слогах одной чертой. C:\Users\user\Pictures\алфавит\thCAUYMKU2.jpg

2. На какие  группы можно разделить слова? Почему?

3. Составьте предложение с любым из этих слов. Устно.

Итоговый словарный диктант (презентация)

Цель как деятельность учеников:

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

4Л/р: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Прочитай слова.

Уч_ник,  р_бина,  дев_чка,  к_ньки,  р_бята,  ябл_ня,  яг_да,  уч_ница, ябл_ко,  с_п_ги.

- Запиши их группами, вставляя пропущенные буквы:

  1. названия людей;
  2. названия деревьев,
  3. названия плодов;
  4. названия вещей.

- Поставь ударение. Подчеркни буквы, написание которых ты не можешь проверить.

2 классC:\Users\user\Pictures\алфавит\thCAD4KA0L.jpg

Словарный диктант № 1

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Запиши под диктовку учителя.

Россия, в России, россияне, русский язык, Москва, Отечество.

- Подчеркни опасные места.

Словарный диктант № 2

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Напиши слова под диктовку. Подчеркни опасные места.

Город,  улица,  граждане, гражданин, народ, дорога, трамвай.

Словарный диктант № 3

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

- Напиши слова под диктовку. Подчеркни опасные места.

Русский, рассказ, рассказывать, народ, народный, язык, мороз, заморозки, Дед Мороз.

Словарный диктант № 4

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

Слова записаны на карточках, либо упр.47 в учебнике на стр. 39.

Артист, весело, весёлый, громко, громче, театр, театральный.

- Запомни, как пишутся эти слова.

- В какие группы можно их объединить? Сколько групп получилось?

- Попробуй придумать свой способ. Помогающий запомнить эти слова и их написание.

- Запишите слова по памяти, которые запомнили. Проверьте по карточке (учебнику).

- Поднимите руку, кто написал сразу все семь слов?

- Кто записал в такой же последовательности?

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- Если вы написали 6-7 слов без ошибок  – у вас прекрасная память!

- Если вы написали 4-5 слов без ошибок – неплохо, но могли бы быть внимательнее.

- Меньше 4 слов – старайтесь, у вас всё получиться.

- Посмотрите ещё раз на карточку (в учебник). Запишите слова в обратном порядке.

Словарный диктант № 5

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

- Послушайте текст. Запишите только словарные слова, которые встретились в тексте.

Однаждыребята гуляли в лесу. Там было много ягод. Вдругдевочки и мальчики увидели большую собаку.

- Поставьте ударение. Подчеркните «опасные» места.

- разделите слова для переноса.

- Выполните транскрипцию слова  ягод, определите, сколько в слове букв и звуков.

Словарный диктант № 6

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

6ЛР: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют предмет.

- Запишите слова под диктовку, распределяя по группам кто? и что?

Девочка, карандаш, мальчик, мороз, погода, ребята, работа, человек.

- Поставьте ударение. Подчеркните «опасные» места в словах.

Словарный диктант № 7

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

6ЛР: развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют предмет.

М/к: развитие умений взаимодействовать друг с другом, совместно решать поставленные задачи.

- Напишите слова под диктовку учителя.

Москва, москвичи, человек, человечки, артистка, ребята, ребятишки, мальчик, девочка, овощи, овощной.

- Подчеркните «опасные» места в словах.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. Сверьте с образцом в учебнике.

Словарный диктант № 8

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

6ЛР: совершенствование полученных умений в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков.C:\Users\user\Pictures\алфавит\thCAEEG3F8.jpg

Весело, весёлый, веселье, очень, тогда, вдруг, однажды, опять.

- Запиши слова под диктовку. Подчеркни «опасные» места.

- Проверь себя по учебнику.

- Какие слова отвечают на вопросы какой? и что?

Словарный диктант № 9 (письмо по памяти)

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений самостоятельной работы и самоконтроля.

2ЛР: дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3ЛР: развитие умений конструировать предложения из слов, анализировать его структуру.

