Урок русского языка во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пронина Любовь Алексеевна

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: "Признаки текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Текст. Признаки текста».

Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство; формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;

развивать речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышления;

воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

Мин. Чист.Буква словно колесо,

Зеркало-овал,

Даже среди слив на ветке

Я её узнал.

 ( буква «0»)

I. Словарная работа.

II. Актуализация.

-Что такое предложения?  

-Посмотрите, являются ли эти записи предложениями?

-Составим  из слов предложения.

III. Постановка учебной задачи

На доске:        

Белка - это маленький пушистый           Белка - это маленький пушистый

зверек.                                                           зверек.

Мальчик увидел бабочку.                      У нее рыжая шерсть.

Художник нарисовал птицу.                  Еще у белки большие глаза.

У мышки есть норка.                               Она хорошо видит.

Попробуйте определить, чем отличаются эти две записи?

-Какая сегодня тема урока? (Текст. Признаки текста.)

-Какие задачи мы поставим перед собой?

(отличать текст от предложений, выявить признаки текста)

-У меня на столе лежит кусочек ткани.

-Как вы думаете, что общего между этим предметом и темой  урока?

 (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.  Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

-Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем)

-Текст (от лат.-ткань-соединение)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

-Попробуем доказать это.

III. Сравнение текста и группы предложений

-Прочитайте предложения, записанные слева.

-Сколько здесь предложений? О чем говорится в 1 предл.? Подберём рисунок. И т.д.

(В первом предложении говорится о белке. Во втором - о мальчике. В третьем - о художнике. В четвертом - о мышке.)

-Сколько рисунков вы подобрали  к первой записи?

-Что же записано слева? (Предложения)

Сколько предложений во втором столбике?

О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)

Сколько рисунков можно подобрать к этим предложениям? (Один.На нем будет изображена белка.) Сколько мыслей ?  Как можно назвать эту запись? (текст)

Вывод:      В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том- же. Все на одну тему.

-Можно ли к 1 записи подобрать заголовок? Почему? (Все предложения о разном.)

-Можно ли придумать заголовок к записи во 2столбике? (да)Почему?

 (Все предложения связаны по смыслу.В каждом предложении сообщается что-то новое о белке.)

-Что можно определить по заголовку?

Вывод: по заголовку можно определить о ком или о чем будет текст.

- То есть эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.

Вывод: к тексту можно подобрать заголовок.

Озаглавим текст(Белка.)

Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А что говорится о белке? (В рассказе говорится о том, что белка - маленький зверек с рыжеи шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит).Какой можно сделать вывод?

Вывод:Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего.

-А что еще вы знаете о белке?

Ой! К нам в гости сама белочка пришла на урок. Пускай она и расскажет о себе.  (сообщение )

-Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей. (А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.Красная строка – значило красивая строка. Цвет словом красный стали обозначать позже.)

Физминутка (ветер)

III. Редактирование деформированного текста.(работа в группах)

Вначале повторим правила работы в группах.

-Все предложения перепутались, давайте наведем порядок.

-Прочитайте предложения.
-Можно ли их назвать текстом?
-Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст.

Саша каждый день навещал друга.

Саша и Сережа – друзья.

Они учатся в одном классе.

Однажды Сережа заболел.

Вывод: . Все предложения в тексте имеют определенное место.

-Придумайте заголовок к тексту. (Друзья)

-Каким должен быть друг?

-Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.)

-Прочитайте текст.
Чего в нем не хватает?

У Алеши живет щенок  его зовут Дружок    шерсть у Дружка рыжая хвост крючком    Алеша и щенок часто играют вместе    они большие друзья.

Вывод: Все предложения в тексте имеют границы.

IV. Игра «Найди свой домик». Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик. Показать такого цвета карточку, какого цвета домик.

 Карточки №1 (8) Жил – был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.

Карточки №2.( 8) Ярко светило солнце.  На пне сидела белка. По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.

Карточка №3(8)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.

Карточка №4 (8)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер.

-Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

V. Итог:

Верные или неверные высказывания. (хлопки)

  1. Текст состоит из предложений.
  2. К тексту нельзя подобрать заглавие.
  3. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  4. В тексте всегда о ком-то или о чем-то говориться.
  5. Предложения в тексте не имеют границ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...