Разработка урока русского языка на тему:"Обобщение изученного об имени существительном"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Цели:    обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных    (в начальной форме)  после букв шипящих; развивать умение распознавать существительные  мужского и женского рода, их число и падеж; умение распознавать различные части речи,  развивать  орфографическую память и зоркость учащихся, устную и письменную речь, творческие способности; совершенствовать навыки грамотного письма; воспитывать трудолюбие, аккуратность и коммуникабельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

          Урок русского языка (урок – путешествие) 3класс  2011г

          Тема: « Обобщение и закрепление  изученного»          (слайд 1)

Цели:                                                                                                           (слайд 2)

 обобщить полученные знания об имени существительном, закрепить  правила написания мягкого знака на конце имен существительных                          (в начальной форме)  после букв шипящих; развивать умение распознавать существительные  мужского и женского рода, их число и падеж; умение распознавать различные части речи,  развивать  орфографическую память и зоркость учащихся, устную и письменную речь, творческие способности; совершенствовать навыки грамотного письма; воспитывать трудолюбие, аккуратность и коммуникабельность.

Оборудование: учебники русского языка  2ч., задачник -  тетрадь по русскому языку,  рабочие тетради учащихся, презентация урока, ИКТ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь во все вникать

Будем правильно писать,

Остроумно отвечать.

                                                                                                                          ( слайд 3)

Сегодня на уроке мы повторим изученный материал об имени существительном и совершим путешествие в сказочный дворец страны Словарии. Жителям этого дворца необходима наша помощь, они не могут покинуть пределы стен своего замка т.к. не сумели разгадать заколдованный  шифр тройного замка. Ребята, поможем, жителям Словарии?  Дорогу к замку нам будет показывать волшебный клубочек. Нас ждет много испытаний, поэтому потребуется в пути  все ваши знания и умения, взаимопомощь, большое внимание  и наблюдательность.  

Чтобы  заострить ваше внимание мы сделаем зарядку для глаз.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.                                                                            (слайд 4)

                                                                                                                            (слайд 5)

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.  

  Чтобы клубочек помог нам найти дорогу к замку  нужно его смотать. Для этого вы красиво и аккуратно напишите узор в тетради и предложение.

 Мы начинаем увлекательное путешествие.  Определите части речи, выделите основу предложения, падеж  им. существительного.  А теперь пойдем по следам клубочка.

                                                                                                                            (слайд 6)

 Он привел нас к дремучему непроходимому лесу, где нам надо найти и выбрать нужную дорожку. Ваша задача распределить слова в 2 столбика. Но сначала подумайте , что объединяет все эти слова. Проверим. Почему вы так распределили слова?

Этаж,                      дочь,

врач,                         тишь,

чиж,                          ложь,

плащ,                        ночь,

луч,                           помощь,

ключ,                        рожь,

душ,                          молодежь,

                                  глушь,

                                 мелочь,

                                                                                                                             (слайд 7)

 Молодцы быстро справились с заданием. Продолжим наше путешествие.

                                                                                                                              (слайд 8)

 Мы вышли к топкому болоту. Перебраться через него сможем только по кочкам, но будьте очень внимательны, не оступитесь.                        ( слайд 9)

Ночь –ноч.ка

Дочь – доч.ка

Печь – печ.ка

Коч.ка, реч.ка, скрипач.ка, моряч.ка, водич.ка. Кто может объяснить какая опасность нас здесь подстерегала? ( ЧК-ЧН без Ь знака)

 Прошли благополучно опасную топь,  неплохо бы и утолить жажду . Нам повезло впереди колодец.                                                                            (слайд 10)

 Чтобы испить воды из колодца нужно « вытащить» из него только существительные.  Течь, печь, бег, попить, сила, ум, зарядка, мороз, чтение, пение, девять, писк, плач, пить, веселый, мой.  Молодцы и с этим заданием справились.

Куда же привел нас клубок на этот раз?                                                    (слайд 11)

 Впереди старый ветхий мост, по нему опасно перебираться на другой берег. Чтобы подремонтировать мост нам пригодятся  ваши знания о составе слова. Выстроим «бревнышки» слов…  

1в.  Столик, речной, записка, избушка, перелет, кора, заморозки

2в.   Повозка, дружок, танкист, ранний, находка, зверек, часовой.. «Строительство»  забрало немало сил, необходимо отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА.                                                                                                  ( слайд 12)

Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – руки вверх и потянуться.

Три – согнуться, разогнутся.

На четыре – снова все начать.

Пять – поглубже  всем вздохнуть.

Шесть – на пояс руки ставим.

Семь – повороты туловища начинаем.

Восемь – пару раз присядем.

Девять – на место тихо сядем.

Десять – путь наш продолжаем.

На этом берегу виден дворцовый сад. Попробуем в него войти  и внимательно рассмотреть что в нем  находится.                                    (слайд 13)

Составьте небольшой текст, используя слова: луч, подснежник, крокус, пахнет, красиво, весна, парк. ( 3 - 4 предложения)

Вот мы и подошли к стенам замка.                                                           (слайд 14)

Думаю, что мы сможем помочь местным жителям разгадать шифр замков.

1 уровень: Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.

Летучая (мышь), резиновый  (мяч), красивая (дочь), пахучий(ландыш), морозная ( ночь), черный (плащ), острый (меч), громкий ( клич), верный (товарищ).

2 уровень: Подобрать синонимы с шипящими согласными на конце и записать.

неправда -  …

сила – …

молодые люди –…

маленький ребенок…

доктор – в…

ерунда, глупость – …

родник –

3 уровень: Проверь текст и исправь ошибки.

Однажды  учиники  забралис  в самую глуш  леса. Там  ани встретили лисника.  Доч   лесника прегласила  рибят  в  избужку. Настенах висели пучьки  душыстых  траф. В углу стаял сухая камышь.

                                                                                                                                (слайд15)

Молодцы, со всеми заданиями вы справились успешно. Нам осталось попрощаться с жителями этой страны  и вернуться назад. В этом нам опять поможет волшебный клубочек. Закройте глазки, вот мы и на месте.

ИТОГ УРОКА.

Понравилось вам наше путешествие?

Какие задания показались наиболее сложными?

Что же надо знать чтобы правильно написать имена существительные , оканчивающиеся на шипящие?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : ТПО  упр. № 513.

1 уровень: Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими на конце.

Летучая           , резиновый            , красивая           , пахучий           , морозная                            , черный           , острый          , громкий               , верный                  .

2 уровень: Подобрать синонимы с шипящими согласными на конце и записать.

неправда -               

сила –

молодые люди  -

маленький ребенок  -

доктор –

ерунда, глупость –

родник –

мелкие деньги –

зерно, из которого делают черный хлеб –

3 уровень: Проверь текст и исправь ошибки.

Однажды  учиники  забралис    в самую   глуш      леса. Там  ани  встретили лисника.   Доч    лесника  прегласила   рибят   в  избужку.      Настенах висели     пучьки      душыстых   траф.       В углу  стаял  сухая    камышь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс

ТЕМА: «Обобщение  знаний  об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока:   повторение и закрепление изученного  ( части речи)....

Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

Пройдя по данной ссылке,можно ознакомиться с  Уроком русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном" в 4-й классе....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени существительном"

Цели:обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;развивать зрительное восприятие;развивать мышление, учить делать вы...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».

Методическая разработка урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном»....