Урок русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости согласных звуков"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лимакова Наталья Анатольевна

Данный урок построен в виде интересного путешествия по Хоперскому Государственному заповеднику. Все задания урока дети получают от обитателей заповедника, что делает урок интересным, ярким, нестандартным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: УМК «Планета знаний», Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина

Класс: 2

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных  звуков»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака; проводить звукобуквенный анализ слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных; переносить слова с мягким знаком в конце и в середине слова между двумя согласными;
  • формировать умения изменять лексическое значение слова при помощи мягкого знака;
  • расширять словарный запас учащихся.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия: «успешность учебной деятельности».

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения изменять лексическое значение слова;
  • освоение способов переноса слов;
  • совершенствование умений обозначать мягкость согласных на письме; проводить звукобуквенный анализ слов;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • находить дополнительную информацию;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, мягкий знак – показатель мягкости согласных, безударные гласные, лексическое значение слова, предложение, текст.

Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, лента букв, презентация, цветные полоски для рефлексии.

Ход урока:

Слайд

I. 1.Мотивационно-целевой этап.

1) Организационный момент :

- Проверьте готовность к  уроку.

   Учитель:

     Всё знакомо вокруг, тем не менее,

     На земле ещё столько всего,

     Что достойно, поверь, удивления!

- Я рада Вас видеть, ребята. Сегодня мы совершим   путешествие. Желаю вам работать на уроке активно, быть аккуратными и  доброжелательными  друг к другу.

Учитель:

- Дети, откроем тетради, запишем число, предложение: Классная работа.

2.Введение в тему

- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (ответы детей)

- Как ученики узнают новое?( ответы детей) 

 - Правильно.

Вступительное слово учителя.                                    

Слайд

Наша  Новохопёрская  земля знаменита многим. А особенно тем, что 10 февраля 1935 года был создан Хопёрский Государственный природный заповедник

- Откуда можно узнать о Хопёрский Государственный природный заповеднике? (ответы детей)

- Небольшую информацию о заповеднике нам прочитает….( ФИ ученика)

 Информация о заповеднике

Заповедник создан в 1935 г. для сохранения и изучения  пойменных природных комплексов р. Хопра и мест обитания  насекомоядного животного Центральной России — русской выхухоли. Заповедник находится на территории Новохоперского, Поворинского и Грибановского районов  Воронежской области.

Территория заповедника вытянута на 50 км вдоль р. Хопра с севера на юг  и является территорией  международного значения в Европейской России.

  • Выхухоль – небольшой зверёк, принадлежащий семейству кротовых  выхухоль появилась на планете Земля очень давно выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами охотится выхухоль  по ночам.

- Путешествие по тропам Хопёрского Государственного природного заповедника начинаем.

 

II. Актуализация знаний в пробном учебном  действии . Постановка учебной темы.

- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? 

(Повторим необходимые знания).

Слайд

-  Первое задание мы получили от героини заповедника русской выхухоли.

Мёд, ряд, рис, люк, мел.

- Что общего во всех этих словах? 

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).

- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).

- Послушайте сказку.

Чтение сказки:

Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки», — проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете», — упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» — поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», — сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?» — допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных» — ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» — воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:

шест?,  пал?то,  тен?

- Какая это была буква? (Мягкий знак).

- Кто догадался, какова тема нашего урока?  (Ответы детей)

Слайд

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласных  звуков»

Пробное действие.

Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?

- Запишите это слово и объясните его написание  

- Кто выполнил задание? 

- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).

- Я увидела, что у вас записаны разные слова.

- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание?

Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.

IIIВыявление места и причины затруднения

- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?

(Вернемся к заданию в  и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не  у всех получилось).

- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и объясняли его написание).

- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть 

- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласной буквой.

-Не можем обосновать свою запись).

IV. Построение  выхода из затруднения.

- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?

(Мы должны поставить перед собой цель).

- Определите цель своей работы.

(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласным).

- Наша героиня выхухоль предлагает нам работать по следующему плану:

Слайд

1.Уточняем лексическое значение слова.

2.Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.

V. Реализация плана

(фронтальная работа)

Слайд

шест - шесть

  1. - Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).

- Что обозначает слово шесть?  (Шесть — это цифра и число).

  1. - Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).

- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).

- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).

- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).

- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?

(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).

- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).

- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).

- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).

пал?то,  тен?

- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто([л'])

- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)

Аналогично - тень

- Какой вывод можно сделать?

(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается (ь).

- Откройте учебник на стр. 50 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали.

Обобщим наши знания о мягких согласных

-  Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными

 Е, Ё, Ю, Я, И и Ь).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Встреча с обитателем заповедника  пятнистым оленем.

Слайд

физкультминутка

Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.

        

Мягкий знак, мягкий знак —

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.

Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять знания).

- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание ).

1. Одну меня не съешь никогда,

    А без меня – невкусна еда. (Соль)

2. Спит или купается, все не разувается.

    День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)   

   3. Езжу сразу на обоих!

    Что за кони у меня? (Коньки)

4. У двух матерей

    По пять сыновей.

    Одно имя всем. (Пальцы)

Проверка со слайда

- На какие две группы можно разделить слова?

(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Встреча с символом 2020 года серым журавлём.

Слайд

Краткое сообщение учащегося

 На территории Хопёрского заповедника встречается серый журавль. Это очень эффектная довольно крупная птица, высотой больше метра и с размахом крыльев до двух метров.Практически все перья у серого журавля имеют серый либо синевато-серый цвет, что позволяет ему успешно маскироваться от хищников среди лесистой и болотистой местности.

Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).

Слайд

 карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, школьник.

- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

карась             яблонька

апрель             альбом

лошадь           школьник

Поверка.      

 Слайд

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).

- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).

- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).

- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).

- Какой вывод можем сделать?

 (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).

- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком).

Слайд

VIII. Включение в систему знаний.

Работа над высказыванием М.М.Пришвина.

Охранять природу- значит охранять Родину.

Эти слова принадлежат М.Пришвину.

 - Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?

- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости согласных. Где она находится? Запись предложения.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Куда мы сегодня совершили путешествие?

- Какие животные заповедника принимали участие в нашем уроке?

 (Выхухоль, олень, журавль)

- Что общего в названии животных?

- Оцените свою работу на уроке. Пусть у нас на доске расцветёт радужный салют в честь 85- летия создания ХГПЗ.

 Перед вами клеящиеся полоски трёх цветов: розовый цвет – всё понятно, могу объяснить другим, жёлтая –всё понятно, но нужна тренировка, зелёный – ещё необходимо закрепить знания.

Слайд

Домашнее задание.

стр. 50 правило; упр. 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"...

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...


 

Комментарии

Трубачева Наталья Петровна

Спасибо!!Очень интересный и познавательный урок, основанный на материале "Краеведения"