Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Николаенко Светлана Анатольевна

Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _moy_otkrytyy_urok_po_russk_yaz_vo_2_klasse_17_dek.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс Учитель: Николаенко Светлана Анатольевна

Открытый урок по русскому языку на тему:

 "Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"

(17. 12. 2014)

Цель:

Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

  1. Орг. момент

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И писать, и отвечать?

- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

Всем, всем -  добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

- Будем надеяться, что наши гости с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.

-К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка)

-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

-Запишите число. Классная работа.

-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

-Верно. С чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

  1. Чистописание.

Игра: «Лишняя буква».

На лепестках ромашки расположены буквы: я,е,ё,и,ь,ю

Вот ромашка непростая,

А чудесная какая.

Букву лишнюю найдите.

Всем нам чудо покажите.

– Какая буква лишняя?(Ь)

– Почему? (Не обозначает звука).-

– Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Обозначают мягкость согласных звуков.

Напишите красиво букву «мягкий знак» …

-Что вы знаете о мягком знаке?......Что он обозначает?

3. Орфографическая минутка

 - Какой следующий этап у нас на уроке русского языка? (орф. минутка)     Для чего она нужна? (учиться видеть орфограммы, учиться грамотно писать)

– Какая орфограмма есть во всех этих словах? Назовите проверочные слова.  - Запись под диктовку (слова закрываются)        лиса   сова  лесник   кольцо - Поставьте ударение. Выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне слова. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. Встаньте, чей сосед написал слова с безударной гласной в корне слова без ошибок.

- Какое слово лишнее? Докажите.

 Все вместе выполним : звуко-буквенный разбор- кольцо

у доски: лось, конь, окунь (3 ученика)

Проверка: - Какое было у вас задание? Ты справилась без ошибок? Как ты себя оцениваешь?

4. Словарная работа:

- Какое правило мы только что вспомнили на орфограф минутке? (безударная гласная, которую можно проверить)

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова (флипчарт):

учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь.

Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие?

- Запишем их в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

С комментированием дети пишут в тетрадях.

кто?

учитель

девочка

медведь

что?

тетрадь

декабрь

коньки

- Какое лишнее слово лишнее? (девочка)

- Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

Составьте предложение со словом девочка (разбор предложения)

5. Физминутка (флипчарт)

6. Продолжение работы по теме урока

Посмотрите ещё раз на словарные слова. Что общего у всех этих слов, кроме слова девочка?  Где ещё встречались нам сегодня слова с ь? - Почему в этих словах пишется мягкий знак?

Итак, какова цель нашего урока? – закрепить умение писать слова с мягким знаком.

- Какие же задания мы сейчас будем выполнять? (задания на закрепление умения писать слова с ь)

флипчарт

Прочитайте слова. Что общего в этих словах? (мн. число)

– Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Запись с комментированием.

- Что объединяет все эти слова?

-Где стоит мягкий знак?

- А где ещё может стоять мягкий знак – показатель мягкости? ( в середине слова)

Флипчарт

- Образуйте от данных слов такие слова, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.

-Запишите слова с мягким знаком, разделяя их чёрточкой для переноса.

Проверка.

- А хочется ли вам узнать. На сколько вы усвоили тему «Правописание мягкого знака»?

7. Работа в парах.

- Давайте проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

- У вас на столах лежат карточки. Вам надо в предложения вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

У кол(?)ца нет кон(?)ца.

У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки.

Горят угол(?)ки в угол(?)ке печ(?)ки.

Проверка: - Скажите, в каких словах вы не вставили мягкий знак? Почему?

- А где  надо писать мягкий знак? Почему?

- Встаньте чья пара выполнила задание без ошибок.

-А с какими буквами ещё согласные читаются мягко?

 (стр флипчарта)

8. Итог урока:

- Какую тему изучали?

- Где может стоять ь?

- А с какими гласными читаются мягко?

9. Рефлексия (флипчарт)