Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балашова Маргарита валентиновна

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.

Цели урока: 

Организовать  работу  по  закреплению  умения  различать  твердые  и  мягкие  согласные звуки  и  буквы,  которыми  они  обозначаются  на  письме. Повторить  способы  обозначения  мягких  согласных  звуков  на  письме

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                           

               

                                                             

                                                         

Тема урока :  Твердые  и  мягкие  согласные.  Обозначение  мягкости  согласных  звуков              на  письме. 

Цели урока:

1.     Организовать  работу  по  закреплению  умения  различать  твердые  и  мягкие  согласные  звуки  и  буквы,  которыми  они  обозначаются  на  письме.

2.     Повторить  способы  обозначения  мягких  согласных  звуков  на  письме

3.     Повторить  умение  проводить  звуковой  анализ  слов.

4.     Проводить  работу  по  изучению  зимних  изменений  в  неживой  и  живой  природе.

5.     Организовать  работу  в  паре  и  в  группе.

6.     Активизировать  работу  детей  на  всех  этапах  урока (составление  слов,  пословиц,  разбиение  слов  на  группы,  синквейн)

7.     Дать  возможность  оценить  свою  деятельность  на  уроке  в  письменной  и  устной  форме (с  помощью  смайликов)

Будут формироваться УУД:                                                                                                    Метапредметные

 Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 - адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные:

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки

 

Ход урока

  I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем , запоминаем,
Ни минуты не теряем.

  II.  Актуализация знаний  

- На какие две группы делятся звуки?

 Заполнить схему на доске

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

   III. Определение темы урока.

Фокусник

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (Учитель на доску вешает мягкий знак.) Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

- Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Учитель на доску вывешивает буквы). Прилагательное Лысый, превратилось в Лисий, существительные Пыл, Пальцы, Нос, Воз, Лук – в Пил, Пяльцы, Нёс, Вёз, Люк.

- В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж, ш)

- Определим тему урока.( обозначать мягкость согласных на письме.)

Чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы будем учиться обозначать мягкость согласных на письме, а в конце урока вы выполните задание, где сможете проверить свои знания.

      IV .       Работа по теме урока

  1.Отгадать загадку:

Учитель: Отгадайте  загадку и  тогда  вы  составите  из  слогов  слова:

Четыре  ковра  рукодельницы  ткут,

Один  за  другим  их  на  землю  кладут.

Белый,  зеленый,  пестрый,  желтый.

Ответ  мудреный.  Его  нашел  ты?

На  доске  написаны  слоги:

зи  ле  ма  то  о  вес  сень  на

Ученики:  Это  времена  года:  весна,  лето,  осень,  зима.                                                                                 -Объясните  орфограммы. 

 Запишите  слова,  поставьте  ударение,  подчеркните    орфограммы.

На  какие  вопросы  отвечают  эти  слова? Что  обозначают?

Ученики: Эти  слова  отвечают  на  вопрос  что?  и  обозначают  предметы.

Учитель:  А  какое  сейчас  время  года?

Ученики:  Сейчас  зима.

Учитель:  Назовите  зимние  месяцы.

Декабрь, январь, февраль.

Учитель:  Сделаем  фонетический  разбор  слова  декабрь.

                               Де-кабрь- 2  слога,  7  букв, 6  звуков

Д – [д’ ]

е – [э  ]

к – [к]

а – [а ]

б – [б]

р – [р’]

ь – [ - ]

7  букв, 6  звуков

   2.       Cтадия  осмысления

Учитель:  Что  показывает  мягкость  [ д’ ] ?

Ученики:  Буква  «е»

Учитель:  Выберите  гласные,  показывающие  мягкость  согласных.

Ученики:  е,  е,  ю,  я,  и

Учитель:  Почему  звуков  меньше,  чем  букв?

Ученики:  «ь»   не  обозначает  звука.

Учитель:  Что  показывает  «ь» ?

Ученики:  Мягкость  предшествующего  согласного.

Учитель:  В названиях  каких   месяцев  пишется  «ь»? Запишите названия этих  месяцев на  листочке, работая  в  паре со  своим  соседом.

Учитель:  Прочитайте.

Ученики:  Апрель,  июнь,  июль,  сентябрь,  октябрь,  ноябрь, декабрь,  январь, февраль.

Учитель:  Назовите  признаки  зимы  в  неживой  природе.

По ночам отмечаются заморозки. Дни зимой становятся очень короткими, а ночи – длинными. Самая длинная ночь-  21 декабря, после чего дневное время снова начинает потихоньку удлиняться. Это период зимнего солнцестояния. Облака теряют летнюю легкость, становятся тяжелыми и низкими. Нередко они заполняют весь небосклон, время от времени выпадают осадки. Зимние осадки называются снег, в его основе лежат замерзшие капельки воды. При их прохождении через холодные слои воздуха они образуют шестиконечные снежинки, обязательно симметричные по форме. Упав на поверхность, они срастаются с другими, образуя снежные сугробы. Одно из самых опасных зимних явлений природы – метель, представляющая собой выпадение снега с высокой интенсивностью. При этом также значительно усиливается ветер, он поднимает в воздух верхние слои снежного покрова. Другое характерное явление – гололедица, представляющая собой образование на поверхности земли корки льда. При продолжительных морозах лед основательно сковывает реки и водоемы, что препятствует судоходству. Это явление называется ледостав. Образование льда начинается уже по достижении водой нулевой температуры, а на участках с быстрым течением льда может и не быть. Наличие снежного покрова на земле создает особый микроклимат, помогающий всему живому пережить низкие температуры. Он удерживает тепло, также создает запас влаги для весенней поры.

3.Самостоятельная работа по рядам. Составьте  поговорки  и  запишите  в  тетрадь.

1 ряд: Декабрь, зиму, кончает, год , начинает.

2 ряд: Январь, начало, году, середина, зиме.

3 ряд: Вьюги, февраль, да, метели, под, полетели.

Самопроверка.

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие  мягкие  согласные  звуки.

4. Работа в парах.

Прочитайте :

Снег, мороз, лёд, метель, оттепель, изморозь, гололёд, пурга, сосульки, снежинки, иней, сугробы.

- Что общего в словах? (Признаки неживой зимы. Отвечают на вопрос что?)

-На какие группы можно разделить?

Запишите, разделив на две группы:

мороз                               снег

пурга                                лёд

сугробы                           метель

                                          оттепель

                                          изморозь

                                          гололёд

                                          сосулька

                                          снежинка

                                          иней  

Проверка фронтальная.

Какие слова непонятны?

Работа со словарём.

Изморозь - 1. Снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, проводах и т.п., образующиеся из оседающих частиц влаги в морозную погоду. 
2. разг. 
Тонкий слой льда, образующийся на земле, металлических предметах и т.п. в холодную сырую погоду. 
3. разг. 
Влажный воздух, дымка испарений в холодную сырую погоду. 
4. разг. 
Осадки в виде снежной крупы.   

Значение слова Изморозь по Ожегову:
Изморозь - Иней - 
рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане   

    Изморось - Очень мелкий, моросящий дождь.

Значение слова Иней по Ожегову:
Иней Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности 

Найти слова, в которых все согласные мягкие.

Метель, оттепель, иней.

Какие согласные всегда мягкие?

В каком слове звуков будет меньше, чем букв?

Метель ,  оттепель,  изморозь,  сосулька.

Почему в них букв больше, чем звуков?

5. Устная работа

Учитель:  Вспомните  признаки  зимы  в  живой  природе.

  • Зимой в живой природе происходят следующие изменения, которые можно наблюдать:
  • Лиственные деревья и кустарники сбросили листья (зимой холодно и мало света, поэтому листья не нужны. Хвойные же деревья стоят с хвоей, так как теряют листья (хвоинки) по мере роста новых. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, помогающим защититься зимой.
  • Зимой мало корма, поэтому некоторые животные, например, медведь, впадают в спячку. У других животных, таких как лиса, заяц появляются тёплые шубки. То есть у животных зимой густой подпушек, который не дает им замерзнуть. Заяц зимой становится белым. На зиму ёжик устраивается в в сухих листьях и траве, сворачивается клубочком и спит до весны.
  • Птиц зимой становится меньше. Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимовать остались те, кто всеяден, так как могут переключиться с одной пищи на другую. Для птиц зимой голод страшнее мороза, холод птицы переносят хорошо из-за наличия перьев и пуха. Зимой исчезает большинство насекомых, поэтому птицам становится труднее добывать себе корм.
  • Насекомые зимой исчезают.

