Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Гусева Ирина Викторовна

Урок русского языка направлен на формирование самостоятельной поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_1_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект учебного занятия

по русскому языку  в 1 классе

Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков

Образовательная система Л.В. Занкова

Автор: Гусева Ирина Викторовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Энгельс – 2015 г.

Обозначение на письме мягких и твёрдых согласных звуков. 1 класс

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Дидактический материал: учебник, рабочие тетради,  раздаточный материал для  работы в парах, индивидуальные задания

Место учебного занятия в теме: первый урок

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Триединая цель учебного занятия:

формирование умения распознавать мягкость и твердость согласных звуков, выделять существенные признаки; выполнение действий с опорой на жизненный опыт; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Этап, время

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  посредством УУД

Планируемый

результат

1.Мотивация к учебной деятельности

Выработка на личностно   значимом уровне внутренней готовности  к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Побуждающий вопрос учителя.

- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?

- Какие качества нам пригодятся в нашей работе?

Психологический настрой класса на работу

Регулятивные УУД

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

  Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Готовность к учебной деятельности

на уроке

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Открытие новых знаний  через пробное учебное действие.

Выявляет уровень знаний.

- Рассмотрите числа на доске.

- Что могут обозначать эти числа?

- Давайте расшифруем буквы

- Что можете сказать об этих буквах?

- Что общего у всех букв?

- Какую бы букву вы исключили из нашего ряда? Почему?

- Составьте закономерность, используя букву «эн». Имея согласную и гласные буквы, какое задание можно предложить?

-На какие группы можно разделить слоги?

-А как вы определили, что согласный звук произносится мягко?

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

- Зачем нам это нужно знать?

Усложняем задание. Надо записать цепочку слов, которые различались бы буквами гласных. Отметь эти гласные.

Мил - … - … - … - …

- Какие знания надо  применить, чтобы выполнить это задание?

- Какие звуки, обозначены одинаковыми буквами согласных?

- Чем ещё различаются эти слова? Какие слова непонятны по значению? Куда можем обратиться за помощью? Прочитаем в «Толковом словаре» С.И.Ожегова

- Какой вывод можем сделать? Как же обозначается мягкость согласных звуков?

-А как обозначается твёрдость согласных звуков на письме?

Выполняют задание

1  6  10  16  14  21  29  33

- Это зашифрованные буквы

а  е  о  и  м  у  ы  я

- Согласные, гласные

- Они строчные

- М (согласная)

Составить слоги:

ма, ме, ми, мо, му, мы, мя

Записать слоги.

-С мягким и твердым согласным звуком.

- На слух

-Буквой

- Чтобы правильно записывать и различать слова.

- Вспомнить гласные и согласные звуки.

Дети записывают цепочку на доске и в тетрадях.

Мил – мыл – мал – мял – мел – мёл – мул – мял

- Значением.

Работа с толковым словарем.

- Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами ё, е, и, я, ю, ь.

- Твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, э, ы.

Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Анализ объектов и понятий.

Классификация объектов

по заданным признакам

Контроль и самоконтроль

3. Выявление места, причины затруднения и определение  учебной   цели

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение  учебных затруднений

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию.

- Исследуйте слова Рая, Илья, Яков, Витя. 

- Что можете сказать?

- Что общего у всех слов?

- Какое слово бы исключили? Почему?

- Какое открытие сделали?

–Какой вывод можно сделать?

- Это имена людей, все написаны с большой буквы.

- Витя, потому что буква я в этом слове обозначает один звук, идёт после согласного, согласный звук [т] – мягкий.

- Буквы е, ё, я, ю обозначают мягкость согласного звука, когда стоят после него.

Фиксация места затруднения.

Соотнесение  своих действий  на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого  не достает.

4. Первичное закрепление с формулированием проблемы

Усвоение учащимися нового знания через способы действия

Организует  обучающихся  по исследованию проблемной ситуации.

–Есть ли у вас предположение, все ли звуки мы с вами учли? 

- Как вы думаете,  где мы можем проверить наше предположение?

Учебник с.29.

-Что нового вы еще узнали из правила?

- Над какой темой мы будем сегодня работать?

- Какова цель нашего урока?

-Мы узнали, как определить мягкость и твердость согласного звука, а теперь научимся выделять их в словах.

- Для этого вспомним правило работы с лентой букв.

Дети высказывают свои

предположения

- В учебнике

- Что есть ещё парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

-Мягкие и твердые согласные звуки.

Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельности

Регулятивные УУД:

определение темы и цели занятия, контроль действий

Познавательные УУД: формулировка правила нахождения корня в сложных словах

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество

Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование  своих действий.

Поиск информации в учебнике.

