Урок "Рзделительный ь" по ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_kl_razdelitelnyy_shkola_2100.docx74.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным  изучением отдельных предметов»

Энгльсского муниципального района

Саратовской области.

Тема: «Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком.»

 

                                                                                                                Провела

                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                                     Финдеева

                                                                                                                                        Ольга Александровна

                                                                                                                                                               Категория: II.

                                                                                                                                                  Предмет: русский язык

                                                                                                                                                                               Тип урока : урок- рефлексия.

                                                                                                                                                                                Класс: 2

                                                                                                                                                  Программа: «Школа 2100».

Тема

Развитие умения писать слова с разделительным мягким знаком.

Цели

Образовательные: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством систематизации знаний о  мягком знаке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Развивающие: развивать  речь; оперативную память, произвольное внимание,

развивать умение быстро ориентироваться, находить правильное решение; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к предмету; учить работать в коллективе; воспитывать желание преодолевать трудности; воспитывать аккуратность.

Здоровьесберегающие: элиминация общего утомления.

Формировать УУД: - личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение организовывать своё рабочее место; волевая саморегуляция; умение определять основной вопрос  на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- познавательные УУД: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать со сверстниками; участвовать в диалоге на уроке; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; умение слушать и понимать речь других, уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.

Планируемый результат

Предметные:  Знать правила написания разделительного мягкого знака. Знать какие гласные  могут указывать на мягкость стоящего перед ними согласного. Уметь различать  в  слове твердый и мягкий согласный звук и обозначать его соответствующим сигналом.

Личностные:  Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; определять цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя; уметь планировать и оценивать свои действия на уроке; уметь организовывать своё рабочее место (регулятивные УУД);

уметь взаимодействовать со сверстниками; уметь участвовать в диалоге, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; уметь слушать и понимать речь других, уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме (коммуникативные УУД);

умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме, выбирать основания и критерии для сравнения объектов; уметь анализировать, сравнивать, группировать объекты на основе существенных признаков (познавательные УУД).

Основные понятия

Две  роли буквы   мягкий знак   ( смягчающий, разделительный). Гласные второго ряда. Звук й.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2-й кл.;

Л.Ю. Комиссарова Дидактический материал 2 класс

- шкала для самооценки;

- дневник;

- шаги учебной деятельности;

- тетрадь;   - алгоритм самооценки;

                                                                        

Этапы урока.

Характеристика этапов  совместной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Формирова

ние УУД.

Познавательные

регулятивные коммуникативные

личностные

Орг момент. Мотивация.

Настрой на деятельность. Создание благоприятного микроклимата.

Готовность  рабочего места.

Приветствуют гостей.

Рефлексия настроения

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Умение слушать и понимать речь других

-  ребята, у нас  сегодня гости,   поприветствуем их;

-  я рада видеть всех,  думаю, что сегодняшняя встреча принесёт нам всем радость от общения друг с другом;

Дети садятся за парты.

- откройте дневники: покажите  соответствующим значком   ваше настроение;

Открывают дневники, значком определяют настроение.

Этап актуализации.

Организуется повторение используемых способов действий,

понятий, правил, с фиксацией соответствующих эталонов.

Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности учащихся).

Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и
фиксацией ошибок.

    «Учен..е  -  пут..  к умен..ю».

-    ребята, про себя прочитайте девиз  урока, какая буква пропущена в словах?  

Читают.

Буква ь.

Высказывают мнение по смыслу пословицы.

Смягчает   вперёд        стоящий  согл.

Разделяет  согл. звук  от  гласного.

Закреплять знания о разделительном мягком знаке,  учиться исправлять ошибки.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

 ( массажируют пальчики).

Записывают  число, классная работа.

Мнения детей.

( букву мягкий знак)

Мнения детей.

(аккуратность и правильность соединений)

Результат выполнения мин. чист. оцениваем  по 5 - ти б. шкале на полях;

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Прогнозировать предстоящую работу.

3.Развиваем умение слушать и понимать других

4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

5. Оформлять свои мысли в устной форме.

6. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

7. Оценивать

учебные действия

 в соответствии с поставленной задачей.

