Урок русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тетеревникова Ирина Кузьминична

Считаю, что критериями  эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:

- наличие  учебного плана проведения урока в зависимости от индивидуальных особенностей готовности класса;

- использование проблемных творческих задач;

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

- рефлексия на каждом этапе урока и в конце;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

-вариативность домашних заданий

Основа моей педагогической деятельности создание ситуаций ,  в которых ученики осуществляют самостоятельный поиск и имеют возможность проявить свои творческие способности, развить мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  школа № 17

имени генерал — лейтенанта В.М.Баданова

города Димитровграда Ульяновской области

Урок русского языка  по теме

 «Имя существительное»

2 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Тетеревникова Ирина Кузьминична

Димитровград

2015г

Тема урока: Имя существительное

Цель  урока (содержательная) : создание условий для формирования понятия «имя существительное»,  как  часть речи.

  1. Цели урока: Закрепить и углубить знания учащихся об имени существительном.

Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к русскому языку.

  1. Результаты деятельности:

Личностные.   Сформированность учебных мотивов.Умение воспринимать задание.

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Метапредметные   Регул.принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществлять самоконтроль,контроль результата деятельности и анализ деятельности.

Позн. Ориентироваться в информационном материале ; строить рассуждения в форме простых суждений, делать выводы о результате совместной работы класса и учителя

Коммун. Принимать участие в работе группами, парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Предметные:   Уточнить находить слова, обозначающие предмет; различать грамматические группы слов(части речи); определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные, изменять по числам.

Этапыурока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

Мотивационный (самоопределение к учебной деятельности)

Организует ситуацию настроя детей на работу

Мы рады видеть в гостях учителей нашей школы. Пусть у всех будет хорошее настроение. Повернитесь к друг другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.

Настраиваются на активную работу на уроке

2

Актуализация знаний

Организует работу детей в тетради

В народе говорят «Повторение – мать учения».

Сегодня мы повторим изученный материал, а вот тему определите сами в команде.

Прочитайте текст, добавьте подходящий по смыслу слова. Определите, о чем  говорится в тексте и выведите тему урока. Докажите своё предположение словами из текста.

:…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

-Тема урока «Имя существительное»

-Наша задача: обобщить знания об имени существительном как части речи, составить памятку – кластер.

-Я желаю вам удачи, пусть каждый чувствует себя на уроке как рыба в воде. Как вы понимаете фразу «Как рыба в воде»?

-Задание для чистописания.

-Запишите  в тетрадях эту фразу, выделите орфограммы. Поменяйтесь тетрадями с партнером по плечу и оцените работу.

1)Учащиеся знакомятся с текстом : первый ученик читает, второй вписывает слова, третий прочитывает полный текст, четвертый отвечает.

2)прописывают фразеологизм в тетради, подчеркивают орфограммы (самооценка  работы)

3

Постановка учебной задачи

-Проблемная ситуация

Организует парную работу со словарным словом

-Назовите имена существительные.

Как отличить имена существительные от других частей речи?

Организует работу в  парах, в тетрадях

- Прочитайте группу слов, на листочке вставьте пропущенные буквы. Выпишите только имена существительные. На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Разделите их в  два столбика: яг.да, яг.дный, б.рёза, б.рёзовый, сн.гирь, ябл.ко, в.село, в.рона, д.ревня, за.ц.

После выслушивания и обсуждения возможных способов.

снегирь

заяц

ворона

ягода

яблоко

деревня

деревня

На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

-Назовите признак имени существительного.

-Как отличить имя существительное от других частей речи?

 На доске вывешивается слово «имя существительное» (создается кластер).

Дети выполняют работу самостоятельно, предлагая  различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор,

-1-кто?, 2 – что?

На доске:

имя существительное

-предмет

-кто? что?

В ходе обсуждения дети приходят к выводу о том, что слова , отвечающие на вопросы кто? - одущевлённые

 что?-  неодушевленные. (на доске : одущевлённые, неодушевленные)

4

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Организует коллективную  работу учащихся.

1)Прослушайте аудиозапись, помогите решить спор одноклассниц. Обоснуйте свой ответ.

 В одном классе между одноклассницами произошел спор. Катя утверждала , что слово ЛИСИЧКИ –неодушевленное, а Света говорит, что это имя существительное одушевленное.

- Кто из них прав и почему?

-От чего зависит признак слова ЛИСИЧКИ?

-Составьте два предложения, используя признак существительного: одущевлённое, неодушевленное.

2)«Вымысел или факт».

-Читая книгу я увидела, что слово «ЛЕВ»  написано с маленькой буквы, а потом мне встретилось это же слово , но оно было написано с большой буквы.

- Это вымысел или факт?

Обсудите в команде, обоснуйте свой ответ.

-Какой признак существительного мы выделим?

-Какие имена существительные собственным?

Работа в группах(по 4 человека, дети в команде по очереди  начиная с первого высказывают свои предположения, каждому дается 5 секунд)

Слово ЛИСИЧКИ  имеет два значения, гриб и зверь.

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка

На доске : нарицательные- собственные.

5

ФИЗМИНУТКА - игра

Задание.

На листочке записать существительное, а на обратной стороне указать граматические признаки : вопрос, одуш. или неодуш., нариц. или собственное.  Включается музыка, дети танцуют, как останавливается музыка, образуют пары ,один из учеников  называет существительное, а его партнер указывает признаки существительного.

6

Самостоятельное использование новых и ранее сформированных умений

Задание№1

- Вставь в предложение подходящие по смыслу существительные. Объясни свой выбор.

*Лёва ….. делал домик для ……(скворцов, Скворцов)

Андрей … любит слушать рассказы … (рыбаков, Рыбаков)

Толя … привёз много …. .(рыжиков, Рыжиков)

- Проверьте орфографию.

Задание№2

- По какому грамматическому признаку составлены пары?

стол – ст.лы

з.мля – земли

.кно – окна.

Задание №3.

Измени число. Сделайте вывод.

Сахар, ребята, новости, корм, дуб, сосна.

Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка.

Работа в группах(по 4 человека, дети в команде по очереди  начиная с первого высказывают свои предположения, каждому дается 5 секунд)

На доске : единственное число - множественное.

Некоторые существительные имеют форму  только единственного или только форму множественного числа.

7

Обобщение усвоенного нового знания

- Что такое имя существительное?

-  Какие  имена  существительные относятся к одушевленным, какие к  неодушевленным?

-Что такое  собственные и нарицательные имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

КЛАСТЕР.

Подводят итог урока.

8

Рефлексия

-Какое задание понравилось, почему?

-Чью работу на уроке вы бы могли выделить?

- Спасибо за работу.

Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание работы

товарищей.

…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)

…………………………   – важная часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдению ученых, …………………   появляется в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.

Почти каждое второе слово в нашей речи –  это …………………………...

(О чем говорится в тексте?  Подчеркни выражения , которые доказывают что это …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. Тема: Звуки и буквы. УМК "Школа России". 1 класс.

Эта презентация  содежит в себе все основные этапы современного урока.  Помогают провести урок герои из русской народной сказки "Рукавичка", с которой познакомились на уроке литературного чт...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...

Конспект урока русского языка в 1 В классе УМК «Школа России» Учитель : Загоскина И.Н. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми» ?

Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Какие слова мы называем вежливыми?" На уроке дети работают по определённому плану ,самостоятельно применяя получ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Что обозначает глагол».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи.Задачи урока Дидактические:дать...