Повторение пройденного в 1 классе. Предложение. Знакомство со словарным словом «земляника»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

lara.trifonova

Данный урок акцентирует внимание учащихся 1 классов на закреплении темы "Предложение", умении  находить главную мысль в предложении и в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложения из слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlozhenie._1_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Повторение пройденного в 1 классе.

Предложение. Знакомство со словарным словом  «земляника».

Цели:

  1. Решать грамматико-орфографические, синтаксические и речевые задачи,  

      формулировать вопросы по теме, учить находить главную мысль в предложении и    

      в тексте, распознавать виды предложений, составлять предложения из слов.

  1. Заинтересовать историей возникновения слова «земляника».

Ход урока:

  1. Постановка задач урока.

Вопросы и задания:

     - Прочитайте тему урока. (На доске записана тема: Повторение знаний о  

        предложении.)

     - Как вы думаете, что о предложении мы должны повторить? Задайте вопросы, на

        которые мы должны ответить.

                      Дети задают вопросы-задачи:

              - Что называется предложением?

              - Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

              - Как  связаны слова в предложении?

Далее ставит вопрос учитель:

- Какими предложениями мы пользовались, задавая друг другу вопросы?    

   (Вопросительными.)

-А какие ещё предложения вам известны?

II.Работа с текстом.

Лексико-орфографический анализ слова «земляника».

(Текст у каждого ученика на парте.)

Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов земляники. Чуть позже земляника протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!

Задания классу:

- Подготовьтесь прочитать текст и прочитайте его.

- О чем говорится в каждом предложении?

- Как бы вы озаглавили весь текст?

- Запишите заголовок в тетрадь. (Дети вместе с учителем записывают слово «земляника» в

  тетрадь, проговаривают его по слогам. Учитель говорит, что это слово будет определять    

  тематику написанных и составленных на уроке предложений.)

- Прочитайте текст еще раз. Каким вы представили кустик земляники? С чем сравниваются цветки

   земляники? Удачны ли эти сравнения? (По мере ответов детей учитель открывает на доске

   картинку с изображением кустика земляники и опорных слов, позволяющих воспроизвести  

   описательный образ земляники: тройчатые листья, беленький глазок, душистые, ароматные,

   вкусные ягоды, алые капельки.)

- Что же мы называем словом «земляника»? Дайте краткий ответ, и в этом вам поможет

   предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.      

   (Пропущены слова «растение» и «ягода»)

- Спишите предложение с доски, проговаривая каждое слово по слогам и сверяя написанное в тетради с доской:

   Земляника – это травянистое растение  и ягоды этого растения.

- Обратите внимание, как написано слово земляника. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (Орфограммы подчеркиваются: земляника)

- А можно ли проверить безударные гласные в этом слове? (Высказывается предположение, что таким словом может быть слово земля.)

Учитель поощряет догадку ребят и дает этимологическую справку: «В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «поземка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю. Кушак! (Стихотворение читает ученица).

Я капелька лета

На тоненькой ножке

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица


- Что вам понравилось в описании землянички в стихотворении? (На доске к записанным опорным сочетаниям слов добавляются новые: капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица.)

-А теперь вновь обратимся к тексту. Прочитайте его, интонационно выделяя каждое предложение.

-Почему последнее предложение вы прочитали иначе, чем остальные?

-Что помогло вам правильно определить интонацию каждого предложения? (Знаки препинания.)

III. Анализ предложения с пропуском слов.

- Восстановите пропущенные слова, запишите предложения. (В предложении закрыты слова красненькая, беленький, тройной; в словах выделены трудные орфограммы.)

              Земляничка, земляничка –

Красненькая невеличка,

Беленький цветочек

И тройной листочек.

                               (В.Малков.)

- Прочитайте четверостишие. Подумайте, какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме, пропущены в предложении? Что автор называет словом невеличка? (Подобрать необходимые слова детям помогло описание земляники в предыдущем текст)

- Как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная; беленький, а не белый; тройной, а не тройчатый? (Слова в предложении открываются)

- Почему в одном предложении слова расположены на нескольких строчках? (Так оформляются предложения в поэтической речи)

- Посмотрите на выделенные орфограммы в словах и подготовьтесь писать предложение под диктовку.

Предложение записывается под диктовку, затем дети сверяют написанное с записью на доске.

IV. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.

Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы, душистая, беленький, глядит, земляники.

- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?

- Какие предложения вы можете составить сами или при помощи данных вопросных схем?

   1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего?

   2) Где? Что делает? Какая? Что?

- В какой последовательности вы могли бы записать эти предложения и почему?

- Что надо знать, чтобы правильно обозначить начало и конец предложения?

В тетради получается такая запись: Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Для тех, кто написал предложения раньше, предлагается такое задание: составить свое предложение о землянике, которое было бы продолжением записанных. Составляемые детьми предложения были навеяны лексикой предыдущих текстов. (Как красива эта ягодка! Она похожа на алую капельку. Мне нравится этот земляничный кустик и др.)

V. Выразительное чтение стихотворения.

Определение видов предложений. (Текст дается сначала на слух, в исполнении учителя, затем предъявляется для зрительного восприятия и чтения в лицах.)

Земляничка у пня

Прошептала:

                   «Нет меня!»

Оглянулась

И потом

Притаилась под листом

Солнца луч её нашел,

Закричал:

«Нехорошо!

Обманула!

Ай-ай-ай!

Земляничка,

Вылезай!»

Покраснела ягода

И сказала:

             «Ябеда…»                                                                    

                                        (Л.Фадеева.)

- Почему стихотворение вызвало у вас улыбку?

- Прочитайте стихотворение сами. Объясните знаки препинания в конце предложений.

- Подготовьтесь прочитать стихотворение в лицах (автор, солнечный луч, земляничка.)

Дети читают стихотворение в лицах.

VI. Итог урока.

Вопросы и задания:

- Чем заинтересовал вас урок?

- Расскажите, что вы вспомнили о предложении?

- А что узнали о слове земляника?

VII. Задание на дом.

Составить небольшой текст на одну из тем: «Земляничная полянка» или «Хороша земляничка-невеличка!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к словарному слову "земляника"

Презентация к словарному слову "земляника" включаетв себя следующее: лексическое значение слова, этимология слова, однокоренные слова, сочетаемость слов, письмо по памяти....

Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)

2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике....

работа со словарным словом ЗЕМЛЯНИКА

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ...

Изучение словарного слова "земляника".

Презентация на тему;  Изучение словарного слова "эемляника" во  2 классе....

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

статья Знакомство со словарными словами в 1 классе

Словарные слова — это слова, в которых есть орфограммы, которые не проверяются согласно правилам русской орфографии. Их следует запоминать наизусть (зазубривать). Написание любого словарного слов...

Словарное слово "Земляника"

Написание словарных слов...