Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш.».
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Яковлева Надежда Павловна

    Урок русского языка в 1 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС в форме технологической карты по программе "Школа России".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

         

           ФИО учителя: Яковлева Надежда Павловна

    Класс:1

          УМК: Школа России  

    Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

          Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш,ш.»

    Тип урока: Урок открытия нового знания

    Место и роль урока в изучаемой теме: урок первичного ознакомления с новым материалом

    Цель: организовать деятельность учащихся по открытию нового знания: обозначение буквами Ш, ш  твёрдого согласного звука [ш]; по включению способа чтения этой буквы в чтение слогов, слов, текстов.

    *Планируемые результаты

    Предметные знания, предметные действия

    УУД

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    личностные

    Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остаётся твёрдым.

    Расширять лексический запас слов:  понятие многозначности (без термина).

    Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий. Оценивать  ход и результат выполнения своих действий по учебному заданию

    Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий.

    Учиться работать в паре, в группе  договариваться друг с другом.

    Владеть монологической и диалогической формами речи.

    Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

    Ход урока

         **Название  

           этапа урока

                                                           

                 

    Задача, которая должна быть

    решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

    Формы организации деятельности учащихся

    Действия учителя по организации деятельности учащихся

    Действия учащихся (предметные, познавательные,

    регулятивные)

    Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

    Диагностика

    достижения планируемых результатов урока

    1

    Организационный момент.

    Формировать и развивать ценностное отношение к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

    Общеклассная, индивидуальная

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Самопроверка готовности к уроку.

    Волевая саморегуляция.

     

    Повышается уровень самостоятельности подготовки, выполняется

    эмоциональный настрой на урок.

    2

    Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему.

    Воспроизвести знания  об изученных звуках и буквах

    Поставить проблему: бывают ли согласные всегда твёрдые?

    Парная

    Фронтальная

    Игра  в паре «Верни мне парный звук по твёрдости – мягкости».

    Один ученик называет звук, другой «возвращает» парный звук или «ловушка».

    - Какие согласные звуки парные по твёрдости-мягкости?

    - Как справились?

    - Могут быть только твёрдые согласные?

    После каждого задания спрашивается отношение всех к ответу ученика

    Называют согласные звуки, дают «ловушки». Осуществляют взаимоконтроль;

    - дают оценку деятельности

    На доске проблема:

    […] – твердый ?

    Дети реагируют на ответы друг друга сигналами: «+», «- », «v»

    «+» - согласен

     «- » - возражаю

     «v» - ловушка

    Предполагают, что бывают такие согласные звуки, которые всегда твёрдые

    .

    Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    Взаимодействие и сотрудничество.

    Оценивать  ход и результат выполнения своих действий и других по учебному заданию

    2

    Самоопределение к учебной деятельности.

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности

    Общеклассная

    Фронтальная

    Игра «Лови звуки».

    Учитель называет каждый звук отдельно, а дети из этих звуков складывают слова.

    [ш], [а], [р], [ы] - шары

     [у], [ш],  [к'], [и] - ушки

    [м], [а], [л], [ы], [ш]– малыш

    - Какой звук первый? Назовите тему урока. Чему должны научиться?

    На основе логических действий со звуками, дети составляют слова: шары, ушки, малыш.

    Осуществляют целеполагание.

     

    Определяют тему урока, задачи.

    Взаимодействие и сотрудничество

    3

    Работа по теме урока

    а) Знакомство со звуком [ш].

    Физминутка

    б) Знакомство с буквами Ш, ш.

    Охарактеризовать звук  [ш].

    Уметь распределять роли в группе.

    Использовать обобщённые способы действий.

    Освоить способ обозначения звука [ш] буквами Ш, ш.  

    Работа по выбору: индивидуально, в группе

    Групповая

    Фронтальная

    Парная

    - Что нам надо сделать, чтобы дать полную характеристику звуку [ш]?

    - Проанализируйте особенности звука [ш] и  сделайте схему.  Слова: шары, ушки, малыш

    Как вы хотите поработать?

    Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]?

    - Кто знает, какой буквой обозначим звук [ш].? Какое «имя» у этой буквы?

    -Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две? На что она похожа?

    -Прослушайте стих. об этой букве.

     Посмотри на букву Ш –

    Буква очень хороша,
    Потому что из нее
    Можно сделать Е и Ё.

    -Выложите букву Ш карандашами.

    Планирование действий, выбор формы работы. Звуковой анализ. Моделирование.

    Распределяют роли: интонируют, характеризуют, фиксируют, проверяют.

     - звук [ш]

    Предъявление своих знаний о буквах (для читающих детей)

    -На письме звук [ш] обозначается буквой Ш (ша). 

