Рекомендации по оценке изложений в начальной школе.
консультация по русскому языку (3 класс) на тему

Рекомендации по оценке изложений в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по оценке изложений в начальной школе.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность. 
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления. 
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. 
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых). 
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых).

Оценка за грамотность. 
«5» - допускается несколько исправлений; 
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная; 
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки. 
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.

Исправление ошибок. 
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом: 
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает; 
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией. 
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется. 
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками: 
I – орфографическая; 
V – пунктуационная; 
С – ошибка в содержании; 
Р – речевая ошибка. 
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании. 
Композиционные ошибки: 
• несоответствие изложения, сочинения плану; 
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений. 
Логические ошибки: 
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета; 
• нарушение логической последовательности и обоснованности; 
• употребление в одном ряду понятий разных уровней; 
• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок. 
Лексико-стилистические (словарные) ошибки: 
• необоснованное повторение одних и тех же слов; 
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков; 
• нарушение общепринятой сочетаемости слов; 
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски; 
• употребление диалектных слов и просторечий. 
Морфолого-стилистические ошибки: 
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество); 
• употребление диалектных или просторечных форм; 
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); 
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе. 
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях): 
• нарушение управления; 
• нарушение согласования; 
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла; 
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют; 
• двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением); 
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида; 
• неумение находить границы предложений. 


Методика проведения изложений в начальной школе

 С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

  • формирование умений анализировать готовый текст;
  • обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Изложение – это речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании, предполагающее письменный пересказ текста. Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, подбирать слова, выверять строй предложений.

В изложении должна звучать живая речь школьника, имеют место элементы творчества в ходе воспроизведения исходного текста, поэтому изложения относят к числу творческих приёмов развития речи учащихся.

Виды изложений:

- подробное изложение;

- выборочное изложение;

- сжатое изложение;

- изложение с творческим заданием.

Подробное изложение – это письменный пересказ, близкий к тексту образца. В нём сохраняется и передаётся учеником не только содержание, но и язык  автора в значительной степени. Обучение подробному изложению следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, описание внешности персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Выборочное изложение может быть предложено по вопросу или заданию:

расскажите, как медведица купала медвежат;

опишите картину лесной поляны;

выполните письменный пересказ по одному из пунктов плана;

выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа и пр.

В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Сжатое изложение – это по преимуществу логическая работа учащихся, она в значительной степени отличается от первых двух видов изложения и вызывает большие трудности у детей. Ученик должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. Языковое оформление сжатого текста требует качественной перестройки: прямая речь может заменяться косвенной, часто изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные. Для сжатого изложения лучше других подходят повествовательные тексты: в них могут быть сокращены некоторые подробности действия, разговоры действующих лиц, вставные пейзажные зарисовки. Не рекомендуется брать для сжатого изложения описательные тексты. Текст-рассуждение нельзя сокращать за счёт аргументов, доказательств, можно сократить отдельные примеры, «уплотнить» синтаксические конструкции.

Творческое изложение – это изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим. Изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин («словесное рисование»), введение в сюжет новых фактов, действующих лиц, введение в изложение элемента сочинения (например, изложение с продолжением).

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

  • самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);
  • использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
  • полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

  1. 1.Знакомство с текстом.

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

  1. 2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

  1. 3.Повторное прочтение текста.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

  1. 4.Составление плана текста.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается надоске.

  1. 5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

  1. 6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты, спрашивает: «Как бы ты сам рассказал об этом?», «Как эта мысль выражена, как об этом сказано в тексте писателя?». Такие вопросы нацеливают учащихся на самостоятельное изложение мысли. На данном этапе работы коллективно составляются отдельные предложения, при необходимости – фрагменты текста. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

  1. 7.Устный пересказ текста.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

  1. 8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

  1. 9.Самостоятельное написание изложения.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

  1. 10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
  2. 11. Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

  • точности и последовательности передачи содержания текста;
  • ошибок в построении предложений;
  • неправильного употребления слов;
  • наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.
  1. 12. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

  • учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
  • учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
  • учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  • учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  • осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  • организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

 

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 г. Пласта

Выступление на методическом объединении.

Методика  проведения изложений в начальной школе.

Хусаинова Г. Р. учитель начальных классов МКОУ СОШ № 20.

Пласт, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изложения в начальной школе

Одним из творческих заданий является написание изложения. Ученик должен запомнить, пересказать прослушанный и прочитанный текст, изложить материал письменно.С самого раннего детства, когда ребенок чит...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Работа над изложением в начальной школе.

Работа над изложением, как развитием коммуникативной речи в настоящее время является актуальной для начальной школы.   ...

Уроки обучающего сочинения и изложения в начальной школе

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? И здесь на помощь приходит система планирования уроков развития речи на протяжении всех 4-хл...

Рекомендации по оценке изложений

Рекомендации по оценке изложений...

ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТИПЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Материал содержит методику проведения изложения в начальной школе....