Вписываю  букву.

 - прочитаем хором; согласны ли с этой мыслью; обоснуйте свой ответ;

-   скажите, какую роль  выполняет  буква  мягкий знак в слове «путь» ?  

- какая  роль у буквы  ь  в словах «ученье», «уменью»?

 

-  подумайте,  чем будем заниматься  сегодня на    уроке.

 

Тема нашего урока  «Развитие  умения  писать слова с разд.  ь».

Подготовка мелкой моторики к письму.

Откройте  тетради              (число, классная работа);

- предположите, какую букву пропишем  в мин. чистописания;

- правильно, только в сочетании с согласной  буквой «н» и гласными буквами е, ю, я, ё, и

 ( нье     нью    нья      ньё    ньи)

-  по какому критерию оценим работу?

Этап локализации  индивидуальных затруднений.

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий требуют уточнения.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания сложнее.

Что помогает нам разобраться в написании разд. ь?

-   повторим алгоритм написания разд. ь;

 -   под мою диктовку запишем слова;

- кто желает к доске?

новая строка, с заглавной буквы, через запятую, выделяя орфограмму разд. ь;

 (Наталья  болеет, полю грядки, живьём взяли, зеленеет травка, полью цветы, белю стены);

Сравните  с эталоном.

Прокомментируйте написание.

 -  какие ошибки ты допустил (а)?;

 - что нужно сделать?

Попробуем сделать вывод.

   

 Упражнение  для снятия напряжения глаз.            

Алгоритм.

Проговаривают вслух.

Ученик  выходит к доске.

Записывает слова.

Орфографическое чтение, с акцентом на орфограмме разд. ь.

Высказывание учеников.

Ещё раз повторить алгоритм и   потренироваться в  написании разд ь.

Делают вывод:

Разд ь пишется если слышим звук й после согласного и после гласных букв

второго ряда;

 если слышу звук й после гласного, то  ь не пишу.  

1. Ладошки потерли друг о друга на уровне солнечного сплетения и прикладываем к закрытым глазам на одну минутку.

2. Смотрим вверх, влево, вниз, вправо.

Смотрим в верхний угол и на переносицу.

Смотрим в нижний угол и на кончик носа.

Смотрим вперед и на кончик носа.

Самооценка ученика

(по алгоритму  школа 2100), отметка;

Индивидуальные оценивания  работ, по 5 - ти б. шкале на полях.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Развиваем умения выказывать своё отношение происходящиму.

4. Находить ответы на вопросы.

5Оценивать учебные действия

 в соответствии с поставленной задачей.

Построение проекта коррекции.

Учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

Ребята, у кого не возникло затруднений -  задание  с.  133   № 206,

- у кого были ошибки с. 131 № 202;

3-4 мин.

1группа

Читают задание учебника, вслух проговаривают свои действия.

2группа

Читают задание учебника, вслух проговаривают свои действия.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

Реализация построения проекта.

Выполнение заданий учениками.

- как же определить написание  разд. ь.

(со 2 группой 1, 2 слова вместе- далее сам-но) 3-4 мин.

Проговаривают алгоритм.

Выполняют задание.

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

Обобщение затруднений во внешней  речи.

Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

1 группа, зачитайте слова,  которые выписали.

Сравнивание с эталоном (слайд).

- Оцени себя.

Сделайте вывод.

Оцените себя.

2 группа, зачитайте слова,  которые выписали.

сравнивание с эталоном (слайд)  

- Оцени себя.

Сделайте  вывод.

Оцените себя.

  -  у кого улучшился результат?  - молодцы;

  - что мы сделали для того, чтобы исправить ошибки?

 - ребята, есть мудрая поговорка   «На ошибках учатся», скажу, что важно их замечать и исправлять не только в учёбе, но и в  жизни.

Физминутка: дети встали…

« Бабочка»

Проговаривая  алгоритм, ученик зачитывают слова.

Выслушиваются мнения  детей.

