Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лилия Азатовна Сайранова

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_na_rayon.docx24.92 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_na_rayon.pptx91.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Цель:Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач,

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

к деятельности

- Мы сегодня с вами будемисследователями, открывателями,а для этого требуется выполнение определенных инструкций.    

- Прослушайте первый инструктаж.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

Учащиеся настраиваются на работу

Актуализация

знаний

-  Посмотрите на экран. СЛАЙД 1

Б.рёза, ч.л.век, в(?)юга,а.тобус, м.дведь.

- Какую работу вы могли бы предложить?

-Выполните задание

- Проверьте. СЛАЙД 2

- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя:не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку -  в задании №1

-К какой части речи относятся эти слова?

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

- Задайте вопросы к каждому из данных слов. Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?,синим – на вопрос что?

- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или -  в задании №2

-Вставить пропущенные буквы и записать слова

Записывают слова в тетрадь

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

-К именам существительным

-Часть речи

-Кто? Что?

-Обозначает предмет

Учащиеся выполняют задание

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

Постановка темы

и цели урока

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

- Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 3

-Какой результат будет в конце урока? Начните со слов: «Уметь  … что делать?Сформулируйте тему и цель

-Одушевлённые, неодушевлённые

-Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

-Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Открытие

нового знания

- На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

- Заполним наш кластер (работа на доске)

- Что относится кодушевлённым именам существительным?

- Что относится к неодушевлённым именам существительным?

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые

-Проверяем свои открытия

-Одушевлённые и неодушевлённые

-Люди, животные

-Неживые предметы, растения, явления окружающего мира

Чтение правила, стр.54

Первичное закрепление

во внешней речи

Работа в парах(на листочках)

Упражнение «Волшебные превращения»

-Прочитайте слова:

коса;мак;капля;сон.

-Какой вопрос зададим к этим словам?

-Какие это имена существительные?

-Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос Кто?

-Как назовем одним словом эти слова?

Учащиеся работают в парах

-Что?

-Неодушевлённые

Коза;рак;цапля;сом.

-Одушевлённые

Физминутка

Упражнение «Внимательные руки».

-Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – показываем на себя, если неодушевленное – присесть, слово относится к другой части речи – потопать:

королева;яблоко; ты;желтый;принц; метла;волшебник;уходить;

палочка;лететь; злая;колдунья;собака; часы;сказочный;день.

Дети выполняют упражнение

Включение в систему

знаний

Работа по учебнику, стр.54 упр.2

Айсберг – отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погружённой подводной частью. (С.И. Ожегов, 1999г)

-Проверка. СЛАЙД 4

- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №3

Учащиеся работают самостоятельно по учебнику

Учащиеся проверяют себя и оценивают свою работу

Закрепление

нового знания

1. Работа в группах

-Разделитеслова на группы. Как вы думаете, на какие группы?

1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.

2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.

3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки.

4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.

5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа: шайба, бегут, коньки, спортсмены, санки, тренер.

-Проверим какие слова были лишние, почему?

2. Самостоятельная работа (с применением дифференциации)

-Прочитайте группы слов. Что можете сказать про  них?

    1в.                 2в.

Охота        школа

Лес                  машина

Трактор           работа

-Из неодушевлённых существительных составьте одушевлённые слова по вариантам.

Если необходима помощь, можетеею воспользоваться. Перед вами карточки с подсказкой:

1в.                        

Охота+ник

Учение+ник

Лес+ник

Трактор+ист

2в.

Море+як

Школа+ник

Машина+ист

Работа+ник

Если помощь не требуется, переверните карточку-подсказку.

Запишите слова грамотно, без ошибок

-Кто записал  все слова?

-Какое слово было трудно составить?

- Кто может назвать способ образования новых слов?

- При помощи каких суффиксов образовались слова?

-- Оцените свою работу.Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №4

Работают в группах

-Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Один из группы отвечает

Работают самостоятельно

-Неодушевлённые имена существительные

Ответы учащихся

Суффиксальный

Творческое применение полученных знаний

Работа в парах

-Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

р л о а з н д ы а ш;

м в и у ш х а н я;

с о ш и с н ш а к а.

-Используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

вытащите из букета садовый и лесной цветок

из какой ягоды варенье досталось кому-то нам съеденье

отделите плод от растения

-Прочитайте записанные слова и найдите лишнее

-Почему оно лишнее?

Задание в группах.

-Вставьте вместо точек слова из второго столбика так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. Чтобы первое слово было неодушевленным существительным, а второе - одушевленным.

Образец. Ва (гон) ец

что? вагон; кто? гонец

к у (…) о л        сор

т е (…) р о ж         бег

п о (…) ч и к        сто

м у (...) о к а        лет

п о (...) л е ц        сок

-Тут уж и мне вам помочь нужно

Роза – ландыш

Вишня – муха

Сосна – шишка

Муха – одушевленное существительное

Учащиеся работают в группах

Итог урока.

-Над какой частью речи работали?

-Чему учились на уроке?

Рефлексия

учебной деятельности

-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:

Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило –нарисуйте жёлтый кружок;

Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило –зелёный кружок;

Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении –красный кружок.

Домашнее задание

Подобрать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по теме: Олимпиада – Сочи 2014.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б.рёза , ч.л.век , в(?)юга, а.тобус , м.дведь .

Слайд 2

Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .

Слайд 3

Берёза , человек , вьюга , автобус , медведь .

Слайд 4

Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Слайд 5

Цель: уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Слайд 6

Коса – Мак – Капля – Сон –

Слайд 7

Коса – коза Мак – рак Капля – цапля Сон – сом

Слайд 8

одушевлённые неодушевлённые капитан пароход кит дым чайка море моряк волна дельфин шторм медуза айсберг солнце ветер

Слайд 9

1 в. 2 в. Охота Работа Трактор Школа Лес Машина

Слайд 10

1 в. 2 в. Охотник Работник Тракторист Школьник Лесник Машинист

Слайд 11

р л о а з н д ы а ш

Слайд 12

Роза – ландыш

Слайд 13

м в и у ш х а н я

Слайд 14

Вишня – муха

Слайд 15

с о ш и с н ш а к а

Слайд 16

Шишка – сосна

Слайд 17

Роза – ландыш Вишня – муха Шишка – сосна

Слайд 18

к у (сок) о л т е (…) р о ж бег п о (…) ч и к сто м у (...) о к а лет п о (...) л е ц сор

Слайд 19

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....

Применение российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе. Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Педагогические мастерские   по применению  российской онлайн-платформы – Учи.ру на уроках в начальной школе  (В рамках  курсов  «Цифровая грамотность: базовый...