Главные вкладки

    Правописание суффиксов -ек и -ик.Презентация к уроку русского языка.3класс
    презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

    Голакова Елена Анатольевна

    Презентация к уроку русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya2.pptx2 МБ
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_suffiksy_-ek_-ik.doc319.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учитель начальных классов Голакова Е. А. урок русского языка 3 класс

    Слайд 2

    Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

    Слайд 3

    Сегодня у нас всё получится Нас, всё, у, сегодня, получится

    Слайд 4

    Выбери верное выражение СУФФИКС – ЭТО МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО ЧАСТЬ СЛОВА

    Слайд 5

    Выбери верное выражение СУФФИКС СЛУЖИТ для образования новых слов для связи слов в предложении

    Слайд 6

    Выбери верное выражение СУФФИКС СТОИТ после корня перед корнем

    Слайд 7

    еньк за про чик ек ик ость ик на очк по под пере

    Слайд 8

    Смел_сть бел_нький ваз_чка ключ_к замоч_к

    Слайд 9

    Смелость Беленький Вазочка Ключ к Замоч ? к ость еньк очк ?

    Слайд 11

    Тема урока Правописание гласных в суффиксах -ик -ек

    Слайд 12

    Цели урока Узнаем… Научимся… Закрепим… Когда пишется суффикс -ик, когда суффикс -ек Правильно писать слова с этими суффиксами Свои знания и умения

    Слайд 15

    Работа в парах *говорим шёпотом *обсуждаем *приходим к одному мнению

    Слайд 16

    Работа в парах Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть чулочек– нет чулочка. Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) орешка садик (нет) пенёчка орешек (нет) садика пенёчек (нет) билетика

    Слайд 17

    Правило Суффикс -ек пишется, если при изменении формы слова гласная исчезает. ореш ек - орешки ш к

    Слайд 18

    Правило Суффикс -ик пишется, если при изменении формы слова гласная сохраняется. кузнеч ик - кузнеч ик и

    Слайд 19

    ключ к ек ? ик правильно!

    Слайд 20

    Порядок рассуждения(алгоритм) 1. Изменим форму слова (нет). 2. Смотрим на гласную в суффиксе. 3. Если сохранилась, то пишем -ик . Если исчезла, то пишем -ек .

    Слайд 21

    Работа с учебником Правило- стр.125

    Слайд 23

    Проверь себя Мяч ик Кармаш ек Горош ек Кузнеч ик Нет мяч ик а Нет кармаш к а Нет горош к а Нет кузнеч ик а

    Слайд 24

    платоч__ ек листоч__ билет__ песоч__ ек зуб__ ик стол__ ик ик ик ек ек МОЛОДЦЫ!

    Слайд 25

    ик ек кружоч… винт… пароход… сыноч… звоноч… корабл… годоч… билет… голубоч… дождич… пакет… комоч… ек ик Вставь суффикс -ик- или -ек- ик ек ек ик ек ик ек ек ик ек

    Слайд 26

    Подводим итоги Узнаем… Научимся… Закрепим… Когда пишется суффикс -ик, когда суффикс-ек Правильно писать слова с этими суффиксами Свои знания и умения

    Слайд 27

    Мне было легко … Я пока затрудняюсь … Я понял, мне необходимо поработать над темой … Рефлексия

    Слайд 28

    Домашняя работа Прав. (с.125) упр.243

    Слайд 29

    Спасибо за урок!



    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    Предмет: Русский  язык

    Учитель: Голакова Е. А.

    Класс:  3 «Б»

    Тип урока: освоение  нового материала 

    УМК:  « Школа России»

                                   

    Тема

        Правописание  суффиксов  -ик    -ек.

    Цель

     Цели урока:

        Образовательная:

    -формирование  представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

    - построить алгоритм правописания суффиксов.

       Развивающая:

    - развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

      Воспитательная:

    - воспитывать уважение   друг к другу, интерес к изучению русского языка.

      Здоровьесберегающая:

       -способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

    Формируемые УУД

                 Личностные:

     проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные:

    1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    2.действовать по плану и планировать свои учебные действия;

    3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

    4. адекватно оценивать свои достижения

    Познавательные:

    1.  читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
    2. понимать информацию, представленную в разных формах-

    3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

              4. строить логическую цепь рассуждений

                         Коммуникативные:

     1.сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

    2.участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

    Планируемый результат

    Предметные:   

    • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,
    • ознакомиться  с правилом и алгоритмом его применения;
    • уметь  делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

    Личностные:

    • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка
    • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
    • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
    • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

    Метапредметные:

    • уметь определять и формулировать цель урока,
    • проговаривать последовательность действий на уроке,
    • работать по плану,
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
    • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,
    • отличать новое от уже известного,
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

    Ресурсы:

    • УМК «Школа России»,  Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
    • компьютер;
    • презентация в программе Power Point;
    •  дидактический раздаточный материал.