На интерактивной доске (пользуемся «шторкой») записаны словарные слова.

Задание:

- Прочитайте слова. Что у них общего?

- Посмотрите ещё раз на эти слова в течение 30 сек. И запишите их по памяти.

C:\Users\user\Pictures\алфавит\thCA17D72B.jpg

хорошо                              корова

ворона                               порошок

дорога                                коромысло

воробей    

Слова открываются.

- Проверьте себя, сравните с образцом.

- Подчеркните сочетания -оро-  в словах.

- Составьте и запишите предложение с любым словом.

Словарный диктант с взаимопроверкой, № 10

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений самостоятельной работы и самоконтроля.

2ЛР: дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

- Запиши слова под диктовку. Подчеркни «опасные» места.

Воробей, воробьи, погода, погожий, мороз, морозильник, рябина, рябиновый, карандаш, карандаши.

- Проверь себя по учебнику.

- Найдите слова, отвечающие на вопрос какой?

Словарный диктант по памяти, № 11

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

6ЛР: совершенствование полученных умений в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков.

Сначала, потом, вдруг, однажды, сегодня, тогда.

- Прочитай слова.

- На какой вопрос они отвечают?

- Поставьте в словах ударение, подчеркните  «опасные» места.

- Разбейте их на пары и постарайтесь запомнить.

- Запишите слова по памяти.

- Проверьте себя по учебнику.

Словарный диктант  № 12, работа в парах

Цель как деятельность учеников:

5ЛР: развитие умения находить и справлять ошибки при работе со словом.

М/к: развитие умений взаимодействовать друг с другом, совместно решать поставленные задачи.

Воробей, воробьи, воробьишка, мороз, Морозко, Дед Мороз, карандаш, карандашик, карандаши.

     Ученики читают слова, объединяют их по группам (с одинаковым корнем, обратить внимание на слова с разной формой), назвать «опасные» места в словах.

     Затем читают друг другу по очереди выборочно любые две группы слов и проверяют в парах написанное с опорой на учебник.

     После работы можно задать вопросы:C:\Users\user\Pictures\рамки, школа\чтение\shkolnye_kartinki_41_2.gif

- В каких словах есть суффиксы?

- Какое значение они имеют?

Словарный диктант  № 13

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

Только, столько, сколько, скоро, иногда, вдруг, однажды, сегодня, весело.

- Подчеркните орфограммы.

- Проверь себя по учебнику.

Словарный диктант  № 14 (взаимодиктант)

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

М/к: развитие умений взаимодействовать друг с другом, совместно решать поставленные задачи.

     Работа в парах. Сначала один ученик диктует слова, подготовленные дома, другой записывает. Затем меняются ролями. Взаимопроверка.

Итоговый словарный диктант

Цель как деятельность учеников:

4ЛР: развитие умений видеть орфограммы, выбирать написания, графически объяснять выбор написания, находить и исправлять орфографические ошибки.

М/р: развитие умений самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.

- Запишите под диктовку учителя.

Алфавит, ранец, рассказ, тетрадь, ученик, учитель, учительница, русский язык, Россия, Отечество, Москва, народ.

- Поставьте ударение.

- Подчеркните все орфограммы, которые изучили.

C:\Users\user\Pictures\для презентаций, фоны\школа85.jpg

Упражнения для работы со словарными словами

1. Игра «Кто быстрее поднимется по словесной лестнице»

                         малина

      ягода                          смородина

     вес_            логор_       дгромк_

  с_ бака         скор_            ов_щи

  д_рога         р_бота          ин_гда

 тольк_           т_гда            ул_ца

- Составить устно предложение со словом призом.

- Записать схему предложений. В ней указать «опасные» места.

(Пример. Ребята собрали полную корзину лесных ягод.

                          е           о                             о                    о        д   .

