Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Исаева Галина Леонидовна

Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rns.doc123 КБ
Microsoft Office document icon karta_uroka_dlya_uchitelya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  гимназия  №406  Пушкинский р-н С-Петербург

Преподаватель: Исаева Галина Леонидовна

Тьютор: Ермохина Марина Анатольевна

Учебная дисциплина: русский язык

Тема: «Новое об известных опасностях письма.  Удвоенные согласные, относящиеся к разным частям слова».

Целевая аудитория: класс.

Цели:

 Знать:

-части слова;

-основные орфограммы корня и способы их проверки;

-словарные слова с удвоенными согласными;

- правописание удвоенной согласной на границе морфем.

Понимать:

-алгоритм разбора по составу;

-правильность объединения в группу и нахождения «лишнего» слова;

-объяснять написание удвоенных согласных;

-преобразование словесного материала в схему.

Уметь:

-уметь писать слова с удвоенными согласными;

-выполнять морфологический разбор;

-группировать слова по заданному принципу.

Анализировать:

-заданную схему и подбирать к ней слова;

-способ классификации.

Создавать:

-объяснить алгоритм действий при написании слов с орфограммами на стыке морфем;

-составлять предложения из деформированного текста.

Оценивать:

соответствие выводов имеющимся данным;

-значимость приобретения новых знаний правописания слов.

Оборудование:

-рабочая тетрадь по русскому языку часть №3;

-карточки с заданиями для учащихся;

-иллюстрация с изображением аллеи парка;

-модель правописания удвоенных согласных на границе частей слова;

-технологическая карта для учащихся.

Ход урока:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.

Самоопределение в деятельности

Вы знаете, что на  каждом уроке мы делаем новые… дополняют открытия, учимся новому. Вы готовы?

А еще мы учимся анализировать свою работу и товарищей …(как?) честно и справедливо. Будем совершенствоваться в этом умении?

Ученики дополняют вступительное слово учителя.

2.

Чистописание

На доске представлены буквосочетания.

Приложение №1.

Выпишите буквосочетания с удвоенными согласными. Помните, что это вы должны сделать правильно и красиво.

Учитель вычеркивает неверные.

Оцените свою работу в карте.

После выполнения задания ученики проверяют правильность выполнения. По очереди называют правильные.

3.

Орфографическая разминка. Работа с предложением.

На доске записано предложение.

Приложение №2.

А сейчас мы прочитаем предложение о том, чего сегодня в природе нам так не хватает

Где вы сейчас оказались?

На самом деле это изображение аллей Летнего сада в Петербурге. Мы там с вами обязательно побываем.

Обозначьте все знакомые вам орфограммы, написание которых можете объяснить. Правильно обозначайте вид орфограммы.

А теперь давайте проверим.

Подсчитайте количество орфограмм, которые вы отметили самостоятельно и правильно.

Оцените в карте.

Какие основные орфограммы в корне вам встретились?

Каким способом вы их проверяли?

За правильный ответ вы получаете дополнительные баллы.

Учитель сам называет, кому проставить дополнительные баллы за правильный ответ.

Одна из орфограмм – тема нашего урока, если посмотреть на строку чистописания, то вы догадаетесь.

Где они находятся?

Почему вы знаете его написание?

Вы сегодня узнаете, что это орфограмма требует к себе очень внимательного отношения.

Ответы учеников: зелени, солнца, в Екатерининском парке и т.д.

Непроизносимая согласная, парная согласная, безударная гласная, двойная согласная.

Дети называют способы подбора проверочных слов. Например, в слове солнце непроизносимая согласная -л-; проверяю ласковой формой –солнышко-. Осветили, безударная гласная –е- , проверяю по команде вопроса что? –свет-.

Два-три ученика по очереди отмечают на доске.

Остальные комментируют с места.

Двойные согласные.

В корне слова.

Потому что оно словарное.

Это иностранное слово.

Показ иллюстрации с изображением аллеи Летнего сада, пронизанной солнечными лучами.

Приложение №3.

4.

Найди «лишнее» слово (работа в группах).

Прочитайте слова, определите какое слово здесь «лишнее» и почему.

Разберите слова по составу (каждый разбирает самостоятельно; проверка в группе). Сверьте с тем, как разобраны слова на доске.

Оцените работу в карте.

Подумайте, какое слово может теперь оказаться «лишним» (обсуждение в группе).

Если ученики не догадываются о месте расположения удвоенной согласной, то учитель акцентирует этот момент.

Значит, где еще может писаться удвоенная согласная? Правильно, на границе частей слова.

Распределите в группе бонус из 7 баллов по степени участия в работе и запишите баллы в карту.