         

    Этапы  урока

    Деятельность

    Учителя

    Деятельность

    учащихся

    УУД

    1.Организа-

    ционный  момент

    Цель  этапа:

    подготовить обучающихся к началу урока,

    включение в деловой ритм;

    -Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Слушаем, запоминаем,                                                                    
    Ни минуты не теряем. (
    слайд2)

    -Сегодня наш урок пройдёт под девизом…(слайд3)

    Кто догадался?

    (Сегодня у нас всё получится!)

    -А начнём мы с чистописания.

    Откроем свои тетради и красиво запишем число.

    (Я тетрадь свою открою

    И наклонно положу.

    Я друзья от вас не скрою

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь.

    За работу я возьмусь).

    Настрой  на урок

    Отгадывают фразу, которая будет являться девизом к уроку

    Записывают число в тетради

    Коммуникативные УУД:

     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.       

    РегулятивныеУУД:

    самоорганизация

    Личностные УУД:

    формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

    2.Актуализация знаний

    Цель этапа:

    актуализировать полученные  знания и навыки обучающихся  

    3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

    Цель этапа:

    -понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

    -сформулировать образовательную цель урока.

    4.Изучение нового материала

    Цель этапа:

    -познакомить через выполнение задания с новым правилом; с алгоритмом правописания суффиксов.

    5.Физкульминутка

    Цель:

    -смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения  (здоровьесберегающий фактор).

    6. Первичное закрепление нового материала

    Цель:

    - подобрать проверочное слово, зафиксировать последовательность выполнения действий в выборе и обосновании правописания гласной в суффиксе, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

    7. Закрепление умения работать по алгоритму

    Цель:

    -установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию.

    8.Контроль знаний

    Цель:

    -формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.

    9. Итог урока. Цель:

    -подведение итогов работы 

    10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Цель:

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    11. Домашнее задание

    Цель:

    информировать  обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

    - Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова».

     - Послушайте  стихотворение и  отгадайте загадку:

    - Слово  делится  на  части.

     Ах,  какое  это  счастье.

    Может  каждый  грамотей  

     делать  слово  из  частей.

    На  конце  любого  слова  

    окончанье  ищет  Вова.

    Изменяемая  часть

      с другим  словом держит  связь.

    Окончанье  он  найдет,

     его  в  рамочку   возьмет.

    Перед  корнем  есть  приставка.  

    Слитно  пишется  она.

    И  при  помощи  приставки

    Образуются   слова.

    -О какой части слова мы не услышали в стихотворении?

    Мы сегодня поговорим подробнее о суффиксах.

    -Что же мы уже знаем о суффиксах?

    Работа с презентацией

    1)Выберите верное выражение:

    -суффикс-это…                      (слайд 4)

    -суффикс служит …               (слайд5)

    -суффикс стоит…                   (слайд6)

    2) На какие группы можно разделить данные части слов:         (очк,еньк.,за,очк,чик,ик,ек,на,под,пере,по,ость,про)

    Оставьте только суффиксы.   (слайд 7)

    *Пробное действие

    -Запишите данные слова , вставляя пропущенные буквы:

    Смел..сть

    Бел…нький

    Ваз…чка

    Ключ…к                              (слайд8)

    Замоч…к

    -В какой части слова пропущены буквы, объясните орфограммы.

    -Какие слова вызвали затруднения? Почему возникло затруднение?     (слайд9)

    - В чём особенность этих слов?   (слайд10)

    -Сформулируйте тему урока    (слайд11)

    -Итак, чему мы  научимся сегодня на уроке?

    Поставим  цели, используя слова-помощники:

    -Узнаем…..   (когда пишется суффикс –ек, -ик)

    -Научимся …(правильно писать слова с этими            суффиксами)

    -Закрепим…(свои знания и умения)(слайд 12)

     1)Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Витя Перестукин ,герой мультфильма  «В стране невыученных уроков»,когда попал в эту сказочную страну, столкнулся с несговорчивой  стражей . И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы. И тоже оказался перед выбором.(слайд13-14) Попробуем выяснить, как  правильно  написать данные слова.

    *Приём «Мозговой штурм»   Парная работа (слайд15-16)

    Карточка №1

       Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс

       –ик– , а когда суффикс – ек–.

    • Есть арбузик – нет арбузика
    • Есть бантик –   нет бантика
    • Есть барашек – нет барашка
    • Есть чулочек–  нет чулочка.

    Карточка №2

      Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

    • билетик              (нет) орешка
    • садик                   (нет) пенёчка
    • орешек               (нет) садика
    • пенёчек              (нет) билетика

    -Выслушаем  выводы по данной работе

    2)-Теперь можно сформулировать правила правописания:

    - суффикс –ек пишется  …(слайд17)

    - суффикс –ик пишется ….(слайд18)

    3)-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик»        (слайд19_)

    4)- Определим порядок рассуждения (алгоритм)

    (слайд 20)

    1.Изменим форму слова

                   (нет).

