Дидактический материал по русскому языку 1-4 классов
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

В данной работе представлен разнообразный практический материал, система грамматико – орфографических упражнений по курсу русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

ПО    РУССКОМУ  

                                                Составила  учитель

                                                                                         начальных классов

МБОУ «СОШ № 15»

                                                                                  Яхутлева Н.Н.

                                    Майкоп

                                     2015 г.

В данной работе представлен разнообразный практический материал, система грамматико – орфографических упражнений по курсу русского языка в начальной школе.

        Все задания составлены в соответствии в соответствии с требованиями программы по русскому языку. Данные задания направлены на углубление и совершенствование у младших школьников знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках русского языка.

        Задания к упражнениям разнообразны по характеру. Каждое из них представляет для учащихся определенную грамматическую задачу. Решение задачи в каждом отдельном случае требует от учащихся умений анализировать, объяснять, сопоставлять, делать выводы, применять изученные правила на практике.

        Данная система дидактических упражнений позволяет:

  • проводить как фронтальную, так и индивидуальную проверку умений и навыков;
  • активизирует внимание, развивает память и мышление;
  • обобщает и уточняет знания учащихся, полученные на уроках;
  • учит самостоятельно выполнять задания, развивает умение контролировать себя;
  • позволяет разнообразить задания на любом уроке: ввести различные по своему содержанию виды работ;
  • использовать дидактические упражнения дифференцированно, в зависимости от степени успеваемости школьников(подобраны упражнения различной степени сложности);
  • уточнять и обогащать словарный запас учащихся, помогает осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.

Р -2       Ф.  И.  __________________________________      Дата:_________     

1.  Определите  количество слогов в словах.                      

Чиж-_____ ,  ласточка-______,  скворец-_____, клест-_____, зяблик -_____,

соловей - _____,  перепелка-_____,  поползень-_____,  дрозд -_____.

______________________________________________________________

  1. Запишите слова в два столбика: в первый те, которые переносить

     нельзя, а во второй,   которые  можно. Разделите  их для переноса.

Мачта,  аист,  Анна, Юля,  имя,  очки,  огонь,  корабль,  Игорь.

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

____________________________          ____________________________

_____________________________________________________________

  1. Спишите слова, разделяя на слоги для переноса всеми возможными способами.

Карандаши,  скворечник,  переводчик,  играйте,  осенний,  веселые.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Из  слов  каждой  строчки составьте  и запишите  предложение.

       Учусь,  классе,  втором,  я,  во

      ______________________________________________________________

        Утром,  чищу, я,  уши

      ______________________________________________________________ 

  Клен,  под,  раскидистый,  окном,  растет

_______________________________________________________________

Подчеркните  слова, которые  нельзя  переносить. 

  1. Найдите  слова,  которые  разделили  для  переноса  с  ошибками.  Выпишите  их,  правильно,  деля  для переноса.

У–ро-жай,  трак–тор,  ска-ме-йка,  за-пя-тая,  ра-дост-но-е, яб-ло-ня,

ал-фа-вит,  тра-мвай,  со-лнеч-ный,  осе-нний,  огон-ьки,  ма-йский.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Отметьте  галочкой те высказывания, с  которыми  согласны.        

_____ Сколько в слове гласных,  столько и слогов.

_____ Одну  букву  нельзя  оставлять на строчке. Нельзя  переносить Слова  из  одного слога.

_____ Буква й  при  переносе  не  отделяется  от  гласной.

_____ Слова из  двух  слогов  всегда  можно  перенести.

_____ Сколько в слове согласных, столько и слогов.

_____ Слова  переносятся  по слогам.

     7.  Раздели  на  слоги.  Обозначь   ударение.

Зеленая,  белый,  фиолетовая, бирюзовые,  голубое,  розовый, коричневые.                             

Р -2                        ТЕСТ 1.    Слоги.  Перенос слов.

Ф. И. _______________________________________                 Вариант - 1

1.  Выбери правильный ответ.

        Слог может состоять

        а/  из  одного  согласного  и  одного  или  нескольких  гласных;

        б/  из  одного  гласного  и  одного  или  нескольких  согласных.

2.  Выбери  правильный  ответ

        Слог, состоящий из одной буквы, на новую строку

        а/  переносится

        б/  не  переносится

3.  Раздели  слова  вертикальной  чертой  для  переноса.

        Пень,  соловьи,  вьюга,  пойте,  свисток,  лейка,  краб.

4. Подчеркни  слова,  которые  нельзя  переносить.

        Оса,  парта,  школа,  шторм,  коса,  овощ,  ягода,  фрукт.

5.  Поставь  ударение.

        Звонок, перемена, игра, учитель,  ученик,  фокусник,  артист.

6.  Найди  трехсложные  слова с ударением на втором слоге и подчеркни их. 

Колосок,  огурец,  помидор,  огурчик,  помидорчик,  деревня,  грибочки, ягодки,  зайчата.

7.  Подчеркни те слова, которые  разделены для переноса неправильно.      Я- ма,  вь - ет,  по - ток,  жу - рнал,  у - рок, за - йка,  пе - нал, порт – фель.

_____________________________________________________________  

Дата: ______

Составь  предложения,  расположив  слова в алфавитном  порядке.

        1.  Ягод,  собирают,  урожай,  люди

_____________________________________________________________

  1. скворцы,  весной,  прилетели

_____________________________________________________________

  1. книги,  выдает,  детям,  библиотекарь

_____________________________________________________________

Дата:________

Запиши  названия  музыкальных  инструментов в алфавитном порядке.

Фортепиано,  баян,  кларнет,  скрипка,  виолончель,  гобой,  арфа,  орган.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата: _________

Запиши  названия  стран  в  алфавитном  порядке.

Великобритания,  Россия,  Франция,  Япония,  Италия,  Греция,  Казахстан.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Р -2                                ТЕСТ 1.    Слоги.  Перенос слов.

Ф. И. _______________________________________             Вариант - 2

1.  Выбери правильный ответ.

        Количество  слогов в слове  равно

        а/  количеству  гласных

          б/  количеству  согласных

2.  Выбери  правильный  ответ.

        При  переносе  слов с ь  и  й  эти  буквы

        а/ остаются  на  строчке  вместе  со  слогом

        б/ переносятся  на  другую  строчку  со  следующим  слогом.

3.  Раздели  слова  вертикальной  чертой  для  переноса.

        Грачи,  книжка,  пеньки,  чайка,  повар,  деньки.

4. Подчеркни  слова,  которые  нельзя  переносить.

        Кролик,  ось,  крот,  тягач, ёж,  ясень,  поток,  яма.

5.  Поставь  ударение.

        Чайка,  гроза,  небо,  подводник,  шторм,  березка,  осень.

6.  Найди  трехсложные  слова с ударением на втором слоге и подчеркни их. 

Полоска,  сторож,  коровка,  рыбка,  звездочка,  огород,  пирожки,  грядка,  подружки.

7.  Подчеркни те слова, которые  разделены для переноса неправильно.      

Ма-лыш,   о-сень,   школ-ьник,   па-рта,  вод-ичка,  ча-йка,  дал-ьний.

_____________________________________________________________  

Дата: ______

Составь  предложения,  расположив  слова в алфавитном  порядке.

        1.  Ягод,  собирают,  урожай,  люди

_____________________________________________________________

  1. скворцы,  весной,  прилетели

_____________________________________________________________

  1. книги,  выдает,  детям,  библиотекарь

_____________________________________________________________

Дата:________

Запиши  названия  музыкальных  инструментов в алфавитном порядке.