2. Из слогов составить словарные слова

РЕ       ХО      МА

ШИ     ТА       РО

БЯ       НА      ШО

- Прочитайте слоги. Составь из слогов трёхсложные слова. Запишите их.

- Поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные слоги.

- Как называются слоги с безударными гласными?

- Как называется слог, в котором ударный гласный звук?

- С одним из слов составь предложение.

- Какие правила записи предложения ты знаешь? Запиши своё предложение.

3. Работа со словарными словами по вариантам.

- Прочитайте слова.

Барабан, закон, класс, комната, касса, ветер, природа, что, корзина, хорошо, стакан, почерк.

- Ребята первого варианта выписывают двусложные слова, ребята второго варианта – трёхсложные.

- Поставьте ударение. Обозначьте непроверяемые безударные гласные.

- Разделите слова для переноса. Какие правила надо помнить?

4. Игра «Помогите  Незнайке!»

- Незнайка переносил слова.

Чер-ёмуха,  шо-фёр, шо-ссе, ю-ный, при-ро-да, на-се-ко-мы-е, на-зад, о-бла-ко, кла-сс, ба-тон.C:\Users\user\Desktop\моя работа\уварова\картинки\детские картинки\детские картинки\thCAW0GLA0.jpg

- Где ошибки? Вот вопрос!

- Кто исправит перенос?

(Слова записаны на доске)

5. Игра «Проверь ударение в словах»

- Выпишите те слова, в которых правильно стоит ударение.

Город,  городской,  Россия,  россияне,  улица,  дорога, придорожный, столько,  весело,  народ.

- В однокоренных словах выделите корень.

6. Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает»

Записаны «заколдованные» слова, в каждом из которых вставили лишний слог.

бедарёза

ялазык

оситуна

рятабина

укулица

лепосок

- Сравните слова со звуками.

- Какое слово «лишнее»? Почему?

- Какое слово переносить нельзя? Измените слово так, чтобы его можно было перенести.

7. Допишите к словам недостающие слоги.

Груп…,   жен…на,   за…,  ко…дир,  …лейбус,  …мон,   пра…ло,   со…вей.

- Поставьте ударение.

- На какие группы можно разделить данные слова? Почему?

- Подчеркните безударные гласные, которые надо запомнить.

8. Измените слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

принести, внучка, бабушка, корзина, яблоко.

Внучка принесла бабушке корзину яблок.

Принесла внучка бабушке корзину яблок.

Бабушка принесла внучке корзину яблок.

Бабушка принесла внучке корзину яблок?  и  т.д.

При самостоятельном конструировании предложений можно плодотворно работать с предлогами.

9. Измени данные слова так, чтобы получились как можно больше предложений, можно добавлять и другие слова:

сидеть, ученик, парта.

                                          Ученик сидит за партой.

                                          Ученик сидит около парты.

                                          Ученик подошёл к первой парте.и  т.д.

Задания 8 и 9 предлагаются в наиболее трудном варианте: отдельные слова для составления предложений или предложений для составления текста записываются на доске.

Тем ученикам, которые не могут выполнить задание на предложенном уровне самостоятельности, оказывается помощь № 1: индивидуальное разъяснение задания. Если данная мера является недостаточной и ребёнок по-прежнему не включается в работу, можно предположить, что это происходит из-за трудностей чтения или восприятия читаемого с доски. В таком случае оказывается помощь № 2: слова или предложения в том же виде, что и на доске, предъявляются ему на листочке.

Детям, которые не могут правильно выполнить задание в уме, оно предлагается с привнесением наглядно-действенной опоры – помощь № 3:листочек разрезается на отдельные слова или предложения. Дети передвигая их могут конструировать, искать правильный вариант их расположения.

Если у учащихся отсутствует оперативность в работе зрительных анализаторов, плохая пространственная ориентировка, то ребёнку оказывается помощь № 4: прямая подсказка основы предложения при его составлении и первого предложения в тексте. При необходимости помогаю найти необходимые словосочетания и следующие предложения.

10. Подберите к слову синонимы.

Мороз.

Подбор синонимов к данному слову. Затем со всеми словами составленного ряда составляются предложения.

11. Напиши небольшое сочинение на тему (у каждого ученика своя тема сочинения), используя словарные слова.

  • «Лес осенью»
  • «Я вырос»
  • «Как изменилась природа с приходом холодов»
  • «Я стал второклассником»
  • «моё любимое животное»

12. С помощью слов-антонимов охарактеризуйте названных ниже животных – героев сказок и басен. Подчеркни антонимы.

Волк – лиса (по хитрости),

лев – заяц (по храбрости),

муха – слон (по величине),

ягнёнок – волк (по силе),

лисица – ворона (по уму).

13. Группировка антонимов по парам.

Детям предлагается список слов, которые могут образовать анатомические пары.

Задание:  выписать пары слов с противоположным значением.

Свобода,  ссориться, хорошо, сумма, тоска, плохо, неволя, радость, разность, мириться.

Разновидностью данного упражнения может быть упражнение на составление предложений с антонимами.

14. Замена антонимов в предложении.

Данные предложения:

  1. Пустой колос лёгок, он стоит прямо.
  2. Наступила холодная снежная зима.
  3. Зимой рано смеркается.
  4. Заяц быстро бегает.
  5. Весной птицы летят с юга на север.

Перестроенные предложения:

  1. Полный колос тяжёл, но к земле клонится.
  2. Наступило жаркое цветущее лето.
  3. Зимой поздно рассветает.
  4. Черепаха медленно ходит.
  5. Осенью птицы летят с севера на юг.

15. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Начало предложений:

  • В поле холодно, ветер спешит, а в уютном беличьем домике…
  • Наступила весна, всё ожило: и огромные дубы, и высокие берёзы, и кустарники дикой малины, и…
  • Впереди старые, сильные лебеди,…
  • Умный себя винит,…

Дополнения:

  • тепло и спокойно
  • крохотные кустики брусники
  • сзади летели те, которые были моложе и слабее.
  • глупый – своего товарища.

16. Подбор антонимов к словам, выступающих в разных значениях.

(многозначность слов)

С лёгким чемоданом – с ………… чемоданом.

Лёгкое решение задачи – ………… решение задачи.

По лёгкому морозу – по ………… морозу.

В старом саду – в ………… саду.

На старую квартиру – на ………… квартиру.

О свежем батоне – о …………. батоне

В свежем костюме  – в …………. костюме.

17.Подбор синонимических групп антонимов.

- Прочитайте стихотворение А. Прокофьева

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную…

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

                                            (А.Прокофьев)

- Определите, сколько синонимических ряда есть в стихотворении?

- Чем они являются по отношению друг к другу?

- Составьте подобные противопоставленные ряды.

(Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Дети с интересом составляют подобные противопоставленные ряды:

Солнце яркое, жгучее; луна … (бледная, холодная).

В лесу тихо, спокойно; в лесу … (шумно, тревожно).)

18.  Подбери антонимы к разным значениям выделенных слов:

Около старого памятника - …

На старый кабинет - …

В мягкой ладони - …

На мягкой кровати - …

19. Закончи начатые предложения с помощью слов-антонимов.

Петя отправился в далёкое путешествие, а Коля …

У Вани свежая газета, а у Толи …

Вчера по небу плыли меленькие облака, а сегодня…,

Я люблю гулять по широким улицам, а мой товарищ по….

20. От данных слов образуйте фамилии людей.

Баран - ……..

Воробей - ……..

Заяц - ……..

Корова - ……..

Собака - ……..

- Поставьте ударение в словах. Подчеркните букву безударного гласного. В однокоренных словах выделите корень.

21. Игра «»Почему их так зовут?»

Подберёзовик - …….

Подосиновик - …….

Малиновка - ……..

- Составьте предложение с одним из этих слов.

22. Работа с текстом.

- Запишите небольшой текст под диктовку.

Весной радостно зачирикал воробей. Громко трещит сорока на берёзе. Трусливый зайчишка грызёт осиновые ветки.

- Подчеркните слова, правописание которых надо запомнить.

- Поставьте в них ударение, подчеркните букву безударного гласного.

- Выберите любое словарное слово, запишите к нему однокоренные слова. Выделите корень.

23. Сочините сказку:

 «Почему  огурец покрыт пупырышками»

    «Дружба огурца и капусты»

    «Его величество помидор»

    «Молодильное яблочко»

24.

На доске записаны слова.

Лимон, рябина, яблоко, апельсин, берёза, осина.

- Разделите слова на группы.

- По какому признаку делили слова на данные группы?

- Запишите только названия фруктов.

- Поставьте ударение. Подчеркните буквы безударных гласных.

- Представьте эти фрукты. Расскажите, чем они различаются.

- Попробуйте продолжить определения:

Лимон – плод….

Яблоко – плод…..

Апельсин – плод….

25. Работа со словом

- Какое слово записано:  мзоро?

- Запишите слово. Докажите, что в нём есть «опасные» места.

- Запишите, что обозначает слово мороз.

- Запишите транскрипцию этого слова. Сравните с написанием. Что заметили?

- Подчеркните «опасные» места.

- Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.

- Подберите синонимы к слову мороз.

- Подберите антонимы к слову мороз.

- Запишите выражение:  

Мороз идёт по коже.

- Когда так говорят?

26. Работа со словом.

- Закончите предложение. Запишите слово.

Великий, могучий, талантливый, терпеливый, русский……

- В предложении подчеркните «опасные» места.

- Подберите и запишите синонимы к слову народ.

- Запишите однокоренные слова к этому слову. Выделите корень. Составьте с ними сочетания.

27. Игра «Да – нет»

- Прочитайте слова, выберите только те, в которых безударная буква о:

Народ, погода, работа, Россия, мороз, ссора, кровать, почерк.

- Подчеркните слова, поставьте ударение, выделите безударные гласные.

- Составьте предложение использую данные слова, которое бы соответствовало данной схеме.

  .

28. Игра «Угадай словарное слово»

1. Это слово называет неодушевлённый предмет, который относится к школьным принадлежностям. Оканчивается слово на твёрдый глухой шипящий звук. В его написании есть три буквы а.

- Запишите слово. Подчеркните «опасные» места.

- Разделите на слоги.

- Запишите к нему подходящие слова-названия признаков.

29.Игра «Слово спряталось»

- Запиши слова, которые спрятались в слове однажды.

___________________________________________________

- Какими словами можно заменить слово однажды? Запиши.

___________________________________________________

30. Работа со словарём.

Подготовь тренировочный словарный диктант для своего соседа по парте: запишите 8 слов с непроверяемыми написаниями.

31. «Работаем с новым словом»

1.Чтобы прочитать новое слово, нужно вычеркнуть нерусские буквы в этом шифре.

РYАGCCWSKZSQANRLЗ

2. Разбери слово по составу и попробуй объяснить, почему в нём пишется две буквы с.

Р А С С К А З

3. Какие есть орфограммы в этом слове? Обозначь их. Какие написание можно объяснить, а какие нужно запомнить?

Р А С С К А З

4. Собери из частей слова с похожим составом. Запиши, добавляя необходимые части слова.

рас     смотр________________

           свет_________________

           сказ_________________C:\Users\user\Pictures\рамки, школа\9(5).png

смеш________________

Список литературы

  1. Бобровская Г. В.  Активизация словаря младшего школьника // «Начальная школа», № 4, 2003, стр.47
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. Орфографическая тетрадь. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2-й кл.), 2-е изд., испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 64 с. (Серия «Свободный ум»)
  3. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития речи коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008.
  4. Макорова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008.
  5. УМК Образовательной системы «Школа 2100» для начальных классов.
  6. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования // «Начальная школа» №7, 2000.

Уварова Елена Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...