Роль изложения в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Любимова Анжела Владимировна

Одним из творческих заданий является написание изложения. Ученик должен запомнить, пересказать прослушанный и прочитанный текст, изложить материал письменно.С самого раннего детства, когда ребенок читает сказки, или же слушает их , он может только пересказать, делится впечатлениями о прочитанном, описывает картины, которые возникли в его воображении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль изложения в начальной школе17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Роль изложения в начальной школе.

Любимова А.В.

Учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №4»
г. Королев мкр. Юбилейный

Одним из творческих заданий является написание изложения. Ученик должен запомнить, пересказать прослушанный и прочитанный текст, изложить материал письменно. С самого раннего детства, когда ребенок читает сказки, или же слушает их , он может только пересказать, делится впечатлениями о прочитанном, описывает картины, которые возникли в его воображении.

В школе задания и требования к выполнению постепенно усложняются. Если он не умеет читать, то достаточно умение пересказать услышанное, как только он научится писать - еще и написать все на бумаге. Изложение очень хорошо тренируют слуховую и зрительную память. Помогают формировать связную речь.

В школе существует методика обучения изложению, которая успешно работает многие годы. Так в 1 классе школьной программой предусматривается изложение под руководством учителя небольшого текста по вопросам, во 2 классе – изложение текста по коллективно составленному плану, в 3-4 классах – подробные, сжатые и творческие изложения.
Объём текстов для изложений в 1 классе – 20-30 слов, во 2 классе – 30-40 слов, в 3-4 классах – от 60 до 95 слов.

Так как язык является средством общения, значит чем он гибче, богаче, тем и уровень образованности выше, успех обучения во многом зависит от того, насколько дети владеют своей речью. Работа над изложением развивает не только речь, память, внимание, но еще развивает и воображение.

Основным условием я считаю при выборе текста для изложения, учитывать грамматические навыки учащихся, тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми, трудными словами.

Методика проведения изложения :

1.Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся дети слушают его, прослеживая сюжетную линию. Паузами выделяем части текста. Текст может читать как учитель, так и сами учащиеся.

  • Затем проводится беседа о прочитанном. Ставятся вопросы, которые определяют поняли ли ученики прочитанное, осознали его.

2.Повторно читается текст.

3.Затем составляется план. Он составляется коллективно.

   План записывается на доске.

 4.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализируется значение слов, написание, какие изобразительные средства использованы, обращается внимание детей на слова требующие особого внимания.

Эти слова записываются на доске. Выделяются опорные слова. Необходимо чтобы учащиеся самостоятельно излагали мысли.

5.Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

6.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Всем классом исправляют недостатки, недочеты .

7. Самостоятельное написание изложения. Если требуется, можно оказывать индивидуальную помощь.

8.Самопроверка текста учащимися.

9.Проверка изложения учителем

Для проведения работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учетом:

а) точности и последовательности передачи содержания текста;
б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубые и типичные орфографические и пунктационные ошибки.

10. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).
Работа организуется следующим образом:

  • учитель зачитывает текст изложения;
  • учитель зачитывает одну или две-три работы ,в которых нарушена последовательность содержания текста. Учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  • учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово неудачно подобранно, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  • осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  • организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Необходимо запомнить, чем больше ребенок читает, тем лучше и богаче его словарный запас, следовательно - и сложностей в написании изложений не возникает.

Список использованной литературы:

  1. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М: Просвещение, 1985, 264 с.
  2. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям. М.: Просвещение, 1984, 184 с.
  3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением .М.: «Грамотей», 2007, 179 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над изложением в начальной школе.

Работа над изложением, как развитием коммуникативной речи в настоящее время является актуальной для начальной школы.   ...

Уроки обучающего сочинения и изложения в начальной школе

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? И здесь на помощь приходит система планирования уроков развития речи на протяжении всех 4-хл...

Рекомендации по оценке изложений в начальной школе.

Рекомендации по оценке изложений в начальной школе....

"Учимся писать изложение" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Учимся писать изложениеЦели урока:- учить различать текст-повествование по его признакам;- формировать умение составлять план текста и его восстановление по плану;- учить сжатому пересказу...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....