Фортепиано,  баян,  кларнет,  скрипка,  виолончель,  гобой,  арфа,  орган.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата: _________

Запиши  названия  стран  в  алфавитном  порядке.

Великобритания,  Россия,  Франция,  Япония,  Италия,  Греция,  Казахстан.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Р -2                          БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ   О,  А

№ 1. Дата:________                           Ф. И._______________________________

В__ ренье -___________________                       в__лчата -_________________   К__чели- _____________________                      д__вно-___________________

скв__рцы-_____________________                     гл__зной-__________________

г__ра- ________________________                     др__зды-__________________ г__стинец-_____________________                    гр__ница-_________________

__________________________________________________________________

№  2.  Дата: ________

 В__лентин-___________________               г__рняк-_____________________

 д__леко-______________________              н__га-_______________________

 д__ждливый-__________________              д__машний-__________________

 д__чурка-_____________________              ж__рища-____________________

 В__рвара-______________________            к__тушка-____________________

__________________________________________________________________

№  3.  Дата:_________

К__злёнок-_____________________        з__лотистый-____________________

ч__ сы-________________________         д__рить-________________________

оп__дают-_____________________         нав__днение-____________________

исп__ряют-____________________         к__нюшня-______________________

п__рное-______________________         п__стух-_________________________

к__шачий-_____________________         р__беть-________________________

__________________________________________________________________

БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ  Е,  И,  Я

№  4.  Дата: ________

Гр__бной-____________________            в__сна-_________________________

р__бина-______________________          оз__ро-_________________________

л__док-_______________________         с__стра-_________________________

л__сной-______________________         б__льчата-_______________________

д__ла-________________________          зв__рьки-_______________________

__________________________________________________________________

№  5. Дата:__________

Ч__сло-_______________________           гн__здо-_______________________

стр__жи-______________________           Л__онид-_______________________

ч__тыре-______________________           стр__ла-________________________

цв__тной-_____________________           св__ча-_________________________

м__сной-______________________          ш__рокий-______________________

__________________________________________________________________

№  6.  Дата:__________

Д__твора-_____________________          ч__тать-________________________

ч__стота-______________________         ц__почка-_______________________

з__мля-________________________        з__ркальный-____________________

ц__ркач-_______________________        тр__щит-________________________

т__пло-________________________        приц__пил-______________________

Р -2                     ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

1.     Дата_____                                       Б –П

Шу__ка               ша__ка               сугро__              гри__ки                 стол___,

Гри__                  ро___кий           ястре__               ду__                       ры__ка

Кре__кий            тулу__               клу__ки              ду__ки                   гу__ка

2.    Дата______                                        Б - П

Су__                    ря__чик              озно__               то__кое                  зя__ко

Зу__                     хру__кий           скорлу__ка        оши__ка                ре__ка

Хле__                  зу__ки                ла__ки               прору__ь               ще__ка

3.      Дата_______                                   В – Ф

Пуго__ка             тра__ка               сли__ки            коро__ка               була__ка

Ло__кий              здоро__               поли__ка          Кие__                    Ле___

Плуто__ка           телегра___         попла__ки         ла__ка                  шка___

4.     Дата_______                                     В – Ф

Гото___               жира___              морко__ка         любо___ь             ко__та

Голо___ка           кана__ка             клю__                 обу__ь                 рука__

Вячесла___         черносли___       Росто___            дере__це              вежли___

5.    Дата_____                                         Г – К

Сне__                  лё__кие                мя__кий           ко__ти                    овра___

Вра__                  бере__                  пиро__              сапо__                    Оле__

Ночле__              фла___                 творо___           язы__                     хирур___

6.    Дата______                                                Г – К

Поро___              дру__                    дру__                бо__                       зву___

Вокру__              тан__                     сто___              сто__                     продро___

Ю__                     кула__                  Мар__               виз___                   утю___

7.    Дата_____                                        Д – Т

Гря__ки               заря__ка               тетра__ка         запла__ка              сла__кий

Незабу__ка          гру__ка                тру__                 го__                      бра__

Ло__ка                 похо___                пала__ка           шёрс__ка             верблю__

8.    Дата_____                                            Ж –Ш

Но__ки                ло__ки                  ча__ка               кру__ки                ё__

Доро__ка            теле__ка                ро__ь                мо __ки                 дру__ки

Стра__                поду__ка                ка__ка              пиро__ки              хоро__

9.      Дата_______                                      З – С

Ре__кий              ни__кий                 моро___           парово__               вя___

Бере__ки            сеноко__                сле__ки            пово__ка               у__кий

Вку__                 арбу__                    гру__                пару__                   замёр__

10.    Дата _________                                 З –С

Изморо__ь          ужа__                   прока__ник       ска__ка                Дени__

Га__                     витя__ь                свя__ь                ры__ь                   гры__ть

Интере__            гла__                     пови__               сре__                    повя__ка

Р -2                Ф.И. _________________________________                 Вариант -1

Части  речи.

№ 1. Дата: ______

Подчеркни  имена  существительные.

Листья,  театр,  люблю,  вишневый,  собака,  бежали,  день,  животное,  ветер,  красивый.

№ 2. Дата: ______

Подчеркни  существительные  мужского рода.

Ручей,  дождь,  весна,  лето,  театр,  день,  сад,  небо,  друг,  жираф,  шапка, каток.

№ 3. Дата:______

        Подчеркни  существительные  женского  рода.

Осень, зима, трава,  оттепель,  ветер,  мебель,  жук,  стрекоза,  овца,  рыба,  козел,  лопата.

№ 4. Дата: ______

        Подчеркни  существительные  среднего  рода.

Железо,  олово,  ртуть,  металл,  дерево,  небо,  дождь,  бревно,  волна,  прибой,  море,  звено,  перо,  совет,  окно.

№ 5. Дата:_____

        Подчеркни  имена  прилагательные.

Веселый,  синее,  прохладный,  погода,  дует,  свежий,  тонкая,  прекрасные,  далеко,  легкий,  сквозит,  ветерок,  ветреный,  весенний,  светло,  привольно.

№ 6. Дата: ______

        Подчеркни  глаголы.

Говорят,  тишина,  снег,  падал,  день,  принес,  росла,  пела,  барабанил,  легкий,  ковры,  избушка,  посыпались,  переливались,  камешки.

№ 7. Дата:______

        Вставь  пропущенные  буквы, подчеркни  предлоги.

Надулись  на  д__рев__ях   п__хучие  почки.  Увидали  р__бята  первых  скв__рцов.  

        Стройные  косяки  гусей  пот__нулись  с  юга.  Выс__ко  в  небе  показался  караван  журавлей.

        Ива  распустила  мя__кие  пуховки. Поб__жали  по  тр__пинкам  хл__потливые  мурав__и.

        Выб__жал  на  опу__ку  заяц – б__ляк. С__дит  на  п__ньке,  гл__дит  вокруг.

№ 8. Дата:_____

        Напиши, раскрывая  скобки.

(На)ярком  клёне,  (у)моего  друга,  (с)Сашей,  (без)неё,  (за)широким  столом,  (у)Ильи,  (в)сугробе,  (на)море,  (к)мышатам,  (в)норку,  (в)чаще,  (на)рябине,  (с)Настей,  (в)сети.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Р -2        Ф.И.___________________________________                   Вариант 2

Части  речи.

№ 1.  Дата:______

        Подчеркни  имена  существительные.

Ручей,  лось,  принес,  замечательный,  сделал,  деревня,  дождь,  моросит,  окно.

№ 2.  Дата:______

        Подчеркни  существительные  женского  рода.

Работа,  учеба,  журнал,  книга,  тетрадь,  ручка,  карандаш,  радость,  мыло,  страна,  вагон,  поле.

№ 3.  Дата:______

        Подчеркни  существительные  среднего  рода.

Город,  ветер,  поле,  море,  знамя,  время,  семя,  пассажир,  состав,  яблоко,  колесо,  болото,  осина,  камыш,  трава.

№ 4.  Дата:______

        Подчеркни  существительные  мужского  рода.

Лошадь,  конь,  болото,  трава,  отвар,  каша,  седло,  портфель,  пенал,  тетрадь,  учебник. 

№ 5.  Дата:______

        Подчеркни  имена  прилагательные.

Белая,  студеная,  морозно,  зима,  солнечный,  ветреный,  светлый,  лесная,  зимнее,  утро,  медленный,  быстро,  прозрачные,  новогодние,  прелестные.

№ 6. Дата:______

        Подчеркни  глаголы.

Прилетела,  вспорхнула,  почтовый,  бумажка,  гнездо,  приносить,  радовать,  кувшинка,  вынырнет,  проспит,  солнечный,  берег.

№ 7.  Дата:______

         Вставь  пропущенные  буквы, подчеркни  предлоги.

Надулись  на  д__рев__ях   п__хучие  почки.  Увидали  р__бята  первых  скв__рцов.  

        Стройные  косяки  гусей  пот__нулись  с  юга.  Выс__ко  в  небе  показался  караван  журавлей.

        Ива  распустила  мя__кие  пуховки. Поб__жали  по  тр__пинкам  хл__потливые  мурав__и.

        Выб__жал  на  опу__ку  заяц – б__ляк. С__дит  на  п__ньке,  гл__дит  вокруг.

№ 8.  Дата:_______

        Напиши,  раскрывая  скобки.

(В)лесу,  (на)поезде,  (за)ведром,  (с)тобой,  (на)небо,  (к)дождю,  (с)севера,  (на)сухую  ветку,  (без)вредных  насекомых,  (без)торта,  (у)хозяйки,  (по)железной  клетке,  (по)чайнику,  (от)взгляда.________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Р-3                                    Ф. И. ____________________________                                        

№ 1.                      Найди лишнее слово.                 Дата: ______                                                    

1. Юноша, зима, мечта, полночь, прогулка.

2. Лето, ковер, тучка, лагерь, урок.

3. Дочь, жизнь, метель, дядя, морковь.

4. Деревня, зарядка, радость, весна, поездка.

5. Тропинка, настроение, облако, веселье, ученье.

6. Дом, вагон, лето, Коля, ручей.

__________________________________________________________

       

№ 2.           Определи  склонение существительных.  Дата: ______

Цветник, телефон, дедушка, прогулка, морковь, ковер, деревня, честность, гнездо, метель, тополь, дочь, улыбка, площадь, лошадка, мышь, жизнь.

__________________________________________________________

  № - 3           Части  речи.                                             Дата:________

        Летчик,  около,  не,  проголосую,  самолете,  выручает,  перелетят,  котят,  дальним,  перезвоним,  прогноз,  про,  отплачу,  до,  замерз,  но,  голосят,  трубачу,  счастливый.

__________________________________________________________

  № 4  Определение  падежа  имен  существительных. Дата:_____

        Из  сарая ___,  вот  книга ___, вижу  сарай ____, нет  ученика  ____,  поёт  ученица___,  спрятался  заяц ___, ученик____  болтает,   от  ученицы ___, тетрадь___  лежит, стоит  сарай ___, листаю тетрадь ___, читаю  книгу ___, вытираю  стол ___, из  книги ___, слышу  ученицу ___, нет  тетради ___, вижу  ученика ___, чует  зайца ___, для  зайца ___, сломался  стол ____.

__________________________________________________________

  № 5. Определение  падежа  имен  существительных  Дата:_____

        Без  разговоров ___, встречаем  гостей ___, за  ключами ____,  к  яблоням ___, к  совести ___, с  целью ___, за  полем ___, под мостом ___, пахать плугом ___, падать камнем ___, из-за плеча ___,  

Из  гнезда ___, к орлу ___, в  загоне ___, об  овсе ___, навстречу  лошади ___, через  бурелом ___.

__________________________________________________________

   № 6. Определение  падежа  имен  существительных. Дата: ____

Оксана  перед концертом  страшится  простуды.  Яша  стоит на  

ступеньках  лестницы. Кирилл  шлепал  по  лужам.

Ф.И. _______________________                   Дата: ___________

Р- 3  № 7    Определение  падежа  имен  существительных.

К  Денису  пришли  гости. В  песочнице  играют  дети.

Шерстку  енотов  украшают  полоски.

 

  № 8  Определение  падежа  имен  существительных.  Дата: _____

На  верхушках  берез  живут  вороны.  Лодки  плыли  навстречу  

бегемотам. С  улицы  доносился  шум  дождя.

__________________________________________________________

 № 9  Определение  падежа  имен  существительных. Дата: ______

Среди  кустов  стояла  будка  собаки.  На  повороте  дороги  автобус  

остановился. Из  курятника доносились голоса  куриц.

__________________________________________________________

 № 10    Части  речи.                                                Дата: _________

Стельки,  везти, поспешит,  автомат,  но,  искусство,  украшайте,  поспешит,  остановочный,  вытряси,  хорошей,  красоте, остановки, прогуляли, мастеров,   тракторами,  мастерят, про, щитом.

_______________________________________________________

№ 10   Три  типа  склонения.                                Дата: ________

Печь, мышка, ель, печка, космонавт, мышь, ночь, елка, ночка, журавль, герой, календарь, дед, тишь, ладонь.

№ 11.  Три  типа  склонения.                                 Дата: _________

Календарь, дедушка, луг, лужайка, юноша, мальчик, гость, тополь, гостья, тетрадь, аллея, тетрадка, плащ, гостья, тишь.

__________________________________________________________

Р- 3  № 1  Определение падежа имен существительных.  Дата:___

По  тропке  к  даче,  на  ветке  черемухи, от  елки к елке, от  аллеи к беседке,  на  крышке  коробки,  у Коли в  тетрадке,  на  аллеи  рощи.

Р-3  №13  Определение падежа имен существительных. Дата:____

 На  берегу  речки, в  тетради  по  математике, свернули с дороги к роще,  на  верхушке  ели,  на  листочке  черемухи, на краю деревни.

Р- 3,4.                                Ь  и Ъ - ?                                                 № 1.

