Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 23_tehn._karta_uroka_r._yaz.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Лысикова Марина Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 175

г. Санкт - Петербург

Предмет: русский язык

ОС «Школа 2100», авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева

Класс: 4

Педагогическая технология: технология  проблемного диалога

Технологическая карта урока

Тема

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Цель

        

Задачи

знакомство с глаголами-исключениями и их осмысление, овладение разными способами определения спряжения глаголов и умением писать букву безударного гласного в окончании глаголов, графически объяснять её выбор

-познакомить учащихся с глаголами – исключениями

-учить работать по алгоритму выбора способа определения спряжения глагола

- способствовать развитию познавательной активности

-формировать самооценку учащихся

- способствовать привитию культуры общения и чувства ответственности

Оборудование учителя

-ноутбук с колонками

- аудиозапись фрагмента «Сказки о царе Салтане…»

-магниты                                      

-корзиночка с 5 «орешками» (внутри каждого задание)

-распечатки стихотворения для запоминания глаголов (по количеству учащихся)

Оборудование учащихся

- ручка, учебник и тетрадь (у каждого учащегося)

- листы формата А3, фломастеры (по количеству групп)

-карточки с №№ 1, 2, 3, 4, 5 (для столов)

-карточки с глаголами

-магниты

-сигнальные флажки (5 штук)

Организация пространства

5 групп учащихся

 

Этапы

урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный

момент

2. Повторение изученного

3.Наблюдение

Построение и проверка готовности.

-Послушайте фрагмент сказки (звучит запись сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» отслов: «Ветер весело шумит…» до слов: «В свете ж вот какое чудо…»).

-Назовите сказку и её автора.

-Вспомните, о каком чуде корабельщики говорят в сказке: «Что не можно глаз отвесть…»

-Давайте вспомним, что говорится о царевне Лебеди. Я буду читать строки из сказки, а вы будете дополнять текст необходимыми глаголами.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

-Теперь разберите карточки с этими глаголами. Определите спряжение данных глаголов. Давайте вспомним, как определить спряжение глагола с ударным личным окончанием (с  безударным личным окончанием)?

-Приступайте к работе. Желаю успеха!

Самостоятельная работа.

-Проведём проверку по образцу на доске. Если верно – ставим «+».

-Поднимите руку те, у кого стоят во всех графах «+».

Молодцы! Поощрите себя письменно словом «Умница!»

-Как вы думаете, что нужно, чтобы не было ошибок?

-Подумайте, что вам помешало выполнить задание полностью правильным. Желаю вам избежать ошибок в дальнейшей работе.

-Обратимся вновь к сказке. О каком диве корабельщики говорят Салтану:

«Диво, право, не безделка…»?

-Почему о белке так сказано?

-Вот как А.С.Пушкин написал о ней:

«Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки всё грызет,

А орешки не простые…»

Я, ребята, принесла вам непростые «орешки» (каждой группе учащихся учитель выдаёт 1 «орешек»).

-Раскройте аккуратно «орешек» и посмотрите, что внутри.

Внутри задание:

1)Запиши глагол

2)Поставь ударение

3)Выдели окончание

4)Если нужно, запиши глагол в н.ф. и выдели гл. суффикс перед –ть

5)Определи спряжение

1группа – дышит

2 группа – держит

3группа – смотрит

4 группа – бреет

5 группа – стелит

-Сверьте результаты своей работы в группе, обсудите их и выполните задание на большом листе бумаги фломастером.

Работа в группах.

-Давайте поделимся результатами вашего труда. Если вы согласны, возьмитесь

За руки и поднимите их вверх. Если не согласны, поднимите сигнальный флажок и объясните.

Афиширование на доске и социализация.

-Соответствует личные окончания глаголов с их спряжением?

-Давайте попробуем решить эту проблему. Что нам может помочь?

-Откройте учебник на странице 76 и прочитайте правило.

-Что значит исключения? Почему данные глаголы назвали исключениями?

-Исключением из чего они являются?

-Чтобы вам легче было запомнить глаголы-исключения, я хочу подарить вам стихотворение:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть -

Вы запомните, друзья,

Их на «Е» спрягать нельзя.

-Ребята, мы решили проблему? Что нового узнали?

-Давайте проверим, внимательно ли вы слушали. Определите спряжение глаголов:

- слушать

-слышать

-Как определить спряжение глагола?

-Откройте страницу 76 и познакомьтесь с алгоритмом определения спряжения глагола.

-Сравните алгоритм в учебнике с составленным на доске. Совпадают ли они?

Выполнение упражнения  № 262 на странице 77.

Самостоятельная работа.

-Какова была тема урока? В чём заключалась проблема? Мы её решили? Что узнали? Глагола-исключения являются исключением из чего? Как определить спряжение глагола?

-Благодарю вас за сотрудничество и желаю успехов в дальнейшем.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4.Постановка проблемного вопроса

5.Работа с правилом

6.Работа с алгоритмом

7.Первичное закрепление

8. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы определения спряжения глагола

Урок русского языка формирует метапредметные УУД.  Использованы приемы и методы технологии проблемного обучения,  технологии деятельностного метода....

«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»

Задачи урока:  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;  - Продолжить работу...

Способы определения спряжения глагола

Содержит памятку по определению спряжения глагола...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»...