Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Быкадорова Юлия Валерьевна

Урок русского языка в 1 классе«Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь».

Цель: формирование орфографического действия -  выбора буквы Ь в позиции после мягкого согласного на конце слова.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Задачи:

  • вызвать потребность в освоении новой учебной задачи и самостоятельном ее формулировании;
  • открыть букву, как знак мягкости звука;
  • продолжать использовать прием моделирования учебного правила для преобразования словесного высказывания в логически обоснованную схему;
  • дать возможность выражать свои мысли, доказывать, делать выводы;
  • формировать способы коллективного взаимодействия;
  • совершенствовать умение самостоятельного использования современных средств ИКТ;
  • самостоятельно оценивать свою работу.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Зачитываю детям стихотворение:

 -Громко прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке. Глазки широко раскрыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

- Тихонько садитесь.

-  Много мы должны успеть сделать на уроке.

-   Поэтому, как работать нужно?

- Быстро, старательно и дружно!

- Итак, я начинаю урок

2. Актуализация  изученного.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита.

 -А на какие две большие группы делятся буквы?( На гласные и согласные)

-Почему гласные и согласные живут в разных домах? Чем они отличаются друг от друга?( -Гласные произносим голосом, нам ничто не мешает их пропеть ,а согласные образуются при помощи звука и шума, во рту они находят препятствие.)

-А почему согласные М, Н, Л, Р, Й живут в отдельном домике?( Они живут в отдельном домике, потому, что не имеют пары. Они непарные согласные и всегда звонкие.)

-А что же значит иметь пару? Какие вы знаете парные согласные звуки? 

3.   Постановка учебной проблемы.

 Давайте попробуем все вместе сделать звуковые записи слов УГОЛ и УГОЛЬ.(Слайд)

Что обозначают каждое из этих слов?

-Составьте звуковые модели.

-Сравните звуковые модели этих слов.

-А теперь кто сможет записать слова буквами ?

- Как мы умеем обозначать мягкость  согласных на письме? Какие буквы указывают на мягкость согласных?( Я, Е, Ё, Ю, И)

-Но в слове УГОЛЬ после л нет такой гласной? Может буква ЭЛЬ сама обозначает только мягкий звук? Нет. Как же показать мягкость согласного на письме без букв Я, Е, Ё, Ю, И ?

Что же делает звук [л]-мягким?

(Показ буквы «Ь»-СЛАЙД)

-Попробуйте убрать ь знак из слова. Что получится, изменит ли слово свое значение?

Итак, какой вывод можно сделать о Ь знаке?( Он служит для обозначения мягкости согласных.)

Вы разгадали 1 секрет Мягкого  знака.

Вывод. Первый секрет мы открыли: Ь указывает на мягкий согласный звук.

-Чтобы раскрыть второй секрет, посчитайте количество букв и звуков в этом слове.

-Чего больше?

-А почему так?

Вывод.  Ь звука не обозначает.

-Молодцы !

Мягкий знак - хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Физкультминутка

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
Если нравится тебе, то делай так…
(
Два хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(
Два хлопка над головой.)
Продолжаем, слушаем, показываем:

Моль, хорь, мел, день, зверь.

Поселение буквы «Ь» на ленте букв.

-Куда его можно поселить на ленте букв?

-Относится ли она к гласным буквам? Или к согласным?

Учебные действия:

1.Работа по букварю

1.Чтение слов (Букварь с.106.) (показать разные варианты чтения:

жужжащим способом, медленным темпом, очень быстрым и т.д.)

2.Работа в группах

- Образуй новые слова, используя изученную на уроке букву.

Кон-

Хор-

Мел-

Стол-

Ел-

Брать-

Рот-

-Все ли слова можно преобразовать в новые,с помощью Ь?

3.Игра «Превращение» (Слайд-ширма)

1.Как кричит коза?                                                                       МЕ                  

2.Добавь одну букву, чтобы получился белый кусок.             МЕЛ

3.Место, где река высохла.                                                         МЕЛЬ

4.Измени букву, чтобы была домашняя бабочка.                    МОЛЬ

5.Измени букву, чтобы получилась приправа.                         СОЛЬ

6.Поменяй буквы местами – животное.                                    ЛОСЬ

4. Индивидуальная работа по карточкам

 (разноуровневые задания)

 а) для сильных детей:( жёлтая карточка)

 - Восстановите пословицы, вставив название месяца.

 _____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

 _____________- году начало, зиме – середина.  (Январь)

_____________-середина лета, краса лета. (Июль)

 б) для детей среднего уровня: (розовая карточка)

 - Вставьте нужные по смыслу слова:

 Корабль сел на ______.  (мель)

 Ваня взял___________.   (мел)

 В лесу растёт _______ .   (ель)

 Юра_______сливу.    (ел)

Слова для справок: ель, мел, мель, ел

 в) для слабых детей: (белая карточка)

 - Запишите данные слова,чтобы они обозначали один предмет.

Тетради-

Окуни-

Камни-

Медведи-

Тюлени-

-Кто выбрал карточку белого цвета?(один читает,остальные проверяют)

-Оцените ответ….

-Кто выбрал карточку красного цвета?

-….

-Кто выбрал карточку желтого цвета?

-…

- Кто выбрал карточку белого цвета?

-…

Рефлексия:

-Что было интересного…

-Что было нового…

-Что вызвало трудность…

-Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Список использованных источников:

  • Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова , –  Москва, 2010.
  • Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – М: Вита-Пресс, 2008.
  • Гин А. Приемы педагогической техники. – М: Вита-Пресс, 2007.
  • В.В. Репкин Букварь, – М: Вита-Пресс, 2010.
  • Т. В. Некрасова Методический комментарий к букварю и учебнику русского языка для 1 класса, – М: Вита-Пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного звука буквами е,ё,ю,я"

УМК: «Развивающее обучение по системе .Л.В.Занкова»2. Предмет: русский язык3. Автор учебника: А.В.Полякова4. Класс: 1 класс 5. Тип урока: урок открытия новых знаний6. Тема: Обозначение мягкости согла...

Урок русского языка 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных звуков на письме"...

Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"

Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандарт...

Урок Русского языка, тема: "Как обозначить мягкость согласного звука на письме"

Увлекательный урок, в помощь учителю тест и презентация...