Под__ехала               за__явление                          под__коп

об__явление              у__езжает                             под__езд

за__играть                 в__езд                                    с__лет

пред__явить              необ__ятный                         с__ехал

жил__е                       об__яснил                             певун__я

________________________________________________________

                                          Ь  и  Ъ - ?                                             №  2

Вз__ерошенный                   весел__е                        в__езжал

раз__яренное                       об__единил                   под__езжала

солов__и                              пред__явил                    об__емы

бел__е                                  с__ехали                         об__едки

крыл__я                                мурав__и                       с__езд

                        Непроизносимые  согласные, ЗН – СН.          № 3

Мес__ность                   погрус__нела                      свис__нуло

грус__ное                      опас__ные                           гряз__ные

прекрас__ное                кос__ные                             окрес__ная

сер__це                          поз__но                                ненавис__ное

съес__ной                      интере__сный                     безобраз__ный

                        Непроизносимые  согласные, ЗН-СН.              № 4

Звез__ная                        напрас__ный                   извес__ная

вес__ница                       тес__нота                         любез__но

ус__ное                           прелес__ное                     ярос__ная

ужас__нулась                 хлес__нуть                       чес__ное

счас__ливые                   громоз__кий                    чудес__ник __________________________________________________________                

                          Безударные  гласные.                                      № 5

Изв__стить                  кол__с                         нач__сто

кр__савчик                  выкл__вать                 кр__вяной

укр__тить                    обл__гчать                  вык__чать

л__гковой                    к__чели                       кн__голюб

ск__тать                       к__рмилец                  ч__стюля

                          Безударные   гласные.                                    № 6

Л__читься                     м__гучий                   л__карство

к__льчуга                     м__рячка                    м__дв__жатина

л__жанка                      м__сточек                  м__гущественный

м__стовая                     вып__лзти                  кр__евой

к__фейный                   к__нец                        ж__лтизна

Р- 3,4                                                 Тест 1

    1.        Выберите  букву,  которую  нужно  поставить в слова:

объ…зжать,  обд…лять,  обм…рять,  обр…зать.

1) Я        2) Е      3) И

    2.  Выберите  слова, в которых допущены  ошибки.

1) друк                                  4) редкий

2) узкая                                 5) грятки

3) клюф                                 6) круг

    3.  Выберите слова, состав которых соответствует схеме

                   Корень  _____    суффикс ______  окончание

         1) дорожный                        4) прогулка

         2) цветной                            5) девятка

         3) капуста                             6) дружок

  1. В  каких  случаях  надо писать слитно?

       

     1)   (на) речке                         4)  (под)березой  

        2)   (на) рисовал                     5)  (с)друзьями

        3)   (под)березовик                6)  (с)лепить

  5.  Определите, в каких словах букв больше,  чем звуков.

        1) антенна                               4) ярмарка

        2) альбатрос                            5) рожь

        3) зеркальце                            6) язвенный                    

   

  6.  Определите, в каких словах  ударение  падает на  1-й  слог.

        1) палуба                                  4) посуда

        2) волосы                                 5) бирюза

        3) говядина                              6) луковица

  7.   В окончаниях  каких слов пишется  буква  И?

        1) от  средн…го   уха                  4) без  хорош…го  друга

        2) дурманящ…й  аромат             5) около  рыж...го  кота

        3) в  соседн…м   подъезде          6) с  хорош…м  зрением

  8.   Найдите  определения.

       

             1           2           3       4           5            6

        Яркие  звезды  светят  на  небесном  своде.

Р – 3, 4                                       Тест  2.

  1. Выберите слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

1) картофель                                  4) левша

2) солдат                                        5) лебедь

3) корень                                        6) товарищ

     2. Выберите слова, где  нужно  вставить  букву.

         1) капус…ный                               4) чудес…ный

         2) ужас…ный                                5) суб…ота

         3) опас…ный                                 6) лес…ница

     3. Выберите  слова, где  есть приставка  СО- .

         1) собака                                        4) соавтор

         2) сокол                                          5) советовать

         3) собрат                                        6) соловей

      4. Выберите слова, в которых  допущены  ошибки.

         1) чюгунный                                  4) пушыстый

         2) рыжий                                        5) чясовой

         3) начальник                                  6) стрижи

      5. Определите, в  каких словах  звуков  больше,  чем  букв.

          1) иней                                           4) ирис

          2) осёл                                            5) ёлка

          3) пьет                                            6) маяк

      6. Укажите  существительные  2-го  склонения.

           1) в  колыбели                               4) в  сарае

           2) в  кровати                                  5) в  лужице

           3) в  кроватке                                 6) в  городе

       7. Укажите  номера  неправильно  выписанных словосочетаний.

            Клесты  чистят  шишки  от  шелухи  и  находят  в  них

           съедобные  семена.

           1) чистят  шишки                           4) шишки  от  шелухи

           2) клесты  чистят                           5) чистят от  шелухи

           3) находят в них                             6) находят  семена

       8. В  окончаниях  каких  слов  пишется  буква  Е ?

           1) в  ранн…м  детстве

           2) о  вчерашн…й  прогулке

           3)  в  цветущ…й  сад

           4) за  хорош…м  здоровьем

           5) под  зимн…м   пальто

           6) с  нынешн…й  молодежью

Р – 3,4                                        ТЕСТ  3.

1. Выберите  слова, где  нужно  поставить  букву Б.

1) улы_ка             3) сугро_                  5) то_кое

2)голу_ь               4) гу_ка                    6) скри_        

     

2. Выберите  слова, где нужно  поставить Ь.

         1) сторож_              3) лож_                  5) полноч_

         2) брош_                 4) скрипач_           6) усач_

3.Определите, в каких словах буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

          1) ёж                     3) лилия                      5) гигиена

          2) еда                    4) имя                          6) баня

4. Определите, в каких словах согласные буквы обозначают мягкие

   согласные звуки.

           1) червяки                  3) печень                   5) сердечки

           2) весельчаки             4) апельсин               6) пианино

5. Укажите  существительное  3 склонения.

            1) пень                     3) царь                       5) слесарь

            2) тень                     4) фонарь                   6) моль

ТЕСТ 4.

1.Выберите  слова, где  нужно  поставить букву  А.

1) м_шкара                     3) к_зался                    5) мур_вьи

           2) нак_пают                     4) р_са                            6) покр_шить

2.Выберите слова, где нужно поставить букву Т.

          1) виногра_                    3) орнамен_                  5) пала_ка

          2) пас_бище                   4) яго_ка                       6) копы_це

3.Выберите словосочетания, в которых  допущены ошибки.

          1) ручьной  хищник                          4) сестричка Танечка

          2) сшить  кафтаньчик                       5) нельзя  гулять

          3) хищьная  щучька                          6) няньчить птенчика

4. Определите, в каких словах буквы Е, Ё, Ю, Я  обозначают один    

     звук.

           1) берёза                         3) единица                5) гусыня

           2) юноша                        4) опера                    6) черёмуха    

               

5. Определите, в каких  словах все  согласные  твердые.

            1) соловушка                  3) заготовка               5) молотьба

            2) ноготки                       4) тапочки                 6) посудомойка

Р- 3, 4                       Ф. И.________________________________________

Дата:__________       Падежные окончания имен существительных.

    Расположить на площад__, на станци __, на лини__, на линейк__.

Направиться к рощ__, к пристан__, к речк__.  В путешествии по Австрали_, по Африк__;   побывать в Инди__, в Испани__, в Америк__,  в  Якути__,  на север__  Сибир_; катался на лошад__, на лошадк__; на  дорог__, по  совест__.

__________________________________________________________________

  Дата:______                Падежные окончания имен существительных.

  Писал в тетрад__, в тетрадк__;  растет у дорог__;  лечился в больниц__, расстались на площад__;  шли от площадк__  к  площад___; лежал в постел_, в  постельк__;  висит на ел__,  на ёлк__, на топол__, на  берёз__,

на  нитк__, на нит__; сидел на кроват__, на  кроватк__;  раздаваться в тишин__, в тиш__.

__________________________________________________________________Дата:_____                  Падежные  окончания имен существительных. 

