Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Калитина Светлана Анатольевна

    Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оценки собственной деятельности. Урок может быть применён в любой системе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip418.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме: « Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков»

2 класс

Цели:

  1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

Оборудование:

  1. Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
  2. Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
  3. Карточки- ребусы.

                                                         ХОД      УРОКА.   

1. Организационный момент.

   Учитель:  Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки «Приключение Муравьишки», которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)

2. Минутка чистописания.

    Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.

    Ученики: Гора Чистописания.

    Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?

    Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.

    Оформление на доске.

-а  о  у э ы        ла    мо     ты     сэ     ру

-я  е  ю е и        ля    ме     ти      се    рю        

жизнь  шест  цифра  щука  чудо

    Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек - вам все понравилось,  как написали, синий - вы не очень довольны своей работой, коричневый - вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.

       3. Изучение нового материала.

   Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?

   Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами  второй строчки - мягко.

   Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?

   Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.

   а) Работа с правилом.

    Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.

  б) Выполняем упражнение 140 (устно).

     Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом   диванчике и на синем? Почему?

     Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.

     Учитель: А почему буквы  ч, щ, ж, ш, ц  не взяли себе гласных  букв?

     Ученики: Потому что твердость и мягкость  звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч. Щ - обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц - всегда твердый согласный.

      Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные - синей точкой, мягкие согласные - зеленой  точкой.

      Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.

4. Упражнения на закрепление нового материала.

      а) Работа в парах.

       Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?

       Ученики: город Слов.

       Учитель:  С чем же здесь нам нужно будет справиться?

       Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.

       Учитель: Я вам  по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант - слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете  работы своего соседа по парте. Если находите  ошибки, то исправляете  их карандашом. (Приложение 2)

                    Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!

5. Физкультминутка.

                        Мы ногами топ- топ,

                        Мы руками хлоп- хлоп!

                        Мы глазами миг- миг,

                        Мы плечами чик- чик.

                        Повернулись вокруг себя

                        Влево, вправо - раз и два!

                        Раз - присели, два - привстали.

                        Руки вверх мы все подняли.

        б) Индивидуальная работа.

        Учитель:  Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?

   Ученики: Мы будем работать с предложениями.

    Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.

              Осуществляется взаимопроверка  работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.

         в) Творческое задание.

    Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?

    Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.

    Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием.   (Приложение 3)

                 Подведение итогов данного задания.

    6. Итог урока.

   Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.

7. Рефлексия.

- Что понравилось вам на уроке?

- Что было трудным и непонятным?

     - Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.

 

 

     

                                                                                                            

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....

Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".

Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....

Разработка урока русского языка 2 класс "Школа России" по теме "Способы обозначения мягкости согласного на письме"

Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом,  выполняя в группах странички коллективного проекта  о северных животных....

Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости

Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Твёрдость и мягкость согласных. Гласные - показатели твёрдости и мягкости.

Конспект логопедического фронтального занятия для младших школьников с недостатками чтения и письма, обусловленных ОНР 3 уровня....