Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чарушникова Ольга Владимировна

На уроке работа идёт , соприкасаясь с темой "Осень". Идёт раграничение однородных членов предложения от неоднородных. К конспекту  прилагается презентация для работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.37.64 КБ
Файл Презентация к уроку.2.5 МБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 1»

города Перми

Открытый урок русского языка

в 4 классе

по теме «Постановка запятой в предложениях с однородными  членами»

Образовательная система «Школа 2100». Учебник: Р. Н. Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 4 класс»

Место урока в теме: Совершенствование знаний - отличие однородных членов предложения от неоднородных

Составила: учитель первой квалификационной категории

Чарушникова Ольга Владимировна.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания.

Задачи: Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, находить в предложении однородные и неоднородные определения.

       Планируемые результаты образования:

Предметные: Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения, однородные и неоднородные определения.

Уметь находить их в предложении.

Уметь правильно ставить  знаки  препинания между однородными членами предложения.

Знать, где используются однородные члены предложения.

 Метапредметные:  

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

 Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор,  мультимедийная презентация,  карточки с текстами, разноцветные листья дерева, изображение дерева.

Этапы работы

Содержание этапа

УУД

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные.

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

Хорошее настроение позволит нам успешно работать и принесет   нам всем радость общения друг с другом.

- Улыбнитесь друг другу.

- Мы начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, слова:«Классная работа.».

 

2.

Учебно – познавательная  деятельность

Введение в тему урока. Зрительное восприятие языкового материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение, записывать предложения с однородными членами и ставить в них знаки препинания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создание условий для умений  участвовать в учебном диалоге; строить речевые высказывания; формулировать и аргументировать собственное мнение; выполнять работу самостоятельно.

Методы: поисковая деятельность, практические , стимулирование

Методы поощрения:стимулирующее оценивание

Коррекция

Формулирование темы урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно формулировать тему урока, осуществлять поиск необходимой информации из материалов учебника,  рассказа  учителя; строить понятные речевые высказывания, аргументировать собственное мнение.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать  самостоятельному  формулированию темы урока.

Методы: учебный диалог, ассоциативный

Методы поощрения:похвала

Целеполагание.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организовать деятельность обучающихся для самостоятельного формулирования целей урока.

Методы: иформационно-обобщающие

Методы поощрения: одобрение

Организация самостоятельных выводов.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь строить понятные речевые высказывания, формулировать выводы, аргументировать собственное мнение; уметь  действовать с учетом выделенных ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу при выполнении задания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать деятельность обучающихся по формированию самостоятельных выводов.

Методы: информационно-обобщающие

Знакомство с новыми понятиями.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;  дополнять и расширять имеющиеся знания об однородных членах предложения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать учебную деятельность обучающихся на восприятие, осознание, первичное обобщение новых знаний.

Методы организации работы: проблемно-поисковый, иллюстративный, информационно-поисковый

Методы стимулирования:оценивание, похвала

Организация первичного узнавания и нахождения.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь самостоятельно узнавать и находить однородные  и неоднородные определения в тексте; осознанно строить речевое высказывание в устной форме о правилах обозначения однородных и неоднородных определений на письме; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственное мнение.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по первичному узнаванию и нахождению однородных и неоднородных определений в предложениях.

Методы:  беседа, работа с Толковым словарем, практические, поиск контактов и сотрудничества, организация самопроверки.

Формирование и отработка умения находить однородные члены предложения, определять их роль в предложении.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь осуществлять поиск необходимой информации из материалов предоставленных учителем; использовать различные способы обработки, анализа, передачи информации; принимать участие в учебном диалоге; формулировать и аргументировать собственную точку зрения; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек   зрения.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:  создать группы для совместной познавательной деятельности, предоставить обучающимся необходимый для работы материал, способствовать созданию ситуации успеха.

Методы:  поисковый,  формирование познавательного интереса, опора на жизненный опыт, заинтересованность в результате коллективной работы.

Методы поощрения:похвала, оценивание

Коррекция:

Слайд 1

Какое сейчас время года? Назовите приметы золотой  осени.

Слайд 2

- Что изображено на экране? (Листья деревьев. Что можно сказать об этих листьях?

- Они  одинаковы  по форме и размеру, но различны  по цвету.

-Сегодня за каждый правильный ответ можно будет получить такой листок. Активную и безошибочную работу каждого можно будет определить в конце урока по количеству собранных листиков.

- Какие они? Опишите их как можно точнее.

- Можно ли составить предложение  об этих листьях, используя ваши высказывания? Какое это получится предложение? Что мы знаем о таких предложениях.

-  Запишем своё предложение в тетрадь, поставив все необходимые знаки препинания.

Слайд 3.        

- Посмотрите еще раз внимательно на эти    чудесные листья.            

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти листья  к теме нашего урока? (У нас листья, принадлежащие одному дереву и однородные члены предложения, которые относятся к  одному и тому же  слову).  

- Подумайте   и назовите тему нашего урока. (Тема сегодняшнего урока:  «Постановка запятой в предложениях с однородными  членами».)

Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Научиться выделять однородные члены предложения и правильно использовать знаки препинания между ними.)

Слайд 4.

- Какие члены предложения называются однородными?

Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и что мы должны уметь? / Дети предлагают. Учитель фиксирует/

Что надо знать

Что надо уметь

Признаки однородных членов предложения.

Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Находить в тексте  однородные члены предложения.

Употреблять однородные члены предложения в своей речи.

Правильно расставлять знаки препинания в данных предложениях.

                                                               

- Ребята, подумайте и сформулируйте признаки однородных членов предложения.

Выводы: каждый начинает свое выступление со слов «однородными называются члены предложения,  которые…» (признаки не повторять!)

Ученики высказываются, на доске появляются

названные признаки.

Слайд 5

Признаки однородных членов предложения:

1.     Отвечают на один и тот же вопрос

2.     Являются одним и тем же членом предложения

3.     Относятся к одному и тому же слову

4.     Выражены одной и той же частью речи

5.     Читаются с перечислительной интонацией.

Слайд 6.

- Именно осенью перелётные птицы покидают родные места и отправляются в далёкое путешествие  к югу. А какие птицы остаются зимовать в нашей местности? (вороны, голуби, воробьи, синицы…) Составим первое предложение о перелётных птицах, используя однородные сказуемые. Второе предложение составим о зимующих птицах, используя однородные подлежащие.  

(Выслушивание предложений в классе и корректировка работ)

- А какая  птица прилетает к нам зимовать? Отгадайте  загадку.

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!    (снегирь)

- Запишите это слово в тетради и на доске. Поставьте ударение. Какая орфограмма в слове? (проверяемая безударная гласная  в корне слова. Проверочное слово -  снег)

- Как вы думаете, почему снегиря так  назвали? А как  можно уточнить наши предположения?

/посмотреть значение этого слова в «Толковом словаре»/

- Найдите это слово в Толковом словаре.

Слайд 7.

Снегирь. , -я, м. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых. Серого цвета, с красной грудью (у самцов).

- Запишите первое предложение.

- Найдите в нем определения, подчеркните их.

- Какой вопрос у вас возникает? / Почему отсутствуют запятые?/

 К какому слову относятся подчёркнутые слова? На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения являются? Какой частью речи выражены? Почему между ними не поставлена запятая?

Выслушиваются предположения детей. (Нет перечислительной интонации, в этих определениях нет однородности, первое определение говорит о размере птицы, второе определение о ее качествах).

- Попробуйте поставить между этими определениями союз и.

а.

- Сделайте вывод из всего сказанного сейчас на уроке, как определить, какие слова будут однородными членами предложения, а какие не будут ими являться? / Выслушиваются мнения детей, фиксируются высказывания на доске/.

-  А могут являться  неоднородными, но зависящие от данного слова и отвечающие на один и тот же вопрос среди других членов предложения? / Да. Например, обстоятельства:  улетают (куда?) далеко на юг./ Выслушиваются ответы учащихся. Более удачные записываются в тетрадь.

Слайд 8.

- А теперь поработаем в парах. Перед вами предложения (на слайде и на карточках):

1)В один из _сенних ясных дней я вышел во двор.

2)Я поднял гол_ву  и обомлел от окружающей красоты.

3)  Вокруг ст_яли деревья вд_р_гихразн_цветных уборах.

3)С  осинна землю медленно  падали  жёлтые  красные оранжевые листья.

4) Эти лёгкие и п_слушные ветру путешественники не спешили упасть на землю.

5)Я поймал один холодный кружевной листок.

6)Он с удовольствием на моей ладони  ловил свет и тепло лучей осе__егосо_нца.

- Какое задание может быть к данному упражнению? /Расставить запятые, научиться отличать однородные члены предложения от неоднородных/

- Как лучше организовать работу, чтобы эффективно поработали оба  ученика в паре? /Одному выписать номера предложений с однородными членами предложения, а другому – с неоднородными/

- Не забудьте вставить пропущенные буквы. Докажите, правильно ли вы вставили буквы?

- Сверьте с соседом проделанную работу. Уточните  спорные вопросы, доказав свою точку зрения.

 -  Проверим  правильность выполненной работы групп./…/

- Найдите однородные члены предложения, выделите  их.

- Охарактеризуйте однородные члены предложения (главные или второстепенные).

- Как на письме они разделяются? (запятой)        

- Вывод: какими членами предложения могут быть однородные члены предложения? (главными и второстепенными).

- Есть ли в этом тексте предложение с неоднородными определениями?  Прочитайте его. Докажите, что в этом предложении есть неоднородные определения.  (в этом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, между ними нельзя поставить союз и).

- Спишите предложения.

Для тех обучающихся, кто работает быстрее: составить  2 предложения с неоднородными определениями.

        

- Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. У нас будет 5 групп. Объединитесь, пожалуйста, в группы по своему усмотрению, с теми, с кем вам будет удобно работать.

- У каждой группы есть тексты. Внимательно прочитайте их и расскажите, где используются однородные члены предложения? Для чего нужны однородные члены предложения в нашей речи? Подчеркните все однородные члены предоложения.