       Посвятить    Мари__,  Наталь__,  Натали__,  Даш__,  Дарь__,  Ксени__, Ксюш__; к избушк__,  в  Германи __, в школ__, в Астрахан__,  в Ярославл__,

Цветы  яблон__; на  черёмух__, в сел__,  близ  дорог__,  к  опушк__,

 по алле__, в  здании__, в  инее__,  по лестниц__, от  деревн__  к  деревн___ .

__________________________________________________________________Дата:_____                                  Распознавание  частей  речи.

Радостями,  перед,  однодневный,  перекладываете,  не,  банях,  комете,  сторожите,  простую,  планете,  передней,  дыня,  повторим,  мастерским,  протестую, полей,  жабами,  арбузов,  классическим,  гирляндою,  радую.

__________________________________________________________________Дата:______                                 Распознавание  частей  речи.

Кладом,  отвертку,  быстро,  между,  кладём,  быстрый,  через,  отверну,  надеждою,  и,  крабом,  холодит,  сквозь,  холоду,  не,  сквозит,  аппетит,  но,  прикрою,  перелей,  гранит,  творог,  дальним,  трубачу,  а,  помочь,  хранить.

__________________________________________________________________

  Дата:______                       Разбор  предложений.

Малиновое  варенье  лечит  осеннюю и зимнюю  простуду.

Хорошо  сбегать с горки  по  узкой  тропке  к самой  кромке  воды.

Вечером на опушках  слышатся  прелестные  соловьиные  трели.

__________________________________________________________________Дата:_______                      Разбор  предложений.

Под  деревьями  хорошо  посидеть  на  травке и полюбоваться  пейзажем.

Теплое  весеннее  солнце  сушило  влажную  землю.

В  ранний  час  мы  выходим из дома и направляемся к сосновой  роще.

Р- 3,4                          Ф. И. _______________________________

Дата:______               Правописание  предлогов и приставок.

(От)меня,  (с)каждым,  (по)визжать,  (о)скольких,  (о)других,  (от)пить, (на)меня,  (за)тебя,  (про)дырявить,  (от)гадаем,  (без)неё,  (о)проблеме, (на)неё,  (в)нас,  (под)кормили,  (под)нас, (по)стирает, (при)вас,  (из)баловать,  (по)ним, (над)строить,  (по)глядеть,  (ко)мне,  (от)говорит,  (о)тебе,  (к)ней.

_____________________________________________________________Дата:______                           Правописание  приставок и предлогов.

(Про)кашу,   (над)нами,  (от)грозы,  (про)играть,  (над)нами,  (к)уроку,  (на)мудрить,  (от)них,  (над)кусить,  (в)писал,  (за)мной,  (до)вечера,  (к)нему,    (по)улице,  (над)ней,  (про)мерзнуть,  (из)нас, (из)лучать,  (под)окошком, (на)них,  (с)лезть, (при)мне, (до)стола,  (из)него,  (от)белил,  (о)ней,  (к)нам.

_____________________________________________________________Дата:_______                          Непроизносимые  согласные, СН – ЗН.

Трос_ник                            капус_ный                         алмаз_ный

мес_ность                           вес_ник                              тес_ный

лес_ница                             колхоз_ ный                      мес_ный

свис_нул                             извес_ный                          гиган_ский

окрес_ность                        счас_ливый                       праз_ник

кос_ный                              желез_ный                         звез_ный

доблес_ный                        грус_ный                            ужас_но

час_ное                               небес_ный                          облас_ной

__________________________________________________________________Дата:_______                            Безударные  гласные.

Гр_чи                                 ябл_ко                                       ч_совщик

б_лезнь                              н_род                                         к_ртофель

бр_сок                                обл_ка                                       пл_чистый

х_теть                                кв_ртира                                    м_шкара

н_зина                                с_лить                                       дов_рять

м_роз                                 кр_ты                                         пл_сать

б_льчата                            с_рень                                        гор_д

к_лючка                            пл_ды                                         завтр_к

_________________________________________________________________

Дата:_________                      Парные  звонкие и глухие  согласные.

Наре_ка                                ка_ка                                  ло_ка

пля_ка                                   крова_ка                            ро_кий

ле_кий                                   ско_ка                                сколь_кий

де_ский                                 ры_ка                                 тра_ка

мя_кий                                  ло_кий                               ги_кий

______________________________________________________________

Дата:_______                                Разбор  по  составу.

Братский,  книжонка, скворушка, подарок, трусоватый, счастливый,

 горлышко, папуля, ледышка, избушка, блеснула,  пригорок, верхушка.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ    БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ  СЛОВА.

Р – 3,4                                           Ф. И. ______________________________________

Дата:__________

    Б__нкир               б__дноватый              б__льшой                  буб__н

   б__левой              об__днеть                   б__глец                     б__ец

   изб__жать            в__зти                         б__р__жок                дов__рять

   б__р__говой        сх__диться                 перех__дить              б__леть

   б__ловатый          выб__ть                     выбр__ть                   в__сти

__________________________________________________________________Дата:_______  

Св__лить                 х__л__дить                дов__сти                х__л__дильный

б__льной                 в__риться                   пов__р                   в__твистый

в__да                        в__дёрко                    вел__кан                в__сной

веч__р                      д__нек                        в__хревой              обв__тшалый

в__дичка                  в__дить                      расх__теть             расх__х__таться

__________________________________________________________________Дата:_______

В__здушный            св__зать                  в__лнение                  в__левой

вр__ждебность        вр__нье                   встр__чать                  д__лец

заг__в__рить            в__зание                 г__дание                     г__далка

уг__сать                   гл__зной                 г__в__рить                  г__диться

выгл__дить              гл__зок                   выд__ча                       г__л__систый

__________________________________________________________________Дата:_______  

Г__ловка                   г__л__вной              б__лить                    приб__жать

б__льё                        б__лезнь                  г__лубок                  приб__дняться

г__ристый                 гр__бник                  ог__рчаться             гр__циозность

ог__рчение                г__стиница              уг__стить                 погр__ничный

гр__зить                    гр__зовая                 гр__мыхать              безгр__ничный

__________________________________________________________________Дата:_______

Обогр__ватель            угр__жающий           гр__да                   гр__дущий

загр__знять                  гр__за                        изд__лека             загр__знение

обв__сти                      дв__рцовый               уд__лять              г__л__сище

пав__док                      прив__зать                 выд__ть               дв__рец

д__в__тнадцать           д__вчонка                 д__вчушка           д__в__носто

__________________________________________________________________Дата:_______

Переч__тать               отч__тать                 д__р__вяшка              дер__во

д__ржать                    б__дняк                    б__днеть                     б__ровик

сб__жать                    б__глец                     б__евой                       наб__р__жная

б__лёсый                   прох__дить               б__лила                       прох__дная

б__гиня                      бер__г                       б__льница                   в__ковой

в__сенний                  в__дущий                 выв__сти                     х__л__дильник

увл__жняться            бр__тишка                в__лежник                  в__риться

Р- 3,4                        Ф. И. ________________________________________

Дата:_________

Обв__литься                 выг__н                  х__л__деть                 св__рить

в__дро                           прив__зти             в_твиться                    отв__твление

в__ч__рок                     в__черний             зав__хрение               в__дица

нав__днение                 в__дитель             в__ждение                   охр__нять

сохр__нять                    в__лнистый          вр__жда                       вр__ждебный

__________________________________________________________________Дата:________

Вр__чебный                 гол__с                   гр__ница                     в__лна

г__стевой                     вр__чую               гр__знуля                    в__зать

д__лёкий                      нав__сти               в__ч__ринка               гол__вы

г__л__сок                     выг__нять             в__занка                     г__сить

