"Сложные слова". Урок русского языка в 3 классе. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Жукова Наталья Николаевна

Основные цели:

1.сформировать представление о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней.

2.Развивать познавательный интерес учащихся, речь, умение анализировать, сравнивать.

3.Воспитывать интерес к языку, к слову.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Урок построен по технологии деятельностного метода .

Структура урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода:

1.     Мотивация ( самоопределение) к деятельности.

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

3.     Выявление места и причины затруднения.

4.     Построение проекта выхода из затруднения.

5.     Реализация построенного проекта.

6.     Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.     Включение в систему знаний и повторение.

9.     Рефлексия деятельности( итог урока).

Формирование УУД.

Личностные:

-обладать мотивационной основой учебной деятельности;

-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-проводить сравнение и классификацию;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._3_klass.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Сложные слова».

Основные цели:

1.сформировать представление о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней.

2.Развивать познавательный интерес учащихся, речь, умение анализировать, сравнивать.

3.Воспитывать интерес к языку, к слову.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

Урок построен по технологии деятельностного метода .

Структура урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода:

  1. Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия деятельности( итог урока).

 

Формирование УУД.

Личностные:

-обладать мотивационной основой учебной деятельности;

-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-проводить сравнение и классификацию;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.

Материал к занятию:

  1. электронное приложение к учебнику;
  2. карточки ( образцы для самопроверки, эталоны);
  3. иллюстрации;
  4. этимологические словари;
  5. карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в группах.

Ход урока.

1.Мотивация ( самоопределение) к деятельности.

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться.

Мы пришли сюда учиться.

-Мы пришли учиться, узнавать новое.

-Хотите узнавать новое?( Да)

-Для чего это нужно? ( Чтобы расширять свой кругозор, чтобы быть умнее, грамотнее…)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

-Прежде, чем узнавать новое, повторим то, что изучили на прошлых уроках.

-Как называется главная часть слова?

-Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

-При помощи каких частей образуются новые слова?

-Восстановите на доске алгоритм разбора слова по составу:

  1.Измени слово и найди окончание.

  2.Подбери родственные слова, выдели корень.

  3. Найди приставку в слове.

  4.Найди суффикс.

   5.Составь схему слова, используя условные обозначения.

-Какие способы образования слов мы знаем? ( Приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный)

-Возьмите карточку №1 и разберите слова по составу. Объясните способ их образования.

Карточка №1.

Садик , подбородок , лётчик , кормушка , привкус , подарок , снегопад.

Дети разбирают слова. Объясняют. Возникает затруднение.

Слово снегопад состоит из двух корней. Оно вызвало затруднение в разборе слова по составу.

3.Выявление места и причины затруднения.

Дети определяют место и причину затруднения.

Д.-Мы не знаем, есть ли в русском языке слова с двумя корнями.

Д.-Мы не знаем, каким способом образовано слово. Наверное, в русском языке есть ещё один способ образования новых слов.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель перед собой поставим? (Узнать новый способ словообразования).

-Чтобы легче было достичь цели, предлагаю поработать в группах.

Дети объединяются в группы. Им выдаётся пакет с карточками, план , клей-карандаш, лист бумаги.

Каждая группа работает по выданному плану.

План

1.Составьте из частей слова.

2.Наклейте слова на лист.

3.Сделайте вывод.

Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова?

План.

  1. Выделите корни в словах.

Рыба, ловить.

Каша, варить.

      2.Составьте из корней новые слова.

      3. Сделайте вывод.

          Путём соединения каких частей могут быть образованы новые слова?

5.Реализация построенного проекта.

Дети работают в группах. Затем представляют свою работу. Размещают на доске составленные слова:

Пешеход, камнепад, пешеход, птицелов, сеновал, волнорез, пчеловод, книголюб, свинопас, пароход, звездопад, полевод, сталевар, мореход, землекоп, саморез.

-Сколько корней в каждом из этих слов?( Два)

-Каким способом образованы слова?( Путём соединения двух корней)

-Какие буквы соединяют корни?(о,е)

Вывешивается схема нового способа образования.

-Если буквы о и е соединяют корни, как вы думаете, как они называются?

( Соединительные гласные)

-Итак, цели мы достигли, узнали о новом способе образования.

