Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Лилия Азатовна Сайранова

    Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_na_rayon.docx24.92 КБ
    Файл prezentatsiya_k_uroku_na_rayon.pptx91.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    3 класс

    Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

    Цель:Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Формирование универсальных учебных действий

    Личностные УУД:

    формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

    формирование осознания смысла своих учебных действий

    Регулятивные УУД:

    развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

    контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

    Познавательные УУД:

    развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

    формировать умение  осознавать и формулировать проблему

    Коммуникативные УУД:

    формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,

    развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Самоопределение

    к деятельности

    - Мы сегодня с вами будемисследователями, открывателями,а для этого требуется выполнение определенных инструкций.    

    - Прослушайте первый инструктаж.

    Тетрадь наклонно положу.

    Ручку правильно держу.

    За посадкою слежу.

    С чистотою я дружу,

    На «отлично» напишу.

    Учащиеся настраиваются на работу

    Актуализация

    знаний

    -  Посмотрите на экран. СЛАЙД 1

    Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга,а.тобус, м.дведь.

    - Какую работу вы могли бы предложить?

    -Выполните задание

    - Проверьте. СЛАЙД 2

    - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя:не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку -  в задании №1

    -К какой части речи относятся эти слова?

    -Что такое имя существительное?

    -На какие вопросы отвечает?

    -Что обозначает?

    - Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?,синим – на вопрос что?

    - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или -  в задании №2

    -Вставить пропущенные буквы и записать слова

    Записывают слова в тетрадь

    Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

    -К именам существительным

    -Часть речи

    -Кто? Что?

    -Обозначает предмет

    Учащиеся выполняют задание

    Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

    Постановка темы

    и цели урока

    -Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

    - Сформулируйте тему урока.

    СЛАЙД 3

    -Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь  … что делать?Сформулируйте тему и цель

    -Одушевлённые, неодушевлённые

    -Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

    -Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Открытие

    нового знания

    - На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

    - Заполним наш кластер (работа на доске)

    - Что относится кодушевлённым именам существительным?

    - Что относится к неодушевлённым именам существительным?

    - Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые

    -Проверяем свои открытия

    -Одушевлённые и неодушевлённые

    -Люди, животные

    -Неживые предметы, растения, явления окружающего мира

    Чтение правила, стр.54

    Первичное закрепление

    во внешней речи

    Работа в парах(на листочках)

    Упражнение «Волшебные превращения»

    -Прочитайте слова:

    коса;мак;капля;сон.

    -Какой вопрос зададим к этим словам?

    -Какие это имена существительные?

    -Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто?

    -Как назовем одним словом эти слова?

    Учащиеся работают в парах

    -Что?

    -Неодушевлённые

    Коза;рак;цапля;сом.

    -Одушевлённые

    Физминутка

    Упражнение «Внимательные руки».

    -Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – показываем на себя, если неодушевленное – присесть, слово относится к другой части речи – потопать:

    королева;яблоко; ты;желтый;принц; метла;волшебник;уходить;

    палочка;лететь; злая;колдунья;собака; часы;сказочный;день.

    Дети выполняют упражнение

    Включение в систему

    знаний

    Работа по учебнику, стр.54 упр.2

    Айсберг – отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погружённой подводной частью. (С.И. Ожегов, 1999г)

    -Проверка. СЛАЙД 4

    - Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №3

    Учащиеся работают самостоятельно по учебнику

    Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

    Закрепление

    нового знания

    1. Работа в группах

    -Разделитеслова на группы. Как вы думаете, на какие группы?

    1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

    2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

    3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки.

    4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

    5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

    6 группа: шайба, бегут, коньки, спортсмены, санки, тренер.

    -Проверим какие слова были лишние, почему?

    2. Самостоятельная работа (с применением дифференциации)

    -Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них?

        1в.                 2в.

    Охота        школа

    Лес                  машина

    Трактор           работа

    -Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

    Если необходима помощь, можетеею воспользоваться. Перед вами карточки с подсказкой:

    1в.                        

    Охота+ник

    Учение+ник

    Лес+ник

    Трактор+ист

    2в.

    Море+як

    Школа+ник

    Машина+ист

    Работа+ник

    Если помощь не требуется, переверните карточку-подсказку.

    Запишите слова грамотно, без ошибок

    -Кто записал  все слова?

    -Какое слово было трудно составить?

    - Кто может назвать способ образования новых слов?

    - При помощи каких суффиксов образовались слова?

    -- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №4

    Работают в группах

    -Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Один из группы отвечает

    Работают самостоятельно

    -Неодушевлённые имена существительные

    Ответы учащихся

    Суффиксальный

    Творческое применение полученных знаний

    Работа в парах

    -Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

    р л о а з н д ы а ш;

    м в и у ш х а н я;

    с о ш и с н ш а к а.

    -Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

    вытащите из букета садовый и лесной цветок

    из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье

    отделите плод от растения

    -Прочитайте записанные слова и найдите лишнее

    -Почему оно лишнее?

    Задание в группах.

    -Вставьте вместо точек слова из второго столбика так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

    Образец. Ва (гон) ец

    что? вагон; кто? гонец

    к у (…) о л        сор

    т е (…) р о ж         бег

    п о (…) ч и к        сто

    м у (...) о к а        лет

    п о (...) л е ц        сок

    -Тут уж и мне вам помочь нужно

    Роза – ландыш

    Вишня – муха

    Сосна – шишка

    Муха – одушевленное существительное

    Учащиеся работают в группах

    Итог урока.

    -Над какой частью речи работали?

    -Чему учились на уроке?

    Рефлексия

    учебной деятельности

    -Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

    Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило –нарисуйте жёлтый кружок;

    Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило –зелёный кружок;

    Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении –красный кружок.

    Домашнее задание

    Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по теме: Олимпиада – Сочи 2014.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Б.рёза , ч.л.век , в(?)юга, а.тобус , м.дведь .

    Слайд 2

    Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .

    Слайд 3

    Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .

    Слайд 4

    Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

    Слайд 5

    Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

    Слайд 6

    Коса – Мак – Капля – Сон –

    Слайд 7

    Коса – коза Мак – рак Капля – цапля Сон – сом

    Слайд 8

    одушевлённые неодушевлённые капитан пароход кит дым чайка море моряк волна дельфин шторм медуза айсберг солнце ветер

    Слайд 9

    1 в. 2 в. Охота Работа Трактор Школа Лес Машина

    Слайд 10

    1 в. 2 в. Охотник Работник Тракторист Школьник Лесник Машинист

    Слайд 11

    р л о а з н д ы а ш

    Слайд 12

    Роза – ландыш

    Слайд 13

    м в и у ш х а н я

    Слайд 14

    Вишня – муха

    Слайд 15

    с о ш и с н ш а к а

    Слайд 16

    Шишка – сосна

    Слайд 17

    Роза – ландыш Вишня – муха Шишка – сосна

    Слайд 18

    к у (сок) о л т е (…) р о ж бег п о (…) ч и к сто м у (...) о к а лет п о (...) л е ц сор

    Слайд 19

    МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

    На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

    Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

    На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

    Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

    Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

    Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

    Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

    Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....