г__дать                         заг__дать               уг__сание                   гл__дильная

__________________________________________________________________Дата:________

Ж__ра                         гл__зища                  г__ра                          гл__зёнки

г__в__рун                   г__л__ва                   д__вица                     г__в__рливый

поб__режье                переб__жать             заб__лить                  отбл__ск    

б__лезненный            св__литься               г__лубиный               г__ревать

г__рчить                     гр__циозный            гр__ничить                г__лубка

__________________________________________________________________Дата:________

Зв__нок                      зап__х                         г__стить                   гр__бница

зам__чать                   зап__сать                   зв__ринец                 з__лёненький

угр__жать                  пригр__зить               гр__мовой                гр__мыханье

в__ч__реть                 дв__ровый                 гр__зища                  д__леко

зав__сти                     прив__зать                 зав__зать                  д__лина

__________________________________________________________________Дата:________

З__мля                       д__вчурка                    д__вятый                 д__вятка

д__р__вянный           прош__гать                 д__ловой                 гл__зеть

з__вать                       отч__таться                 дер__вце                 д__ржатель

зад__ржать                зн__ток                        выд__ржать             д__сятка

д__сяток                    к__тать                         ж__лток                   изм__нение          

__________________________________________________________________Дата:________

Д__мишко                   погр__ничник              д__карь                уд__вительный

д__читься                    дл__на                          з__мой                  д__ждище

д__ждинка                   д__линный                  дог__даться          ж__стянка

гл__зник                      д__машний                  д__р__жать           д__щечка

ед__ничка                   ед__ничный                 пож__леть             ж__мчужный

зав__сть                       зв__рёк                         по__зд                   заг__ворщик

 доч__ста                     доч__тать                      з__рно                   з__рнистый        

Р – 4                                       Ф. И. __________________________  

                        Сложные и простые предложения с однородными членами.

Разберите предложения. Где необходимо, расставьте запятые. Составьте схемы предложений.

1. Прошла  ночь  и  мы с  радостным  настроением  отправились в

   

    путь.                         Схема: ________________________________

2. Лягушка  зарылась  в  мох  а  ёж  прикрылся  сухими листьями

    и  уснул.                   Схема:________________________________

3. Ребята  набрали  разных  листьев  и  вернулись  домой.

                                  Схема:________________________________

4. Вспыхнут  на  ёлочке  яркие  лампочки  а  на  верхушке  засияет

     красная  звезда.           Схема:______________________________

5.Из-под  камней  выбегают  сонные  ящерицы  они  мигают  

сонными  глазками.    Схема:_____________________________

6.Ветер  не  шумит  кроной  и  птицы  не  щебечут.

                                      Схема:________________________________

7.Сад  был  густой и ветвистый  но  листья  уже  опали.

                                        Схема:_______________________________

8.Солнце  уже  скрылось  и  ночные  тени  быстро  надвигались

 

со  стороны  леса.          Схема: ___________________________

   

9.Потоки  воды  разрывают  края  оврага и роют ямы  на  его дне.

                                                   Схема:_________________________

10.Ветер  дул  порывисто  и  сыпал  брызги  с  зелёных  деревьев.

                                            Схема:_____________________________

Р – 3,4             Ф. И. _________________________________________

СЛОВА  С  НЕПРОИЗНОСИМЫМИ  СОГЛАСНЫМИ

И СОЧЕТАНИЯМИ  СН-ЗН

 1.            Дата________________                                                                                                                                                                                                              Звёз___ный- ___________________   поз___ний- _______________________   сер__це -______________________    праз__ничный-_____________________   доблес__но-____________________  грус__но-__________________________

прекрас__ный-_________________   ужас__ный-________________________  опас__ный-____________________   серьёз__ный-_______________________  чудес__ный-___________________   мес__ный-_________________________

напрас__ный-__________________  ненас__но-_________________________

 2.               Дата_____________

Радос__но-_____________________  интерес__ный-_____________________  ярос__но-______________________  счас__ливо-________________________  трос__никовый-________________    радос__ный-_______________________

капус__ный-___________________   ненас__ный-_______________________  доблес__ный-__________________    прес__но-__________________________   парус__ный-____________________  тес__но-___________________________

соглас__ный-___________________  грус__ный-________________________  кос__ный-______________________  вкус__ный -________________________

  1. Дата_____________

Со__нце-_______________________   мес__ность-_______________________  напрас__но-____________________    окрес__ность-______________________  ус__ный-_______________________   влас__но- _________________________

свис__нул-_____________________   извес__ный-_______________________ вкус__но-______________________    прелес__ный-______________________  ярос__ный-_____________________   счас__ливый-______________________

прес__ный-_____________________  небес__ный-_______________________  

  1. Дата-________________

Алмаз__ный-____________________  поз__но-__________________________   безобраз__ный-__________________  любез__ный-______________________ праз__ник-______________________   вес__ник-________________________

опас__но-_______________________  интерес__но-______________________   бессловес__но-___________________  трос__ник-________________________  радос__ный-____________________    час__ное-_________________________

гиган__ский-____________________   желез__ный-______________________   колхоз__ный-____________________  чес__ный - _______________________

Глагол

Неопределённая форма

спряжение

лицо

Ты  мечта

Мы  подкорм

Ты  наблюда

Он  рыбач

Он  рыда

Он  рыщ

Они  дыш

Он  посад

Он  свет

Ты  помеша

Р-4                                         Ф. И. ______________________________________

№ 1                 Дата:______________

№ 2                Дата:_______________

Глагол

Неопределённая форма

спряжение

лицо

Ты  напада

Мы  кол

Мы  обид

Мы  скос

Мы  молв

Мы  куп

Мы  куса

Ты  масл

Мы  куша

Он  затян

№ 3              Дата: ______________

Глагол

Неопределённая форма

спряжение

лицо

Ты  верт

Ты  гон

Он  бре

Мы  слыш

Он  вид

Она  ненавид

Вы  держ

Вы  слыш

Они  насол

Они  наскоч

Р-4                     Ф. И. ________________________________________________

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ.

Расставьте знаки препинания. Вместо строчной буквы, где нужно, напишите прописную.

  1.  Мы  попросили  лесника  проводи  нас,  дедушка.
  2.  Пришел  садовник  в  лес  увидел  яблоньку и  говорит  вот  хорошее  деревце.
  3.  Спросил ветер у дуба  в  чем  твой  секрет.
  4.  Сила  моя  в  том,  что  я  корнями  в  родную  землю  врос  ответил  дуб.
  5.  Ах,  да,  ведь  это  я во сне  сказал  себе Петя.  
  6.  Проводи  нас  попросили  мы  лесника.
  7.  Советую  тебе  присмотреться  к  осеннему  лесу  говорил  отец.
  8.  Мама  окликнула  меня  надень  пальто.
  9.  Дед  говорил  с  укоризной  плохо  ты  поступил.
  10.   Какое  чудо  воскликнул  малыш.
  11.   Пора  возвращаться  домой  сказал  папа.
  12.   Я  уже  всё  сделал  сказал  Дима.
  13.   Девочка  бормотала  виновато  я  не  нарочно.
  14.   Телёнок  увидел  ежа  и  говорит  я  тебя  съем.
  15.   Готовьте  лодку  приказал  командир.
  16.   Чему  ты  усмехаешься  спросил  отец  меня.
  17.   Как  я  давно  тебя  не  видел  воскликнул  Илья.
  18.   Прости  меня  промолвил  Геннадий.
  19.   Бабушка  сказала  сходи,  Юленька,  в  магазин  за  хлебом.
  20.   Гляди,  плачет  раздалось  за  кустами.
  21.   В  такую  метель  через  горы  не  переедешь  убедительно  сказал  проводник.
  22.   Тимофей  пообещал  я  всё  сделаю.
  23.   Понравился  вам  пирог  спросила  хозяйка.
  24.   Соседка,  перестань  срамиться  ей  Шавка  говорит.
  25.   Он  спросил  кто  это  такой.
  26.   Яна  сказала  уже  темнеет.
  27.   Ёж  меня  за  язык  укусил  заревел  телёнок  побежал  к  корове  жаловаться.
  28.   Мне  нужно  с  тобой  поговорить  шёпотом  сказал  Павел.
  29.  Это  сова  кричит  возразил  Олег.