    2.  Смотрим на гласную в суффиксе.

    3. Если сохранилась, то пишем - ик.

        Если исчезла, то пишем - ек.

    5)- Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет?

    6) Работа с учебником  (слайд 21)

    Теперь можно помочь Вите Перестукину и с помощью ключика открыть замочек. (слайд 22)

    Организует просмотр слайдов (слайд 23)

    - Спишите слова, рядом напишите проверочное слово. Устно объясните выбор суффикса.(слайд 24)

                                 

    •  мячик             -нет мячика
    • кармашек      -нет кармашка
    • горошек        -нет горошка
    • кузнечик        -нет кузнечика

    -Устно представьте всю цепочку своего рассуждения .

                                                                               

     Самостоятельная работа:

    -Списать , вставляя пропущенные буквы(слайд 25)

    -самопроверка по образцу

    Платоч…к  ,  стол…к,.  листоч…к,  билет…к , песоч…к, зуб…к

    -Вставьте суффиксы –ек  -ик , устно применяя правило правописания  (слайд26)

    -взаимопроверка по образцу

    Кружоч..к

    Винт..к

    Пароход..к

    Сыноч..к

    Звоноч..к

    Корабл..к

    Годоч..к

    Билет..к

    Голубоч..к

    Дождич..к

    Пакет…к

    Комоч…к

    - Подведём итоги урока  (слайд 27)

    - Достигли мы поставленных целей?

    * Что узнали?

    *Чему научились?

    *Как закрепили?

    - Можем мы сказать, что цели нашего урока достигнуты?

     Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке и нарисуйте на полях нужный смайлик. (слайд 28)

    Мне было легко…
       Я пока затрудняюсь…
       Я понял, мне необходимо поработать над темой…

     Правило стр.125 упр.243(слайд29)

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

    -суффикс

    Выбирают  правильные  ответы

    -часть слова

    -для образования новых слов

    -после корня

    Приставки и суффиксы

    Очк, еньк, ость,чик, ик, ек

     

    Записывают слова в тетрадь ,вставляя пропущенные буквы

     

     Отвечают на вопросы:

    В словах ключик, замочек возникло затруднение, так как мы не знаем правила правописания этих суффиксов

    Многозначные слова

    Учащиеся формулируют тему

    Под руководством учителя учащиеся ставят цели урока

    Каждой паре предлагается выполнить работу на карточках, свои выводы представить классу.

    Опираясь на свои выводы, с помощью учителя   учащиеся формулируют правила :

    -если при изменении формы слова гласная исчезает.

    -если при изменении формы слова гласная остаётся.

    Учащиеся применяют данное правило к слову «ключик»

    Под руководством учителя определяют алгоритм рассуждения

    Прочитать правило в учебнике.

    Правило-стр.125

    Работа со словом

    «замочек»

    Выполняют

    упражнения

    Учащиеся списывают с экрана слова с суффиксами –ек  ,-ик., рядом записывают проверочное слово.

    Учащиеся подробно объясняют написание  суффиксов -ек   -ик в данных словах.

    Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем сверяют с образцом

    Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем меняются тетрадями и проводят  взаимопроверку.

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    Учащиеся выбирают свой вариант высказывания и рисуют смайлик.

    Учащиеся выслушивают комментарий учителя, записывают домашнее задание в дневник.

    Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

    Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Регулятивные УУД: учатся

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

    Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

    Коммуникативные УУД: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

    Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели  урока

    Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

    Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    Физкультминутка помогает снять напряжение, обеспечивает разрядку.

    Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

    Регулятивные УУД: 

    учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

    Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, оценивать работу других

    Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

    Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

    Познавательные УУД: учатся структурировать знания,

    оценивать процесс и результат деятельности.

    Коммуникативные УУД: учатся  выражать свои мысли.

    Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование уроков русского языка, 3класс ,УМК "Школа России" (Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е).

    Планирование уроков русского языка по программе Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. составлено по учебному плану 5часов /нед. Включены необходимое количество контрольных  и словарных диктантов, работ п...

    Сценарий урока русского языка 3класс "Основа. Окончание слова"

    Урок русского языка по образовательной программе "Школа 2100". Составлен в рамках реализации ФГОС. Исрользутся системно-деятельностный метод. Учащиеся работают парами, группами, учаться добывать инфор...

    Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.

    Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."Тип урока- "открытие новых знаний"...

    Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

    Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...

    Технологическая карта урока_русский язык_3класс_антонимы_сингапурские технологии

    Технологическая карта урока с применением обучающих структур сингапурской методики.Тема: "Антонимы", русский язык, 3 класс.УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока Русский язык 3класс Обучающее изложение

    Дистанционный урок русского языка. Домашнее задание выполнялось на платформе "Я класс"...