От группы выступает представитель, который четко может объяснить.

-Слово пассажиры, т.к. оно употреблено во мн. ч.

-слово - ранняя, потому что это название признака.

-слово - класс, в нем удвоенная согласная на конце.

-слово – ранняя,  двойные согласные не в корне

Слова даны в конвертах и на доске правильный вариант разбора слов по составу. Приложение №4.

 по степени участия в работе.

5.

Наблюдение над словами с удвоенными согласными (работа в парах).

Рабочая тетрадь, упр. №545

Приложение  №5

Учебник, упр. №545, чтение вывода.

 Сейчас мы попробуем убедиться в наших открытиях.  

Чтение темы: «Новое об известных опасностях письма»

Вы догадались, что нужно сделать со словами упр.№545?Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня

Обозначьте те части слов, в которых скрыта разгадка. Что удалось понять?

Действительно, удвоенные согласные пишутся и на границе частей слова.

Мы с вами самостоятельно сделали этот вывод.

Оцените правильность выполнения работы своим товарищем.

Разобрать слова по составу.

Взаимопроверка.

Двойные согласные могут появляться в конце приставки и в начале корня, в конце корня и в начале суффикса.

Дети читают вывод в учебнике и сверяют его со своим.

6.

Физкультминутка.

Пора отдохнуть. Давайте вспомним стихи-игру «Карусели…»

А теперь я: «…мы с вами за парту сели» и продолжаем работу.

Дети по очереди продолжают стихи, предлагая новые движения.

«… Карусели, карусели, мы с тобой на лошадь сели и поехали…»

Стихи взяты из рассказа Л. Пантелеева «Карусели». Ученики сочиняли свое продолжение стихотворения на уроках литературного чтения.

7.

Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (работа в парах).

Слова даны по вариантам в конверте.

Приложение №6

Одинаковая ли причина появления в словах двойных согласных? Как вы это узнаете?

Раскройте тайну, обозначив части слов. Распределите их в 2 группы. Запишите в 2 столбика.

Проверьте друг друга, как справились с работой и выставьте баллы в карту соседа.

Показ схематичного изображения нового правила.

Как вы понимаете эту зашифрованную запись?

Надо посмотреть, где они находятся.

Разобрать слова по составу.

Выписывают сначала словарные слова, а затем те, где правописание объясняется составом слова.

Двойные согласные пишутся на границе приставки и корня, корня и суффикса.

Приложение №7

8.

Работа с деформированным текстом (работа в парах).

Тексты в конверте.

Приложение №8

Вы увлеченно работали весь урок.

После же уроков у вас много еще интересных занятий. Вот об этом и рассказ. Вставьте подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Проверьте друг друга в правильности написания.

Дополнительное задание (по желанию) дописать про свое увлечение.

 Оцените себя в карте.

Ученики сначала в паре обсуждают, какое слово надо вставить, затем самостоятельно вписывают в сою карточку.

Дополнительное задание можно предложить написать о своем увлечении дома.

9.

Итог.

Что нового узнали?

Что больше всего понравилось?

Учитель распределяет дополнительные баллы за активность на уроке.

Общий подсчет баллов.

Домашнее задание упр. и правило, дополнительное задание.

Ответы учеников.

Можно использовать схематичное изображение (приложение №7)

Приложение №1

нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, ее, мм, пп, пт, бб

Приложение №2

Лучи солнца освещали все дорожки на аллеях парка.

Приложение №3

Приложение №4

пассажиры, класс, ранняя, перрон, ванна

Приложение №5

рас сказ                             ран н ее

рас сып ать                       длин н ый

от толк нуть                     туман н ое

Приложение №6

1 вариант: бессонный, суббота, весенний, шоссе, телеграмма, карманный, рассказать, хоккей

2 вариант: аккуратный, пассажир, осенний, классный, длинная, рассердился, хоккей

Приложение №7

                       

Приложение №8

В нашем кла(с, сс)е все р.бята чем-то увлекаются. Вот Филипп ра(с, сс)матривает ___________ марок. Алла любит отгадывать дли(н, нн)ые _____________. Вокруг нее всегда _______ р.бят.  Кирилл ходит в ба(с, сс)ейн, он еще и кла(с, сс)ный ________. Инна играет в __________. А Петя увлекается __________булочками.

Я_________________________________________________.

Слова для справок: аппетитными, коллекцию, хо(к, кк)еист, кроссворды, гру(п, ппа), те(н, нн)ис.

Технологическая карта урока «Новое об известных опасностях письма»

ученика (ученицы)

____________________________________________________________________

№ п/п

Вид деятельности

Баллы

Мои баллы

Чистописание

1.