Р – 3, 4                         Ф.И._________________________________________

Окончания имен существительных.

Вставьте окончания. Определите падеж.

№ 1.                                                                                   Дата:______________

Под скамейк____(_____)        над  ключ____(_____)       на ткан____(_____)

на вершин______(_____)       в избушк_____(_____)       в город____(_____)

к колыбельк_____(_____)      на буксир____(_____)        от бол_____(_____)

в серединк______(_____)       у тропинк____(_____)       по стен____(_____) без  тростинк____(_____)       в бедност____(____)          на щёчк____(____)

________________________________________________________________

№ 2                                                                                           Дата:___________

От  ленточк______(_____)        к веточк_____(_____)         к лошад____(_____)

перед  луж______(_____)          в тетрад______(____)         о бесквит___(____)

на  кроват_______(_____)         в магазин____(_____)         в пенал____(_____)

с  припас________(_____)        над  улиц_____(_____)        к груш_____(_____)

около  кроват____(_____)         без сказк_____(_____)        от нитк____(_____)

______________________________________________________________

№ 3                                            Дата:______________

В карман_____(_____)               по полос____(_____)          к мол____(_____)

к серьёзност____(_____)           без марл____(_____)          в щел____(_____)

к  кроват_____(_____)               о глазур_____(_____)         из жизн____(____)

в  Астрахан____(_____)             над крыш____(____)          по кист____(_____)

к  скромност____(_____)           к колыбел____(____)          в  шлем____(____)

__________________________________________________________________

№ 4.                                                                                           Дата: ___________

Из-за  мозол____(____)             о мудрост____(____)          с плач____(____)

перед  клумб____(____)            с пташк_____(____)            в болот____(____)

перед  шалаш____(____)           в  печал____(____)             о завтрак____(____)

на  горизонт____(____)              по мышк____(____)           без нитк____(____)

на  пиджак____(____)                в август____(____)             в морковк____(___)

__________________________________________________________________      

Р – 3,4.                            Ф. И. ____________________________________

Окончания имён существительных.

Вставьте окончания. Определите падеж.

№ 5                                                                                       Дата:_____________

Около кроват____(_____)        в старост_____(____)         о марл____(____)

из-за  плесен____(_____)         о смелост_____(____)        по шерст___(____)

от жадност____(_____)            около алле____(____)        перед  суш___(___)

до ненавист____(_____)           о ловкост____(_____)        перед печк___(___)

без  хитрост____(_____)           в теснот____(____)            о нефт____(____)

__________________________________________________________________

№ 6                                                     Дата:____________

От радост____(____)                на запад____(____)              о  рол____(____)

около бедняжк___(___)           на местност___(____)          в трюм___(____)

перед  пляж____(____)            за  дверц____(____)              к злост____(____)

с Андрюш_____(_____)           без памят____(_____)          к ноч____(____)

по спирал____(_____)              на ладон____(_____)            в област____(____)

__________________________________________________________________

№ 7              Дата:______________

От замазк____(_____)               к упряж____(_____)            к фасол____(____)

по математик___(____)            на кресл____(_____)           по мебел___(____)

с бумажк____(_____)                к зелен____(_____)             о пугал____(_____)

около деревн___(____)             о щедрост____(____)          в заросл____(____)

с кашк_____(_____)                  с  тигриц_____(____)          в юност____(____)

__________________________________________________________________            

№ 8                                                                                          Дата:_____________

На макушк____(____)                 под шишк_____(____)         у знат____(____)

над колодц____(____)               по верб____(____)                с кож____(____)

на местност____(____)              по лапк____(____)                 с ёлк____(____)

за скакалк_____(_____)             на грозд____(____)               о плет____(____)

около берлог___(_____)           без глупост____(____)         из нефт____(____)

Р – 3,4         УПОТРЕБЛЕНИЕ  Ь  В  ИМЕНАХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Вставьте, где надо, Ь.

№ 1     Дата: ______________

Много передач___           кортеж__             у чудовищ__                    луч__

желаю удач__                   без  груш__         много туч__                      тягач__

электропеч___                  ковш__                 лаваш__                            глуш__

от когтищ__                       гореч__                 дубляж__                         плющ__

от сокровищ__                  стриж__                вкладыш__                      меч__

__________________________________________________________________

№ 2     Дата:_______________

От Ванюш__                      мираж__               около крыш__                 дич__

без передач__                  силач__                 черныш__                         борщ__

много туш__                     стеллаж__             без задач__                      мощ__

без училищ__                   манеж__               грильяж__                        галдёж__

от  встреч__                      из чащ__                без зрелищ__                  ключ__

___________________________________________________________________                                

  № 3     Дата:_____________

У корневищ__                   циркач__              молодёж__                      теч__

шалаш__                             чуваш__               от жилищ__                     душ__

около луж__                      клещ__                 без лыж__                        муж__

суш__                                   доч__                    чиж__        сыч__

из-под крыш__                 экипаж__              нет лыж__                       тиш__

________________________________________________________________

№ 4     Дата:______________

саквояж__                         без краж__            у Маш__                           овощ__

монтаж__                          от афиш__             малыш__                          хвощ__

бородач__                         страж__                  без удач__                       гуаш__

грабёж__                           бородач__             калач__                            хрящ__

без встреч__                     королевич__         реч__                                лож__

___________________________________________________________________

№5     Дата:______________

Для афиш__                      беляш__                 ноч__                                от луж__

глупыш__                          от усищ__              массаж__                         этаж__

латыш__                            у рощ__                  гараж__                            брош__

пляж__                              смерч__                  печ__                                 дрож__

у пастбищ__                     падеж__                 крепёж__                         плач__

Р – 3,4                         УПОТРЕБЛЕНИЕ  Ь  В  ИМЕНАХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Вставьте, где надо, Ь.

№ 6    Дата:________________

Плащ__                                дрож__                    марш__                         фарш__

без каш__                           ветош__                   богач__                          вещ__

камыш__                            шалаш__                  торгаш__                       свищ__

полноч__                            монтаж__                москвич__                    муж__

шантаж__                           у глазищ__              доч__                             клещ__

________________________________________________________________

№ 7    Дата:________________

Голыш__                           крепыш__                пилотаж__                       паж__

у галош__                        без груш__                гореч__                            ноч__

шарж__                            рож__                        багаж__                            меч__

от когтищ__                    вкладыш__               От Даш__                         мяч__

от сокровищ__              от крыш__                 мираж__                          дич__

__________________________________________________________________

№ 8     Дата:_______________

Много туч__                    рож__                        ключ__                             мыш__

плащ__                            гуаш__                       этаж__                              страж__

тысячи тысяч__             фальш__                   теч__                                  врач__

нет задач__                    гореч__                      плащ__                             грач__

около круч__                 багаж__                     лож__                                богач__

________________________________________________________________

№ 9     Дата: _________________

Галдёж__                         от удач__                  у куч__                              глуш__

молодёж__                    страж__                     тиш__                                хвощ__

фоторепортаж__          овощ__                      глупыш__                         мощ__

много Саш__                 мираж__                   стриж__                            калач__

электропеч__                тягач__                      циркач__                          гараж__

________________________________________________________________

№ 10                  Дата:____________

Много училищ__           ажиотаж__               чиж__                              мелоч__

от пожарищ__               гореч__                      у луж__                           тиш__

без зрелищ__                 муляж__                    рож__                              брош__

малыш__                         товарищ__               у  куч__                            ковш__

около пастбищ__          без  груш__               гуаш__                             лож__          

   

  Р -4                                                ТЕСТ (итоговый)                   Вариант – 1

  1. Отметь  «х» все слова с пропущенным Ь.

1. [  ]  кон…чик

2. [  ]  спряч…

3. [  ]  улыбаеш…ся

4. [  ]  пейзаж…

5. [  ]  дрож…

2. Отметь   «х»  все слова с пропущенной буквой а.

 1. [  ]  снов…

2. [  ]  слев…

3. [  ]  справ..

4. [  ]  издалек…

5. [  ]          изредк…

3. Отметь «х»  все сочетания слов с пропущенной буквой а.

1. [  ]  распустил…сь  сирень

2. [  ]  дверь  приоткрыл…сь

3. [  ]  пламя вспыхнул…

4. [  ]  наступил…утро

5. [  ]  девочка  испугал…сь

4. Отметь  «х»  все глаголы, в которых пропущена буква  е.

 1. [  ]  держ…м

2. [  ]  жале…м

3. [  ]  друж…м

4. [  ]  кида…шь

5. [  ]  гон…м

5.  Отметь «х»  все слова с ошибкой.

1. [  ]  увидить

2. [  ]  лаять

3. [  ]  красеть

4. [  ]  покупаешь

5. [  ]  помним

6.  Отметь «х»  все слова с разделительным Ь.

1. [  ]  копья

2. [  ]  огоньки

3. [  ]  соловьи

4. [  ]  пятьдесят

5. [  ]  вьются

7.  Отметь «х»  правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…

1. [  ]  у существительных множественного числа в родительном падеже

2. [  ]  у существительных  3 –го склонения

3. [  ]  у существительных мужского рода 1-го склонения

4. [  ]  у глаголов 2-го  лица, единственного числа

5. [  ]   в неопределённой форме глагола  после  ч

8.  Отметь «х»  все слова, на конце которых нужно писать Ь.

1. [  ]  борщ…

2. [  ]  из-за туч…

3. [  ]  лесная  глуш..…

4. [  ]  гониш…ся

5. [  ]  испеч…

9.  Отметь  «х»  все слова с ошибкой.

        1. [  ]  к двадцатому числу

2. [  ]  нет пятаго урока

3. [  ]  одинадцатого мая

4. [  ]  с  четвёртай  попытки

5. [  ]  около пятого подъезда

10.  Отметь «х»  все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

        1. [  ]  Бобр вынырнул из воды начал отряхиваться причёсываться.

2. [  ]  Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.

3. [  ] Мы не шли а тихо брели по узким улочкам.

4. [  ]  Мы стояли у окна и прислушивались к тихим звукам.

5. [  ]  Мы очень торопились но так и не успели засветло добраться до города.

11.  Отметь «х»  все слова, в которых пропущена буква е.

        1. [  ]  адр…с

2. [  ]  б…лет

3. [  ]  инж…нер

4. [  ]  пш…ница

5. [  ]  до  св..дания

      Р -4                                    ТЕСТ (итоговый)                   Вариант – 2

  1. Отметь  «х» все слова с пропущенным Ь.

1. [  ]  камен…щик

2. [  ]  обознач…

3. [  ]  дышиш…

4. [  ]  около пастбищ…

5. [  ]  тиш…

2. Отметь   «х»  все слова с пропущенной буквой а.

 1. [  ]  налев…

2. [  ]  справ…

3. [  ]  медленн..

4. [  ]  честн…

5. [  ]          слев…

3. Отметь «х»  все сочетания слов с пропущенной буквой  о.

1. [  ]  боль отступил…

2. [  ]  солнце  скрыл…сь

3. [  ]  озеро  замёрзл…

4. [  ]  туча  приближал…сь

5. [  ]  облако растаял…

4. Отметь  «х»  все глаголы, в которых пропущена буква  и.

 1. [  ]  терп…м

2. [  ]  увид…ть

3. [  ]  верт…шь

4. [  ]  покупа…шь

5. [  ]  куп…шь

5.  Отметь «х»  все слова с ошибкой.

1. [  ]  приходит

2. [  ]  зависем

3. [  ]  называешь

4. [  ]  ставим

5. [  ]  ездешь

6.  Отметь «х»  все слова с  Ь, обозначающим мягкость согласных.

1. [  ]  мыть

2. [  ]  знаешь

3. [  ]  камень

4. [  ]  воробьи

5. [  ]  семьсот

7.  Отметь «х»  правильный ответ. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется…

1. [  ]  у существительных 3 склонения

2. [  ]  с неопределённой форме глагола после ч

3. [  ]  у глаголов 2 лица, единственного числа

4. [  ]  у существительных множественного числа в родительном падеже

5. [  ]   у существительных мужского рода 1 склонения

8.  Отметь «х»  все слова, на конце которых  Ь  не пишется.

1. [  ]  рисуеш…

2. [  ]  молодеж…

3. [  ]  около  рощ..…

4. [  ]  береч…

5. [  ]  товарищ…

9.  Отметь  «х»  все слова с ошибкой.

        1. [  ]  одинадцатого марта

2. [  ]  к первай учительнице

3. [  ]  на четвёртом этаже

4. [  ]  двенадцатое мая

5. [  ]  до девятаго класса

10.  Отметь «х»  все предложения, в которых неправильно расставлены или отсутствуют знаки препинания.

        1. [  ]  Кленовый лист вздрогнул, на мгновенье замер и медленно полетел к моим ногам.

2. [  ]  Птица пела негромко но очень выразительно.

3. [  ]  Солнце окрасило розовым цветом мир и земля благодарно улыбнулась солнцу.

4. [  ]  Пришла весна и разбудила землю.

5. [  ]  Танцевали вертелись неслись вихрем серебристые снежинки.

11.  Отметь «х»  все слова, в которых пропущена буква а.

        1. [  ]  м…роз

2. [  ]  к…ртофель

3. [  ]  с…бака

4. [  ]  комн…та

5. [  ]  кв…ртира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 1 класса

Данный материал можно использовать на уроках русского языка как списывание ,так и  письмо под диктовку....

Дидактический материал по русскому языку 2-4 класс

Материал для систематической работы на уроке русского языка по словообразованию...

Дидактический материал по русскому языку 1- 4 классы.

Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, ос...

Дидактический материал по русскому языку для 4 класса.

Методическое пособие предназначено для учащихся начальной школы 4 класса. Задания помогут учителю осуществить проверку усвоения программного материала учащимися, закрепить знания. В пособи...

Дидактический материал по русскому языку в 1 классе

Используется при закреплении безударных гласных, правописании шипящих, имен собственных. Умение находить границы предложений....

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"....

Дидактический материал по русскому языку в 1 классе.

Дидактический материал позволяет  повторить изученный материал за 1 класс....