-А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Включается электронное приложение к учебнику)

-Что ещё нового узнали из сообщения Ивана Ивановича?( Слова, образованные путём соединения двух корней, называются сложными.)

Вывешивается табличка:

Сложные слова. 

-Обратимся к учебнику и там прочитаем о сложных словах.

 Узелки на память.

-У меня остался ещё один вопрос, который хотелось бы задать Вам.

-Посмотрите, я разделила слова на 2 группы. По какому принципу я это сделала? ( Слова с соединительной гласной о и соединительной гласной е)

-В каких случаях нужно писать е, а в каких о?

-Точный ответ на этот вопрос дадим, когда прочитаем стихотворение.

После мягких, шипящих и ц
В сложных словах пусть будет е.

А после твёрдых пусть будет о-

Не перепутает их никто.

-Вернёмся к карточке №1. Сможем ли мы теперь разобрать слово снегопад по составу? (Да).

Разбираем слово по составу. Называем способ образования.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Пришло время закрепить полученные знания.

-Перед уроком профессор И.И. Самоваров прислал нам письмо с загадками, а отгадки не простые, а сложные слова.

1.Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.

2.У меня два колеса,
Руль посередине.

Лишь ногами оттолкнусь,

По дорожке прокачусь.

3.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.

4.Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".

5.Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?

Дети отгадывают загадки. Слова записывают на доске и в тетради. Выделяют корни, подчёркивают соединительные гласные. ( Мухомор, самокат, самовар, пылесос,самолёт)

-Я  приготовила для Вас загадки в картинках.

-Угадайте, что за животные на них изображены. ( Носорог, утконос, козодой)

-Докажите, что слово носорог сложное.( Дети маркером у доски выделяют корни, подчёркивают соединительную гласную)

-Поработайте в парах, запишите слова: утконос, козодой. Выделите корни, подчеркните соединительные  гласные.

-Откуда у этих животных такие интересные названия?

Работа с этимологическим словарём.

Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения.

Затем учитель называет слова, если слово сложное, они хлопают, если нет-топают.

Малина, сказка, пулемёт, садовод, дымоход, хоровод, сосна.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Карточка №2.

  1. Запишите в тетрадь только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.

Луноход, трубочист, приморский, лесоруб, переехал, лесной, цветовод, овощевод, снегоход.

Проверяем по образцу. ( Карточки со сложными словами вывешиваются на доску)

Если задание выполнено верно, дети ставят на полях тетради +, если допустили ошибки-?

8. Включение в систему знаний и повторение.

А)Карточка № 3.

Дополните предложения сложными словами. Запишите их в тетрадь.

Выделите корни в сложных словах. Соединительные гласные подчеркните.

В саду начался ___________________.

Морковь-вкусный ________________.

___________покорили вершину горы.

___________следят за посадками молодых деревьев.

Слова для справок:  скалолазы, корнеплод, лесоводы, листопад.

Б) Работа с интерактивной доской.

Дети помогают совёнку распределить слова на группы по способу их образования.

9.Рефлексия деятельности( итог урока).

Пришло время подводить итоги.

-С какими словами познакомились сегодня на уроке? ( Со сложными словами)

Игра «Данетка»

-Сложные слова-это все длинные слова? ( Нет)

-Сложные слова образуются путём соединения двух корней?( Да)

 Соединяют корни соединительные гласные а и е?( Нет)

-Соединяют корни соединительные гласные о и е?( Да)

Дети в тетрадях  цветными карандашами оценивают свою познавательную деятельность на уроке. ( Зелёным цветом-если всё удалось, жёлтым-если недостаточно хорошо поняли тему, синим цветом- если много непонятного)

Записывается домашнее задание: с.119 упр. 213.

По желанию предлагается выполнить творческое задание: составить кроссворд на тему «Сложные слова», сочинить сказку, придумать несуществующее животное, название которого сложное слово, нарисовать рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...

Обозначение парных согласных звуков на конце слова. Урок русского языка 2 класс

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Обозначение парных согласных звуков на конце слова.Цели и задачи урока:  уточнить представления учащихся о проверочном слове и о способе п...

СЛОЖНЫЕ СЛОВА . урок русского языка 2 класс

file:///C:/Users/Comp-2-4/Downloads/slozhnye_slova.pptx...

Простое и сложное предложения. Урок русского языка. 3 класс

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России". "Простое и сложное предложения"...

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)

В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....