Я не сумел (а) выполнить задание

0

Я сумел (а)  выполнить правильно, но написал(а) некрасиво

1

Я все сделал (а) правильно и красиво

2

Работа с предложением

2.

Я  нашел 1 или 2  орфограммы

0

Я отметил (а) меньше 3- 5 орфограмм

1

Я нашел (а) 6-8 орфограмм

2

Я нашел  9 и больше орфограмм

3

Дополнительные баллы

1

3.

Найди «лишнее» слово (работа в группах)

Я допустил (а) больше 2-х  ошибок

0

Я допустил (а) 2 ошибки

1

Я все слова разобрал (а) верно

2

Дополнительные баллы (всего 7; распределить на всех)

4.

Наблюдение над словами с удвоенными согласными (рабочая тетрадь с.15 упр.№544);  

 работа в парах

Поставь баллы в карту соседа

допустила 2 и более ошибок

0

допустил (а) 1 ошибку

1

разобрал (а) без ошибок

2

Дополнительные баллы

1

5.

Упражнение в группировке слов по месту орфограммы (рабочая тетрадь с.16 упр. №546);

работа по вариантам.

 Поставь баллы в карту соседа

не сумел (а) выполнить задание

0

допустил (а) 2 ошибки

1

допустил  (а) 1 ошибку

2

выполнил (а) без ошибок

3

6.

Работа с текстом.

Я не выполнил (а) задание

0

Я допустил (а)   3 и более ошибок

1

Я допустил (а) 1-2 ошибки

2

Я выполнил  (а) без ошибок

3

Дополнительные баллы

1-3

Активность на уроке

До 2 баллов

ВСЕГО:

_______________

Если я набрал (а)

От 15 до 23 – «5»

От 10до 15 – «4»

От 7 до 9 – «3»

Отзыв:

Использование технологической карты позволило мне конкретизировать цели урока и порядок работы по их достижению.

Для учащихся всегда важен, а теперь стал и понятен эталон оценки результатов их деятельности.

В процессе совместной деятельности в парах, группах, с учителем у учеников формируется эмоционально-личностное отношение к изучаемому материалу и, что самое важное, это находит отражение и в последующей деятельности по его освоению. Активность всего класса была высокой на протяжении всего урока.

Сложности в том, что у второклассников недостаточно развито внимание при оценке, у некоторых превалирует желание сделать результат лучше. Но при  планомерной совместной работе можно выработать точные критерии, сделать их понятными и заинтересовать в объективности оценивания своих результатов.




Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА

Тема:

Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные, относящиеся к разным частям слова.

Цель:

Совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными; обучение объяснению написания удвоенных согласных на границе морфем (без термина).

Детализация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области

Уровни
познавательной деятельности

Содержание
(формулировка
задач урока)

Задания,
выполнение которых
решает поставленные задачи

Критерии оценки выполнения заданий
(3 уровня)

Знать

-части слова;

-основные орфограммы корня и способы их проверки;

-словарные слова с удвоенными согласными;

- правописание удвоенной согласной на границе морфем

-выписать буквосочетания с удвоенными согласными;

- списать предложения и определить известные орфограммы

Понимать

-алгоритм разбора по составу;

-правильность объединения в группу и нахождения «лишнего» слова;

-объяснять написание удвоенных согласных;

-преобразование словесного материала в схему

-нахождение «лишнего» слова;

-привести примеры подбора проверочных слов;

-группировка слов по месту орфограммы

Применять

-уметь писать слова с удвоенными согласными;

-выполнять морфологический разбор;

-группировать слова по заданному принципу

-запись деформированного текста;

-распределение слов на две группы по месту орфограммы;

- нахождение  «лишнего» слова

Анализировать

-заданную схему и подбирать к ней слова;

-способ классификации;

- объяснить схематичную запись;

-выявить принципы распределения на группы

Синтезировать

-объяснить алгоритм действий при написании слов с орфограммами на стыке морфем;

-составлять предложения из деформированного текста

-сформулировать новое знание о написании удвоенных согласных на стыке морфем;

-дополнять текст предложениями на заданную тему

Оценивать

-соответствие выводов имеющимся данным;

-значимость приобретения новых знаний правописания слов

-определять критерии оценки выполнения заданий;

-высказывать мнение о работе товарища в паре или группе

Разработка критериев оценки выполнения заданий по трем уровням (1 уровень – 1 балл, 2 уровень – 2 балла, 3 уровень – 3 балла).

Уровни выполнения заданий по количеству ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Конспект урока русского языка по теме: "Упражнение в различении мягких и твердых согласных звуков" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест...

Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»

   Закрепление правописания слов с удвоенными согласными.      Цель:  формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...