Урок русского языка во 2 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фадеева Ирина Владимировна

Урок русского языка по учебнику Т.Г. Рамзаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_fadeeva_i.v.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, УМК  «Школа России»

Класс: 2

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  интерактивный тест,  интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.

Цели: 

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;  

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

УУД:

Регулятивные:

 - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

-  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

                                                      Ход урока.

  1. I.Организационный момент.                                                                                               Итак, друзья, внимание-
    Ведь прозвенел звонок.
    Садитесь поудобнее-
    Начнём скорей урок.
    - В жизни по-разному можно жить – 
    Можно в беде, а можно – в радости,
    Вовремя есть, вовремя пить,
    Вовремя делать гадости.
    А можно так:
    |На рассвете встать – 
    И, помышляя о чуде,
    Рукой обожженною солнце достать
    И подарить его людям.
    (С. Островой)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости и мы с вами должны их порадовать, а радуют гостей обычно хорошей работой

- А сейчас поиграем в игру «Привет, сосед!»

Игра «Привет, сосед» 

-Ребята, а как будем работать? (слайд 2)

спустя рукава

засучив рукава

ушки на макушке

 в одно ухо влетело, в другое вылетело

.

II. Мотивация.

Какие же навыки нам понадобятся?

- Девиз нашего урока: мыслить, рассуждать, доказывать. (3 слайд)

III. Актуализация знаний.  (4  слайд)

На доске: Я И Ь Е Ё

_ Какое общее свойство у этих букв? (Обозначают мягкость согласного звука)

- Найдите среди них лишнюю букву и докажите. (Буква Ь. Она не обозначает звука)

IV. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

- Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта лишняя буква?

- Посмотрите ещё раз  на девиз нашего урока, что общего в этих словах?

- Сформулируйте тему нашего урока (слайд 5) 

- Отталкиваясь от темы и опираясь на записанные предложения, сформулируйте цель нашего урока (слайд 5)

  •  А сейчас откроем тетради и запишем число

                                                                                                                           1.Минутка чистописания.  (6, 7,8, 9 слайд)                                                                             

- Нарисуем мягкий знак нежно капелькой

  Вот так: Ь (показ учителем на доске)

- Задание: прописать букву Ь пять раз.

- Оцените свою работу.  (Учащиеся рисуют на полях кружок соответствующим цветом, подчёркивают понравившуюся букву)

2. Словарно-орфографическая работа (слайд 10)

- Рассмотрите картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»                                         - Что видите на картине?

На доске:  МЕДВЕДИ     ЛЕСУ      ЖИВУТ

- Какое задание вы предложили бы?(Ответы детей)

- Составить из слов предложение. (Заслушать все варианты ответов) 

- Найти в словах орфограммы.  Доказать правильность написания слов.

Запись в тетради: Медведи живут в лесу. (У доски один человек)

- Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук.  

- Почему согласные звуки в словах произносятся мягко? (Рядом с этими согласными стоят гласные – показатели мягкости)

- Кто нашел ловушку? (Мы не подчеркнули букву Ж в слове ЖИВУТ, т.к. согласный звук Ж – всегда твёрдый, хотя рядом с ним стоит показатель мягкости – буква И)

Самооценка.

Вопросы к ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Где стоят мягкие согласные в данных словах? (В середине слова.)

- Как вы думаете, а на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

V. Усвоение нового способа действия.

1. Работа по учебнику( слайд 11)

- Откройте учебники на стр.85

- Прочитайте вопрос Почемучки

-Упражнение 146

- 1вариант -1предложение

-2вариант – 2предложение

- Сделайте вывод о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.

Вывод: Мягкость согласного звука на конце слова обозначается … (буквой Ь)

                                                                                                                                                             

2.Физкультминутка. 

Руки подняли и покачали

-Это деревья в лесу!

Руки согнули, кисти стряхнули.

- Ветер сбивает росу!

В сторону руки, плавно помашем.

-Это к нам птицы летят!

Как они сядут, тоже покажем.

. Крылья сложили назад.

VI. Развитие умения применять новое знание.

 

1. Развитие наблюдательности. (слайд 12)

На доске: пень, дверь, олень, цепь, день

- Что общего в этих словах? (Имена существительные, с мягким знаком на конце слова)

- Как вы считаете, какое слово лишнее? Докажите. (Олень – одушевлённое существительное, два слога);

2. Работа в парах (слайд 13) 

- У вас даны слова:

портфел?   куст?  ворот?   вратар? корабл? звер? пенал? лист?

- Сформулируйте задание. (Определить, где нужен Ь на конце слова, а где – нет.)

Проверка.

Оценивание работы в паре:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу?

- Каждый  ли справился с порученным заданием?

-  Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их  разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

3.Упражнение 147

- Выпишите слова с мягким знаком

Самооценка.

Вопросы к ученикам:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Вы выполнили всё правильно или есть недочёты?

– Вы выполнили всё сами или с чьей-то помощью?

- Определите количество букв и звуков в этих словах. Почему букв больше, чем звуков? (буква Ь – звука не обозначает)

- Сделайте вывод () 

 Вывод:

Если согласный звук на конце слова произносится мягко, то …(пиши букву Ь)

VII. Закрепление нового материала. 

1. Работа в группах (задание на карточках) (слайд 14)

 Ь

 Ь

 Ь

 Ь

- Придумай слова с Ь. Запиши их в кроссворд.

Проверка.

 Оценивание работы в группе:  

 - Что вам нужно было сделать?

- Как вы распределили работу в группе?

- Все ли ребята в вашей группе справились с порученными заданиями?

-  Возникали ли во время работы споры?

- Как вам удалось их  разрешить?

- Вам было легко или были трудности?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Что общего у всех этих слов?

- Чем эти слова отличаются от слов, которые звучали сегодня на уроке? (Буква Ь находиться в середине слова.)

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на следующем уроке русского языка? (О правописании Ь – показателя мягкости в середине слова.)

  1. Диктант «Плюс-минус»(выполняют в таблице)Слайд 15

Послушайте задание в стихах

«Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус»  напиши в ответ

А теперь выполните его.

Слайд 16

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить

Слайд 17

Самопроверка , сверка с образцом, самооценка.

У кого нет ошибок? Сделайте вывод

VIII. Подведение итогов урока.

- Вспомните, была цель нашего урока?

- Достигли мы её?

- А девиз?

- Справились с поставленной задачей?

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.

Мягкий знак- хитрый знак.

 Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

 IX. Рефлексия.

 – Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Кто может похвалить своего товарища, соседа за работу на уроке?

- Кто  может похвалить себя? А за что?

- Покажите мне с каким настроением вы уходите с урока русского языка? (светофоры)   (слайд 18)

-Оцените себя    Слайд 19   

                                                   

Х. Домашнее задание  Слайд 20

Стр.86, выучить правило, упр.148

                                           

- Спасибо за работу. Всего доброго. (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:Знаки препинаия в предложениях с прямой речью

Урок построен по технологии проблемного обучения.  В  обучении реализуется принцип дифференциации содержания, а также организации деятельности в разных формах - индивидуальной, групп...

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь»....

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных на письме

Представлены способы выявления обозначения мягкости согласных на письме....

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...