Умение работать в паре

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 Умение обосновывать свою точку зрения;

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация   умения применять новое знание  в типовых заданиях

Организует деятельность  в группах  по применению новых знаний.

Карточка.

- Разделите на три группы пары слов.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Проверьте свою работу.

             

-Оцените свою работу

Самостоятельная работа в группах по карточкам

Дети выполняют задание по карточке.

Карточка.

Распределите слова на группы

Был – бил, круг – крюк, жар – жир, шаль – шёл, цапля – цепь, нос – нёс, щука – щека, Саня – Сеня, чай – чек, брат – брать.

Осуществляют  самопроверку.

Познавательные УУД: составление алгоритма  арифметических действий с применением правила, анализ, синтез

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности

Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Решение типовых заданий на новый способ действия.

6. Включение в систему знаний

Включение нового способа действий в
систему знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Упр. 63.

- Что вы можете сказать о предлагаемой работе?

 - Выполните задание.

-Что общего и чем различаются слова по значению, написанию и произношению с пропущенными буквами?

-Объясни, зачем учим различать мягкие и твердые согласные звуки?

- Оцените свою работу.

Самостоятельная работа в парах.

Осуществляют  самопроверку.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация

Управление поведением партнера - контроль.

- А теперь проверьте себя:

1 уровень:

Подчеркните зелёным цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

Любочка, ямка, утята, цирк, мебель, река, альбом, лето, ландыш, сирень.

2 уровень

Соедини линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука

Варя   Люба     Лара

Таня   Тимур    Вера

Тёма   Луша     Лёва

Лена   Вася       Варя

Индивидуальная работа по карточкам.

2  ученика  у доски.   Проверка.

Самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели.

Самостоятельное применение правила при выполнении задания.

7. Рефлексия  деятельности

Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности

Организует рефлексию.  

- Какое новое открытие мы сделали сегодня?

-Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

Закончите предложения:

- Сегодня я понял(а) …

- Я запомнил(а)…

- Теперь я могу…

Оцените свою работу  в течение всего урока.

Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

Приложение.

Карточка 1.

Распределите пары слов на три группы

Был – бил, круг – крюк, жар – жир, шаль – шёл, цапля – цепь, нос – нёс, щука – щека, Саня – Сеня, чай – чек, брат – брать.

Карточка 1.

Распределите пары слов на три группы

Был – бил, круг – крюк, жар – жир, шаль – шёл, цапля – цепь, нос – нёс, щука – щека, Саня – Сеня, чай – чек, брат – брать.

Карточка 2.

1 задание

Подчеркните зелёным цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

Любочка, ямка, утята, цирк, мебель, река, альбом, лето, ландыш, сирень.

2 задание

Соедини линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука

Варя         Люба           Лара

Таня         Тимур         Вера

Тёма         Луша          Лёва

Лена         Вася            Варя

Карточка 2.

1 задание

Подчеркните зелёным цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки.

Любочка, ямка, утята, цирк, мебель, река, альбом, лето, ландыш, сирень.

2 задание

Соедини линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука

Варя         Люба           Лара

Таня         Тимур         Вера

Тёма         Луша          Лёва

Лена         Вася            Варя

Лист самооценки обучающегося

Виды заданий

Оценка учащегося

Оценка учителя

1 б -задание выполнил,

 допустил 2-3 ошибки

2 б -задание выполнил,

 допустил 1 ошибку

3 б- задание выполнил без ошибок

  1. Работа в группах

  1. Работа в парах

     3.  Самостоятельная работа

Итого

Лист самооценки обучающегося

Виды заданий

Оценка учащегося

Оценка учителя

1 б - задание выполнил,

 допустил 2-3 ошибки

2 б - задание выполнил,

 допустил 1 ошибку

3 б- задание выполнил без ошибок

  1. Работа в группах

  1. Работа в парах

     3.  Самостоятельная работа

Итого

Лист самооценки обучающегося

Виды заданий

Оценка учащегося

Оценка учителя

1 б - задание выполнил,

 допустил 2-3 ошибки

2 б - задание выполнил,

 допустил 1 ошибку

3 б- задание выполнил без ошибок

  1. Работа в группах

  1. Работа в парах

     3.  Самостоятельная работа

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш.».

Урок русского языка в 1 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС в форме технологической карты по программе "Школа России"....

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Тренажёр по русскому языку. Фонетика. Мягкие и твёрдые согласные звуки. 2, 3, 4 класс.

Тренажёр по русскому языку. Фонетика. Мягкие и твёрдые согласные звуки. 2, 3, 4 класс. Материал можно использовать при подготовке к итоговой диагностике по русскому языку в 4 классе....