Группа № 1

Плоды смородины, черники, клюквы, томатов, винограда относятся к ягодам. Стручки развиваются у  сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя. Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, тюльпана. Семена растений различаются по форме и по размерам. (окружающий  мир)

Группа № 2

В состав корма для кошек входят: зерновая мука, твердая желтая кукуруза, животный жир, пшеничная мука, соль, лимонная кислота, витамины. (Состав корма)

Группа № 3

Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя, душицы. Сбор применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях.

Способ применения: три столовые ложки травы поместить в эмалированную посуду, залить одним литром горячей кипяченой воды, закрыть крышкой и кипятить в течение пятнадцати минут. После этого отвар охладить и процедить.

(состав корма и инструкции по приготовлению)

Группа № 4

Салат из рыбного филе.

Филе морской рыбы отварить, охладить и нарезать ломтиками. Сваренное вкрутую яйцо нарезать кубиками. Сложить все в посуду, добавить по вкусу соль и перец, перемешать, полить майонезом, посыпать зеленью петрушки, украсить ломтиками лимона. (Рецепт или инструкция по приготовлению салата)

Группа № 5

Иволга – лесная певчая птица с желтыми, зеленоватыми и черными перьями. (Толковый словарь, объяснение значения слова)

- Так, где же используются однородные члены предложения?

- У какой группы в тексте есть неоднородные определения? Найдите такие предложения и прочитайте.

Для тех обучающихся, кто работает быстрее:

- Подумайте и назовите, где еще могут использоваться однородные члены предложения? (инструкция по сборке мебели, в тексте-описании…)

Коммуникативные. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в  соответствии с  грамматическими нормами родного языка.

Общеучебные универсальные действия. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Общеучебные универсальные действия. Структурирование знаний.

Общеучебные универсальные действия. Поиск и выделение необходимой информации. Определение методов информационного поиска.

Регулятивные действия. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Постановка и решение проблемы.

Регулятивные действия. Прогнозирование – предвосхищение результата познавательной цели.

Логические универсальные действия. Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные действия.  

Коммуникативные действия. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций и способов взаимодействия.

Контроль, коррекция, оценка  работы сверстников.

Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: уметь действовать с учетом выделенных ориентиров; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценке, результативности своей деятельности и деятельности класса.

Методы: самооценка, взаимооценка.

Методы поощрения:стимулирующее оценивание

Организация объяснения домашнего задания.

Методы: выполнение творческих заданий

- Какая тема была у нас на уроке? Какую цель ставили?

Смогли ли мы её реализовать? Что узнали нового об однородных членах предложения?

- Если урок понравился и вам было все понятно, то прикрепите на наше дерево (СЛАЙД9 ) свои листочки  на верхние ветки.  Те ребята, кто засомневался в своих знаниях, прикрепите свои листочки  на нижние ветки дерева. Не отчаивайтесь, мы продолжим эту работу на следующих уроках.

- Посмотрите, какое замечательное дерево  у нас получилось!

-Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Слайд № 10 (вид нашей школы)

Что видите на снимке? Вам нравится учиться в нашей школе?

- Составить текст из 5 предложений о школе, используя однородные и неоднородные члены предложения. Завтра при проверке домашнего задания, мы оценим ваше умение использовать в своей речи однородные члены предложения.

Урок закончен. Всем спасибо.

Общеучебные действия. Рефлексия , контроль и оценка процесса и результатов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные члены предложения 4 класс

Слайд 2

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 1» города Перми

Слайд 4

Листья дерева

Слайд 5

Осень

Слайд 6

Какие члены предложения являются однородными? Что надо знать ? Что надо уметь?

Слайд 7

Признаки однородных членов предложения: Отвечают на один и тот же вопрос Являются одним и тем же членом предложения Относятся к одному и тому же слову Выражены одной и той же частью речи Читаются с перечислительной интонацией.

Слайд 9

Из толкового словаря. Снегирь. , -я, м. Небольшая певчая птичка семейства вьюрковых. Серого цвета, с красной грудью (у самцов).

Слайд 10

Упражнение. 1) В один из _ сенних ясных дней я вышел во двор. 2)Я поднял гол_ву и обомлел от окружающей красоты. 3) Вокруг ст_яли деревья в д_р_гих разн_цветных уборах. 4) С осин на землю медленно падали жёлтые красные оранжевые листья. 5 ) Эти лёгкие и п_слушные ветру путешественники не спешили упасть на землю. 6 ) Я поймал один холодный кружевной листок. 7 ) Он с удовольствием на моей ладони ловил свет и тепло лучей осе__его со_нца .

Слайд 11

Наши листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания при однородных членах предложения

конспект урока по русскому языку 4 класс...

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Презентация по программе "Начальная школа 21 века". Учебник  Издательского центра "Вентана-граф", 2012 года....

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

«Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и ск...

"Знаки препинания при однородных членах предложения", 4 класс.

Знать, какие члены предложения являются однородными, уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать любовь к при...

Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Данный материал представляет собой урорк обобщение по теме " Однородные члены предложения"....