    Выкладывают в паре букву ш

    Полная характеристика звука [ш] с учётом позиции в слове:

     … (в начале)

    ……(в середине)

    … (в конце)

    Вывод: звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.

    Узнают букву ш.

    Воспроизводят правило о заглавной букве.

    Умеют работать в паре.

    Слушают стихотворение.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Запоминание буквы ш, знание правила заглавной буквы, умение слушать и слышать.

    Взаимодействие.

    4

    Первичное закрепление.

    Чтение слогов, слов с новой буквой

    Работа по «Азбуке»,

     с. 17

    Физминутка

    Формировать фонетический анализ слов со звуком [ш].

    Пробовать способ чтения с буквой ш.

    Использовать обобщённые способы действий.

    Фронтальная

    индивидуальная

    Прочитаем слоги.

    -Как произносятся слоги ши, ше? Что необычного в этих слогах?

    -Какой вывод можем сделать?

    -Прочитайте слова.

    -Прочитайте слова, написанные с заглавной буквы. Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

    -Найдите и прочитайте слова, где буква Ш находится в начале слова (в конце).

    -Чем отличаются слова карандаш и карандаши?

    -Составьте предложение со словом школа.

    После каждого задания спрашивается отношение всех к ответу ученика

    Читают слоги.

    Твердо. После буквы ш стоят буквы и, е, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного звука, но читается звук [ш] все равно твердо.

    -Звук [ш] всегда твердый.

    Карандаш – один, карандаши - много.

    Составляют предложения.

    Дети реагируют на ответы друг друга сигналами: «+», «- », «v»

    Применяют знание на практике.

    Используют обобщённые способы действий.

    Умеют делать выводы.

    Конструируют предложение с заданным словом.

    «+» - согласен

     «- » - возражаю

     «v» - ловушка

    Способ чтения с изучаемой буквой.

    Формирование фонетического анализа слова

    Развитие умения составлять предложения

    Оценивать  ход и результат выполнения своих действий  и других ребят по учебному заданию

    5

    Применения нового знания

    1.Работа с текстом. (учебник, стр.17)

    Развитие речи

    Отрабатывать способ чтения с  буквой ш.

    Развивать речь, обогащая её многозначными словами.

    Определять тему текста и озаглавливать.

    Индивидуальная

    Фронтальная

    Работа в парах  

    -Прочитайте текст (вполголоса читает каждый!). Рассмотрите картинку.

    -О чем вы прочитали? Как можно озаглавить текст?

    -Как вы понимаете выражение: «горели кисти рябин»?

    -Как вы понимаете слово «кисти»?

    -А какие еще значения слова кисти вы знаете?

    -Давайте придумаем имена детям, которые пошли в лес, но чтобы в именах обязательно был звук [ш].

    -Найдите слова в тексте в которых есть буква Ш.

    Составьте рассказ об осенней прогулке по лесу.

    Осуществлять анализ учебного материала.

    Осмысленность чтения.

    Определение темы. Работа над многозначностью слова «кисть»

    Составление рассказа в паре

    Читают осмысленно текст со словами, имеющими букву ш.

    Учатся взаимодействию и сотрудничеству. Развивают речь.

    Присвоение способа чтения слов с буквой ш.

    Употребление в речи многозначных слов.

    Взаимооценка.

    6

    Подведение итогов урока

    Индивидуальная

    Оцените свою работу с помощью следующих высказываний: 

    - Я понял, что…
    - Было интересно…
    - Было трудно…
    - Мне захотелось…
    - У меня получилось…
    - На следующем уроке мы…

    осуществлять самоконтроль;

    - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

    Каждый ребёнок понял, что звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый и обозначается буквами Ш, ш. Использует способ чтения с буквами Ш, ш.

    Оценивать  ход и результат выполнения своих действий по учебному заданию в целом на уроке

    *Таблица заполняется с учетом этапа формирования, применения или контроля предметных знаний, действий, УУД по конкретной теме (заполнение всех граф таблицы необязательно).

    ** Этапы указываются в соответствии с типом урока, реализуемой педагогом технологии, методики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

    Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

    Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме "

    Урок разработан по УМК Перспектива для учащихся 2 класса. В КТП - второй урок по данной теме....

    Технологическая карта урока. Русский язык - 2 класс. Тема: "Парные согласные звуки в конце слова".

    Технологическая карта урока. Русский язык, 2 класс (автор учебника Полякова Л.В.). Тема урока: "Парные согласные звуки в конце слова".  Урок закрепления и систематизации знаний....

    Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."

    Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...

    Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

    Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...