Если слышу звук й  после согласного перед гласными второго ряда  пишу разд. ь;

Ученик зачитывает слова,  которые написал; (чётко проговаривая звук й); - сравнивая с эталоном (слайд)

Делают выод:

Мягкий знак пишу когда слышу мягкий согл. звук на конце слова или в середине после согл. перед согл.

Если слышу звук й  после согласного перед гласными второго ряда  пишу разд. ь;

Дети высказывают свои  мнения.

Утром бабочка  проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два- тихонько  улыбнулась.

Три- нагнулась и присела,

На четыре  улетела.

Самооценка ученика

(по алгоритму  школа 2100), отметка.

Индивидуальные оценивания  работ, по 5 - ти б. шкале на полях.

Самооценка ученика.

.

(по алгоритму  школа 2100), отметка.

Индивидуальные оценивания  работ, по 5 - ти б. шкале на полях.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Оценивать

учебные действия

 в соответствии с поставленной задачей.

5.Проговаривание последовательности действий на уроке.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проводится самостоятельная работа затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

Работа в парах.

 - дид. с.  83 №192;

- 1 в. – записывает слова с разд. ь

 - 2в. –  записывают слова с ь;    

Проверим  результат работы в паре.

(эталон на слайде);  

-почему в слове шапочка не записали ь .

Оцените свою  работу.    

Понравилось ли вам работать в паре?

Есть ли разница работать в паре или работать одному?

Ребята,  сделаем вывод.

Упражнение «Лимон»            

Повторяют    правила работа в паре.

 Одна из  пар комментирует свою работу.

В сочетании ч к мягкий знак не пишу.

Высказывания  детей.

Делают вывод:

Если слышу звук й  после  согласного перед гласными второго ряда, то пишу разд ь.

В буквосочетания ЧК  …  мягкий знак не пишу, т. к. эти буквы обозначают всегда мягкие согл. зв.

Опустите руки вниз и представьте себе, что в руках  находится лимон, из которых нужно выжать сок.

Медленно сжимайте как можно сильнее руки  в кулак. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руки.

Индивидуальные оценивания  работ, по 5 - ти б. шкале на полях.

1.Умение работать в паре.

2. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

5. На основе анализа объектов делать выводы.

Включение в систему знаний и повторения.

Учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий  связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем.

Кто   желает  к  доске?

- под диктовку предложение, подчеркнуть  известные орфограммы;

(У дедушки Ильи живёт конь  Вьюнок.  У коня  хорошее чутьё.)

Сравните с эталоном.   

Оцените  работы.    

Сделайте вывод.                        

Ученик у доски.

Сравнивает с эталоном. Комментирует свои действия.

Делают вывод.

 Самооценка  по алгоритму  школа 2100,  отметка;

Индивидуальные оценивания  работ, по 5 - ти б. шкале на полях.

1. На основе анализа объектов делать выводы.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия деятельности.

Учащиеся анализируют свою работу проговаривают способы действий , вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.

Какая была тема урока?

Выскажитесь, выбирая начало фразы, умеете ли вы записывать слова с разд. ь или вам надо потренироваться ещё:

  1. Мне сегодня было трудно…
  2. Я  понял, что…
  3. Теперь я могу…
  4. Я научился…
  5. Мне надо тренироваться…

Какие задания вам показались самыми трудными?

Интересными?

Сложите все отметки на полях, если у вас ( 22-25баллов-«5», 18-21-«4», 14-17-«3»).

- откройте дневник: значком настроение;

-  у кого в настроении произошли изменения, объясняя , поделитесь с нами об этом;

Спасибо за урок, спасибо за внимание

Развитие умения писать слова с разд ь.

Высказывания  детей.

Высказывания  детей.

Высказывания  детей.

Рефлексия настроения

Индивидуальные оценивания  работ, по  шкале.

Рефлексия настроения

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Список использованной литературы

Е. В. Бунеева, Н. А. Исаева. Русский язык, методические рекомендации для учителя, 2 класс. – М., 2014

Н. А. Исаева. Рабочая тетрадь по русскому языку, 2 класс. – М., 2014

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Русский язык, учебник 2 класса. – М., 2013

Сайт образовательной системы «Школа 2100» // http://school2100.com/  (дата обращения 3.03. 2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...