Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_na_rayon.docx | 24.92 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_na_rayon.pptx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
3 класс
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Цель:Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности | - Мы сегодня с вами будемисследователями, открывателями,а для этого требуется выполнение определенных инструкций. - Прослушайте первый инструктаж. Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На «отлично» напишу. | Учащиеся настраиваются на работу |
Актуализация знаний | - Посмотрите на экран. СЛАЙД 1 Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга,а.тобус, м.дведь. - Какую работу вы могли бы предложить? -Выполните задание - Проверьте. СЛАЙД 2 - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя:не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку - в задании №1 -К какой части речи относятся эти слова? -Что такое имя существительное? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает? - Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?,синим – на вопрос что? - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №2 | -Вставить пропущенные буквы и записать слова Записывают слова в тетрадь Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу -К именам существительным -Часть речи -Кто? Что? -Обозначает предмет Учащиеся выполняют задание Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу |
Постановка темы и цели урока | -Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 3 -Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь … что делать?Сформулируйте тему и цель | -Одушевлённые, неодушевлённые -Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые -Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Открытие нового знания | - На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса? - Заполним наш кластер (работа на доске) - Что относится кодушевлённым именам существительным? - Что относится к неодушевлённым именам существительным? - Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые -Проверяем свои открытия | -Одушевлённые и неодушевлённые -Люди, животные -Неживые предметы, растения, явления окружающего мира Чтение правила, стр.54 |
Первичное закрепление во внешней речи | Работа в парах(на листочках) Упражнение «Волшебные превращения» -Прочитайте слова: коса;мак;капля;сон. -Какой вопрос зададим к этим словам? -Какие это имена существительные? -Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто? -Как назовем одним словом эти слова? | Учащиеся работают в парах -Что? -Неодушевлённые Коза;рак;цапля;сом. -Одушевлённые |
Физминутка | Упражнение «Внимательные руки». -Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – показываем на себя, если неодушевленное – присесть, слово относится к другой части речи – потопать: королева;яблоко; ты;желтый;принц; метла;волшебник;уходить; палочка;лететь; злая;колдунья;собака; часы;сказочный;день. | Дети выполняют упражнение |
Включение в систему знаний | Работа по учебнику, стр.54 упр.2 Айсберг – отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погружённой подводной частью. (С.И. Ожегов, 1999г) - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №3 | Учащиеся работают самостоятельно по учебнику Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу |
Закрепление нового знания | 1. Работа в группах -Разделитеслова на группы. Как вы думаете, на какие группы? 1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд. 2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер. 3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки. 4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова. 5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик. 6 группа: шайба, бегут, коньки, спортсмены, санки, тренер. -Проверим какие слова были лишние, почему? 2. Самостоятельная работа (с применением дифференциации) -Прочитайте группы слов. Что можете сказать про них? 1в. 2в. Охота школа Лес машина Трактор работа -Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам. Если необходима помощь, можетеею воспользоваться. Перед вами карточки с подсказкой: 1в. Охота+ник Учение+ник Лес+ник Трактор+ист 2в. Море+як Школа+ник Машина+ист Работа+ник Если помощь не требуется, переверните карточку-подсказку. Запишите слова грамотно, без ошибок -Кто записал все слова? -Какое слово было трудно составить? - Кто может назвать способ образования новых слов? - При помощи каких суффиксов образовались слова? -- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №4 | Работают в группах -Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Один из группы отвечает Работают самостоятельно -Неодушевлённые имена существительные Ответы учащихся Суффиксальный |
Творческое применение полученных знаний | Работа в парах -Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: р л о а з н д ы а ш; м в и у ш х а н я; с о ш и с н ш а к а. -Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы: вытащите из букета садовый и лесной цветок из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье отделите плод от растения -Прочитайте записанные слова и найдите лишнее -Почему оно лишнее? Задание в группах. -Вставьте вместо точек слова из второго столбика так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным. Образец. Ва (гон) ец что? вагон; кто? гонец к у (…) о л сор т е (…) р о ж бег п о (…) ч и к сто м у (...) о к а лет п о (...) л е ц сок -Тут уж и мне вам помочь нужно | Роза – ландыш Вишня – муха Сосна – шишка Муха – одушевленное существительное Учащиеся работают в группах |
Итог урока. | -Над какой частью речи работали? -Чему учились на уроке? | |
Рефлексия учебной деятельности | -Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило –нарисуйте жёлтый кружок; Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило –зелёный кружок; Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении –красный кружок. | |
Домашнее задание | Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по теме: Олимпиада – Сочи 2014. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .
Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Коса – Мак – Капля – Сон –
Коса – коза Мак – рак Капля – цапля Сон – сом
одушевлённые неодушевлённые капитан пароход кит дым чайка море моряк волна дельфин шторм медуза айсберг солнце ветер
1 в. 2 в. Охота Работа Трактор Школа Лес Машина
1 в. 2 в. Охотник Работник Тракторист Школьник Лесник Машинист
р л о а з н д ы а ш
Роза – ландыш
м в и у ш х а н я
Вишня – муха
с о ш и с н ш а к а
Шишка – сосна
Роза – ландыш Вишня – муха Шишка – сосна
к у (сок) о л т е (…) р о ж бег п о (…) ч и к сто м у (...) о к а лет п о (...) л е ц сор
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"
Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...
Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....
Конспект урока русского языка 3 класс тема: " Окончание существительных во множественном числе в разных падежах".
УМК «Перспективная начальная школа»...
Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Педагогические мастерские по применению российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе (В рамках курсов «Цифровая грамотность: базовый...
Урок русского языка 3 класс Тема " Имя существительное. Обобщение."
Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры...