«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Корякова Юлия Хазретовна

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_klass.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

Цель:

- закрепление знаний о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме,

Задачи:

- повторить и закрепить в ходе практической деятельности три способа обозначения мягкости согласных звуков на письме: гласные, указывающие на мягкость, мягкий знак (показатель мягкости), всегда мягкие согласные звуки.

- развивать наблюдательность и орфографическую зоркость,

-воспитывать уважительное и бережное отношение к языку как к национальному богатству и достоянию.

Оборудование:

- интерактивная доска (ИД),

- презентация PowerPoint,

- слайды Smart Notebook,

- карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1.   Организационныймомент

                         

                         Проверьте ребята

                          Готовы к уроку?

                         На месте, в порядке

                         Книга, пенал и тетрадки?

                         Проверили? Садитесь!

                         С усердием трудитесь.

2.Минутка чистописания

-Сегодня мы с вами закрепляем наши знания умения и навыки, дополняем их, а вот по какой теме, мы выясним, выполнив минутку чистописания и словарную работу. Кроме того, к концу урока мы составим пословицу, начало которой дано на доске. Прочитайте её глазами, Кто-то знает продолжение? Тогда вернёмся к ней в конце урока.

Половица: Ученику удача- __________ , _________ .

 

-А на минутку чистописания первоклассник Коля прислал вот такое стихотворение. Прочитайте его и ответьте на вопрос мальчика.

                               Непонятно почему

                               С заглавной буквы я пишу

                              Света, Оля, Галя, Лина

                              И Анюта, Саша, Нина?          + ЫЕ                      

-Какие слова ещё пишутся с заглавной  буквы? Как называется эта орфограмма?

-Вашим домашним заданием было, составить предложение с именем собственным. Зачитайте их. Покажите (сигналы настроения) довольны ли вы составленными предложениями. Я тоже довольна вами. По первым буквам имён собственных составьте новое слово, прибавив  2 буквы. Что получилось?

-Как мы можем отличить согласные звуки от других в потоке речи?

- Сегодня мы будем прописывать согласные буквы.

______________________К / П // Л / Р// К / П// Л / Р _______________

Посмотрите на них и подумайте: на какие две группы разделите данные буквы.

-Молодцы. Выполняем зарядку для пальцев.( В стихотворной форме «флажок», «веер».)

-Приступайте к минутке чистописания. Кто справится покажет сигналом.

- Эти буквы привели на урок для повторения словарные слова. К доске выйдет один ученик, а вы пишите в тетрадях. Я показываю картинку ,а вы через запятую записываете слова.

          Круг, пуговица, лягушка, ресницы.

-Поставьте в словах ударение, выделите ловушки.

Я на доске открываю образец, а у вас взаимопроверка в парах. Оцените друг друга по шкале.

-Устно назовите слова в алфавитном порядке.

-Подумайте, какое слово лишнее. Почему?

- Давайте сделаем вывод. Я начну читать предложение, а вы его закончите.

Согласные бывают звонкие и глухие, а также_________________________.

-Попробуйте определить тему урока.

-(Открыть на доске)Сегодня мы закрепляем и дополняем наши знания по теме: «твёрдость и мягкость согласных звуков». А начнём со словарных слов. Какие звуки произнесли мягко? Какие буквы указали на мягкость?

  -Давайте выпишем их.

   И   Я   Е /        Ё   Ю

-Каких букв не хватает?

-Посмотрите на ряд букв. Что вы о них можете рассказать?

-Давайте проверим ваши высказывания. Откройте учебник на с.55 и прочитайте правило.

-О какой букве, указывающей на мягкость мы не поговорили? (ь)

Давайте сыграем в игру лента. Замените 1 гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

   Дань-д_нь-д_нь..

-Зачитайте слова. Сравните их, учитывая тему урока.

 Физминутка  (твёрдый-мягкий звук д, присесть, покружиться)

-Разделите слова на слоги. Почему не получается?

-Что делают дети днём? Какой корень в слове учатся?

-Подберите родственные слова так, чтобы каждый раз слово увеличивалось на одну букву.

учу                      (учитель, учёт, учим, учёба, участок, учебник, ученик.)                                                                                                                                                            

учим

учёба

ученик

учитель

учебник

-Прочитайте слова. Какое лишнее? Что интересного в слове учитель? Это слово мы добавляем в пословицу.

- А теперь назовите слово, в котором столько же букв сколько в слове учитель.

Правильно. Открываем учебник на с. 56 упр.65

-Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что такое предложение?

-Я тоже составила своё предложение. Давайте его запишем.

    Лев катает Юру.

-Что такое главные члены предложения? Подчеркните их в этом предложении.

Произнесите слово –лев-, слово –Юра-. Что же происходит? И в одном и в другом слове есть буквы указывающие на мягкость  согласных, но сами согласные произносим по-разному. В чём же секрет? Попробуйте  догадаться.

-проверьте правильность своих выводов на с.56.

-Задание на закрепление. Составьте двустишье, которое мы напишем по памяти.

 пообедал,    льва ,  за,   я,

 сперва, у ,  решёткою.                 ( написаны слова на облаке)

  ______________________

  Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Зрительная разминка (следить за указкой учителя, который обводит облако)

-Проговорите орфографически. (2 раза)

-Кто может повторить?

-Запишите.

-Сравните с образцом. Оцените свою работу по шкале.

- А сейчас мы посмотрим мультфильм. Вам задание. Сравните льва из учебника и льва из мультфильма. А вам на доске слова-подсказки. ( на спине у черепашки)

             грустный,

            спокойный,

            озорной,

             радостный,

            печальный.

-Молодцы. Какие из перечисленных слов являются антонимами противоположными по смыслу словами. Словом радость мы закончим пословицу. Прочитайте её.

 Ученику удача – учителю радость.

4.ИТОГ

-Как понимаете смысл? Действительно, я рада, что у вас сегодня всё получилось и мы пополнили свои знания, а вот чем? Напомните мне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.

Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью  буквы Ь....

Карточки по теме: "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.»

Карточки по теме: "Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком.»...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...