Лингвистические задания по русскому языку 2 класс
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Павлова Светлана Витальевна

Лингвитсические задания помогут активизировать познавательную активность на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_zadaniya.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 5

  1. Восстанови слова, в которых две первые и две последние буквы повторяются.

        ___но___                        ___ат        ___

        ___туш___                        ___х____        

        ___ри_____                        ___леч____        

  1. Из букв каждой пары или тройки слов составь название блюда или название фруктов.

Например: риф + ель + кадки = фрикадельки.

Ель + сад + рак =__________________         ;

рис + кепи =        ______________________ ;

рыба + соки = ____________________         ;

нива + реки =_____________________ .

  1. Анаграммы, а попросту «перевертыши», - слова или фразы, разные по смыслу, составленные из одних и тех же букв. Попробуй из букв данных слов составить новые слова.

Например: логика - иголка.

Ракета -____________ ;

каприз -____________ ;

мольба-____________ ;

каратист-______________ .

Придумай и запиши сам несколько подобных примеров, используя для этого слова, состоящие из двух и более слогов.

4. Распредели слова на две группы. Объясни свой выбор.

Дерево, деревце, деревянный, деревом, деревяшка, деревня, о дереве, деревенский

5. Укажи, подчеркнув одной чертой, какие слова образованы с помощью суффикса -ушк-.

Подушка, болтушка, мушкетёр, кадушка, Черёмушки.

6.Найди и подчеркни однокоренные слова в тексте.

...Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега... белы снеги, снегурка, снежень, снеговик... снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами...

Словно таится над нами волшебная сила... Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег»... Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка,... снежик, снежок, снежана...

Снег ты наш, снежище, снежик... снега во всю Россию.

Б. Петров

7.Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания.

  1. Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
  2. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

8.Подчеркни слова, которые образовались от слова камень.

Каменный, камешек, каменья, камни, каменщик, на камне.

9.Укажи, подчеркнув, как правильно закончить фразу: «Вор подкрался к окну и ...»:

\

а)        в лес в нутрь;

б)        в лес внутрь;

в)        в лез в нутрь;

г)        влез внутрь;

д)        влез в нутрь.

10.Образуй форму множественного числа.

Лист, корень, зуб, пропуск, хлеб.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Из данных слов вычеркни одну букву так, чтобы получились новые слова, обозначающие предмет, признак либо действие. Из получившегося слова снова вычеркни одну букву. Составь как можно больше таких цепочек слов.

Собор -_____________________;

огород -____________________;

братья -_____________________ ;

солил -__________________________         ;

обувал -___________________________.

12.Подбери, соединив стрелкой, к каждому слову левой колонки по одному синониму из правой.

Друг-

Лошадь

красный -

гигант

путь -

приятель

конь -

скряга

смелый -

алый

скупец -

дорога

великан -

замечательно

изгородь -

сумасшедший

гонор -

храбрый

отлично -

амбиция

безумный -

беспорядочный

безалаберный -

нива

поле -

ограда

13.Подбери не менее пяти синонимов к слову отлично.

______________________________________________________________________________________________________________________

14.Разбей слова на 4 группы.

Зной, мокрый, печаль, радость, злой, влажный, холод, сердитый, сухой, добрый, жара, грусть.

1______________________________________________________________________        

2________________________________________________________________________________

  1. ______________________________________________________________________        
  2. ___________________________________________________________        

14.К каждому прилагательному подбери слово, близкое по смыслу (синоним).

Крепкий чай - ________________________________________          ;

крепкая верёвка -        ______________________________________ ;

крепкий организм -_____________________________________         .

15.Подчеркни синоним к слову пытаться.

Пробовать, усердствовать, изощряться, надрываться, надеяться.

16. Бодбери, соединив линией, к началу пословицы ее окончание.

1.Не спеши языком -                    а) от того и наберёшься.

2.Сам пропадай,                               б) надо мало спать.

3.С кем поведёшься,                    в) торопись делом.

4.Труд человека кормит,                    г) так и не будет скуки.

5.Глаза страшатся,                              д) а лень портит.

6.Хочешь много знать,                   е) а товарища выручай.

7.Ученье - свет,                              ж) а руки делают.

8.По одёжке встречают,                    и) а человек умением.

9. Грамоте учиться -                   к) а неученье - тьма.

10.Не сиди сложа руки,                   л) а по уму провожают.

11. Птица красна пением,          м) люби и саночки возить.

12.Семь раз отмерь -                   н) им праздник в понедельник.

13.Лодырь да бездельник -        п) всегда пригодится.

14.Любишь кататься,                   р) один раз отрежь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический турнир знатаков русского языка "В мире слов" (работа с одарёнными детьми).

Лингвистичесий турнир знатаков русского языка "В мире слов", знакомит учащихся с фразеологизмами, этимологией, поисковыми  исследованиями на языковом материале (работа с одарёнными детьми)....

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Материал по русскому языку по теме: Памятка для учащихся. Как готовить домашнее задание по русскому языку

Выдаётся детям для помощи в приготовлении домашних заданий по русскому языку в 3-4 классах...

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....