Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Нагорная Елена Алексеевна

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных гласных, обозначения мягкости согласных с помощью гласных звуков [е], [ё], [ю],[я],[и]. Отрабатывать навык переноса слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия № 51

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов.

(урок русского языка)

1 класс

                                                                                             

Учитель

начальных классов

Нагорная

Елена Алексеевна

2013 год

Тема: Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов.

Цель: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных гласных, обозначения мягкости согласных с помощью гласных звуков [е], [ё], [ю],[я],[и]. Отрабатывать навык переноса слов.

Планируемые результаты:

Предметные:  анализируют речевые ситуации, устанавливают аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; осознают роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных; различают функции йотированных гласных;  демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения; владеют нормами речевого этикета в ситуациях бытового и делового общения, демонстрируют умения делить слова для переноса.

Личностные:  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, знание основных моральных норм поведения,  участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, понимают схемы, приведенные в учебнике, строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать свое путешествие по страницам русского языка. С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

     2.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

Минутка чистописания.

                                  Буква Е передохнула.

                                  Как тотчас же на неё

                                  Пара птенчиков вспорхнула –

                                  Получилась буква Ё.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е.

- Найдите закономерность и пропишите до конца рабочей строки.

Прописывают в тетрадях: Ее / Еее / Ееее /

- Какую закономерность вы увидели?

- Что вы можете сказать об этой букве? (это мягкий командир, йотированная, когда стоит в начале слова, после гласной или после Ь и Ъ знаков – имеет два звука, когда стоит после согласной – имеет один звук.

Работа в парах.

- У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите их на две группы. Подумайте по какому принципу можно разделить все слова.

(земля, енот, ел, мел, речка, четверг, весна, сел, ест, еда) – можно разделить по количеству звуков, которые обозначает буква Е, а можно разделить по количеству слогов – слова с одним и двумя слогами.

- Какие из слов, можно  разделить для переноса? (дети выходят к доске с листочками, на которых написаны слова и записывают, деля их для переноса, остальные записывают в тетрадях)

ЗЕМ-ЛЯ          РЕЧ-КА          ЧЕТ-ВЕРГ

- Кто из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока. (дети называют тему урока)

-Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (будем учиться произносить и писать йотированные гласные, обозначать мягкость согласных с помощью этих букв, учиться переносить слова по правилам переноса)

     3. Изучение нового материала.

А) Выполнение упр. 71 с взаимопроверкой

- Назовите слова, в которых вы вставили буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного.

- А что вы можете сказать о слове МАШИНКИ, ведь там тоже стоит мягкий командир.

ВЫВОД: - Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? ( Е, Ё, Ю, Я, И)

- Все ли буквы, которые придают мягкость и твердость предшествующему согласному мы назвали? ( Нет, в словах ПАЛЬТО и МУЛЬТФИЛЬМ вставили Ь).

- Что мы о нем знаем?

Далее дети выполняют вторую часть задания, самостоятельно проверяют.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

(Дети садятся на свои места.)

Б) Выполнение упр. 72 коллективно у доски.

- Подчеркните буквы гласных, которые смягчают согласные.

- Какие буквы вы подчеркнули?

В) Развитие речи. Творческое задание.

    Работа в группах.

 (Каждой группе раздается конверт, в котором разрезанные предложения. Детям необходимо составить текст из предложений по имеющейся концовке). См. приложение.

Презентация.

     4. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы  ребята, вы справились со всеми заданиями на уроке.

- Чему вы учились? ( Обозначать на письме мягкость согласных, делить слова для переноса, работая в группах учились составлять рассказ)

- Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь.

- Все молодцы! Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных. Перенос слов.

Слайд 2

земля, енот, ел, мел, речка, четверг, весна, сел, ест, еда

Слайд 3

Земля енот мел ел речка ест четверг еда весна сел

Слайд 4

Земля ел енот мел речка сел четверг ест весна еда

Слайд 5

Утром я надева ю пал ь то, беру с у мк у и ид у в школ у . Дн ё м я д о ма. Пообеда л и игра ю с м я чиком. А вот ид ё т Кол я . Он нес ё т маш и нки. В е чером я смотр ю мул ь тфил ь м.

Слайд 6

НА-ДЕ-ВАЮ ПАЛЬ-ТО ИГ-РАЮ

Слайд 7

Молодцы !



Предварительный просмотр:

Земля      енот      ел мел     речка    четверг весна     сел     ест   еда



Предварительный просмотр:

Лето – это замечательная пора.

Цветут красивые цветы.

Звонко поют птицы.

Лес одевается ярким зелёным нарядом.

Быстрей бы наступило лето.

Быстрей бы наступило лето.

Пришла весна.

На улице журчат весёлые ручейки.

На деревьях надулись почки.

Ласково пригревает солнышко.

Я не хочу, чтобы весна кончалась.

Я не хочу, чтобы весна кончалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова - урок русского языка во 2 классе

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков"

Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности....

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Методическая разработка при изучении темы "Твёрдые и мягкие согласные звуки,их обозначение на письме" к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива") русский язык 2 класс

Сценарий урока по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме". Представлен тест, который можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы, карточки дл...

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ НА КОНЦЕ СЛОВ (урок русского языка, 1 класс)

В материале представлен конспект урока с презентацией и видеофайлом. Использовать материал можно по любой программе начальной школы на уроке русского языка....

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Урок русского языка 3 класс

Урок русского языка 3 классТема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Планируемые образовательные результаты:предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова...