Однозначные и многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Тема урока.                    Слова однозначные и многозначные.

Цели.

1.Развивающая.           Расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способ-                ности.

2.Воспитательная.      Формировать потребности к новым знаниям. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

3.Образовательная.     Учить распознавать слова однозначные и многозначные. Формировать орфографическую зоркость.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  усвоения новых знаний

по русскому языку во 2 классе

Тема урока.                    Слова однозначные и многозначные.

Цели.

1.Развивающая.           Расширять познавательную сферу школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способ-                ности.

2.Воспитательная.      Формировать потребности к новым знаниям. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

3.Образовательная.     Учить распознавать слова однозначные и многозначные. Формировать орфографическую зоркость.

Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.

1 Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Задача этапа.

Формы и методы обучения

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Я скучал!

Ты пришёл!

Хорошо!

Посмотрите ещё раз друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт  вам радость общения.

- Пожелаем  друг другу  удачи.

Дети выполняют действия, предложенные учителем.

Дети делают  хлопки  в  ладони  друг другу  с  соседом  по  парте

Психологический настрой на учебную деятельность.

Форма: фронтальная.

Метод: репродуктивный.

2. Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

<слайд1>

«Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

(Правильно и красиво говорить, …)

- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
А для этого проведем минутку каллиграфии.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои
пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

- Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

(Обратить внимание на правильность посадки).

- Написание каких  сочетаний букв мы будем сегодня повторять?(слайд2)

-Назовите слова, где встречаются сочетания букв.

Дети записывают число , классная работа , садятся правильно, кладут тетрадь, Записывают сочетания букв.

.Социальная мотивация: установление

отношений сотрудничества между учителем и учеником.

Форма. Индивидуально-обособленная

Метод. Частично-поисковый.

Форма. Фронтальная.

Метод. Контроль и самоконтроль.

Словарная работа.

- Отгадайте загадки, напишите отгадки.<слайд5и6, 7>

1. Как сажа черна,
Как сметана бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.

(сорока)

2. Птичка--невеличка
Хочет сделать шажок
Получается прыжок.

(воробей)

3.Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пенье
Голосистый ….(соловей)

4.Очень умная птица
Не сова и не синица,
Она песен не поёт,
А советы раздаёт.

(ворона)

5.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, море или пляж
Что же это?...

(карандаш)

6. Я могу любое слово
на бумаге написать.
Помогу тебе задачки
очень трудные решать.
Не забудь меня, мой друг,
Без меня ты как безрук.

(ручка)

(Словарь: сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.)

- А проверим написание словарных слов с помощью интерактивной доски.

(
Слайд для интер. доски)

(На интерактивной доске )

сорока, воробей, соловей, ворона, карандаш, ручка.

-Найдите среди этих слов лишние и объясните почему?

( ручка и карандаш)

Ученики отгадывают загадки, записывают в тетрадь, ведет диалог, делает предположения

Проверка знаний словарных слов.

Форма. Фронтальная

Метод. Частично- поисковый

3. Введение новых знаний.

Постановка учебной проблемы.

 - Очень расстроились ручка и карандаш, что оказались лишними,
и пошли искать себе друзей. Вышли они к озеру. А на его берегу стоят домик и кораблик, из которых доносились разные слова.(слайд  )

Из первого—кисть, ключ, корень.
Из второго – берёза, мешок, терем.
Опять задумались ручка и карандаш, куда им идти в домик или поплыть на кораблике?
Почему слова не живут вместе?
А вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?

Вот это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

Дети сравнивают слова в столбиках, анализируют, высказывают свое мнение.

Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 27

Развитие аналитического и логического мышления школьника, познавательных интересов, умение самостоятельно добывать новые знания.

Подвести детей к формулировке нового правила.

Форма. Фронтальная.

Метод. Интерактивный. Диалога.

Стимулирования  и мотивации.

Фиксирование нового понятий в устной речи. А сейчас прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Разговор мамы с дочкой».

- Как вы думаете, что дочка понимала под словом теплота?
- А мама?..
- Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова
теплота.
- Прочтите лексическое значение слова
терем.
- Что вы можете сказать об этих словах? Сколько значений имеет 1 слово и сколько 2-е?
- Как вы думаете, как называются слова с одним значением?
- ….а с двумя и более?

Чтение стихотворения из учебника «Русский язык 2 кл» с 27, работа с толковым словарем с168.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило (однозначные и многозначные слова).

Развивать умение вести познавательную деятельность к коллективе, выделять главное.

Форма. Фронтальная.

Метод.  Интерактивный. диалога. Стимулирования и мотивации.

Фиксирование нового понятия знаково.

- --Откройте учебники на с.27 и прочитайте рубрику «Тайны языка»
Работа с упр.1 (устно)

--Объясните рисунки. Почему разные предметы называют одним словом?
(По назначению, по форме)
--Какие это слова? (Многозначные).(слайд9)

Учащиеся читают правило про себя, находят различие. Читают правило вслух /2-3 человека/.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Развитие умения работать с учебником, сравнивать указанные объекты, закрепить правильную формулировку правила.

Форма. Индивидуально-обособленная. Фронтальная.

Метод. Проблемный. Репродуктивный.

4. Первичное закрепление.

Упр. 2 письменно с комментированием.

-Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы и будем выполнять упр.4

Физминутка «Буратино»

Дети работают в тетради.

Читают, то, что написали, комментируют.

Делятся на группы обсуждают, записывают предложения.

Списывать предложения, пользуясь новым правилом.

Форма. Индивидуально обособленная.Групповая.

Метод. Объяснительно-иллюстративный /практически-дедуктивный/.

5. Закрепление

- О ком была песня? Что было у Буратино?< слайд10> 
(ключ)
- Какое это слово, мы можем ответить сразу?
- Кто может помочь?

(Наш друг толковый словарь)
(Чтение в словаре статьи о ключе)

- А теперь вернёмся к нашим героям и попробуем им помочь(слайд11)

- Почему слова не живут вместе?

(одни многозначные, другие однозначные)

- А в какой домик пойдут жить наши друзья?
(в разные, ручка к многозначным, карандаш к однозначным)
- Докажите свой ответ.

- Молодцы! Вы помогли нашим героям найти друзей.

- Тетерь давайте вернёмся к нашему эпиграфу. <слайд 12>
Найдите в нём многозначные слова.

(ключ, язык)

- Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Стимулирование процесса обучения путем театрализации. Развитие устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса детей.

Форма. Фронтальная. Метод. Объяснительно иллюстративный.

Самостоятельная работа

- Приведите еще примеры многозначных слов и запишите их в тетрадь.

Дети выполняют задание , записывают слова в тетрадь.

Проверка умения применять на практи

ке новые и полученные ранее знания.

Приучение к самостоятельному решению проблем.

Форма. Индивидуально-обособленная

Метод. Частично-поисковый.

6. Домашнее задание.

Домашнее задание.

  1. Выучить правило с. 27.
  2. Найти в толковом словаре слово золотой составить и записать предложения.

Читают задание.

Создание для ученика ситуации выбора, развитие интереса к учебному процессу.

Форма. Фронтальная.

Метод. Интерактивный.

7. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Какое у вас настроение?

-Оцените свою работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы, ведут дискуссию.

Учить выделять главное, оценивать свою работу.

Форма. Фронтальная.

Метод. Контроль, самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...

Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»

Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи,  по данной теме...

Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...