6. Коллективная работа. Птицы зимой.

Я была недавно в лесу, иду по лесу – а кругом тихо, не поют птицы. Неужели они все покинули лес?

На доске – картинки с изображением птиц.

  • Снегирь, дятел, клёст, синица, сорока, грач, воробей, ласточка, поползень, голубь, ворона, кукушка.

-Всех ли птиц можем встретить зимой? (Дети распределяют птиц на 3 группы –зимующие, кочующие и перелетные)

Зимующие: дятел, синица, воробей, голубь, поползень, ворона, сорока

Перелётные: ласточка, грач, кукушка

Кочующие: снегирь, клёст, свиристель

-Почему улетают от нас птицы?

-А почему же часть птиц остаются у нас зимовать? (есть корм) Какой?

  • Выпишите зимующих птиц.                                                                                                                                                  Найдите орфограммы.                                                                                                                                                Какие орфограммы нашли?                                                                                                              Какое слово не подходит под эту орфограмму? (Голубь)                                                                   Какая здесь орфограмма?
  • -Когда птички сыты, мороз им не страшен. Но нередко птицы голодают, особенно во время снегопадов, в сильные морозы, в конце зимы, когда корм почти весь съеден. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны в суровые зимы. Но мы с вами можем спасти не одну птичью жизнь. Как? (беседа о подкормке)

Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником.

Покормите птиц.      (А.Яшин)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Птицы своими действиями помогают понять, что будет в природе.

Воробьи дружно чирикают – значит,  будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит,  будет мороз.

7. Самостоятельная работа по выбору.

I. Составить предложение, найти его грамматическую основу, выписать словосочетания.

Зима , для , является ,животных ,трудным, временем. На, спят, речном, рыбы, дне.

II.Составить предложение из слов каждой строчки, расположив их по порядку.

Перелётные, улетели, птицы, края, в тёплые. Насекомые, исчезли, с, зимы, наступлением. Голодно оставшимся птицам.  Для птиц зимой голод страшнее мороза.

С наступлением зимы исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Голодно оставшимся птицам.  Для птиц зимой голод страшнее мороза.

III.Ответить на вопрос: Как зимуют звери в лесу?

Проверка фронтально.
V. Итог урока

 - О приметах  какого  времени  года  мы  говорили  на  уроке?

Составьте  синквейн  со  словом зима.  (У  детей  на  партах  лежат  памятки )

 - Прочитайте

Зима

Холодная долгожданная

Приходит   радует  

Долгожданная  зима  пришла  к  нам.

Красавица

- Попробуйте  составить  вопросы  по  теме “ Твердые  и  мягкие  согласные”

-Какие  буквы  показывают  мягкость  согласных  звуков?

-Какая  буква  не  обозначает  звука?

-Какие  согласные  всегда мягкие?

VI. Рефлексия

Учитель: Нарисуйте  в  тетради  смайлик, который  поможет оценить  вашу  работу  на  уроке.

 

VII. Задание на дом

Составить и записать рассказ « Зимой»

Литература: 

  1. В.В. Волина. «Весёлая грамматика.» - М.: Знание, 1995.  

     2.  С.  Вохринцева « Окружающий  мир.  Перелетные  птицы»

  1. Т.Д.  Нуждина  «Энциклопедия “Чудо -  всюду”
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  « Русский  язык «  2  класс 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.2-й класс. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова....

Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Конспект урока русского языка во  2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»...

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука"

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласны...

Презентация урока по русскому языку во 2 классе на тему "«Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» "

Презентация урока по русскому языку во 2 классена тему ««Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.» »(к УМК В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»))....