кружок "Языкознайка"
рабочая программа по русскому языку

Давлатова Альфия Магафуровна

занятия кружка по русскому языку со 2-го по 4-й классы 1 раз в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа-сад №10»

Календарно-тематическое планирование

        

Учитель: Давлатова А.М.

Когалым, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Изменение во многих сферах российской социально-экономической жизни отражаются на состоянии школьного образования. Быстро меняющаяся действительность требует от учащихся не только определенного уровня знаний, но и наличия определенного интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.

   Основная идея обновления современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, иметь систему специализированной подготовки.

Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и с  программой  развития школы.

Цель программы:

формирование всесторонне развитой, мотивированной на активную реализацию творческих и умственных способностей, качественно увеличивающихся от начального звена к старшей школе личности, способной самостоятельно принимать решения и делать выбор.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельному выбору, необходимо соблюдать три основных принципа программы: свобода, самостоятельность и сотрудничество.

Ребенок должен быть свободен в выборе учебной нагрузки, группы обучения, в создании собственного учебного плана, что делает учебу ребенка посильной. Принцип сотрудничества напоминает: учащийся не один в школе, он работает  вместе с другими учащимися и учителями, с которыми устанавливает контакт, учится считаться с потребностями других, помогать другим и самим обращаться за помощью. Принцип самостоятельности нацелен на то, чтобы научить детей нести ответственность за свои действия, самостоятельно решать проблемы.

Задачи для реализации программы:

•        выявить интересы, склонности и способности школьников;

• создать базу для успешной учебной деятельности ученика на основе развития интереса к предмету;

•        оказать  психолого-педагогическую    помощь    в    приобретении    школьниками
представлений   о   жизненных,   социальных   ценностях,   в   том   числе   связанных   с
профессиональным становлением;

  • формировать учебно-познавательные мотивы учащихся в процессе знакомства с профессией;

В 1 классе изучается программа для развития учебно-познавательных мотивов младших школьников «Введение в мир профессий», где учащиеся в игровой форме  знакомятся с профессиями.

Во 2-4 классе учащиеся выбирают кружки по интересам - математический «Умники и умницы» и кружок по русскому языку и развитию речи «Языкознайка», где работа  идет целенаправленно по предметам.

Требования к уровню образования обучающихся.

  Учащиеся должны:

  • иметь представления о мире профессий,
  • уметь соотносить свои способности с рассматриваемыми профессиями,
  • проявлять творческие способности при решении задач, в математической или логической смекалке,
  • уметь применять свои интеллектуальные и творческие способности  для успешного изучения предметов,
  • владеть приемами исследовательской и творческой деятельности,
  • владеть навыками создания портфолио ученика.

Занятия проводятся в 1-2 классах 1 час в неделю, в 3-4 классах - 1ч.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем    создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.

Средства обучения и воспитания:

  • мониторинг по  учету интересов, склонностей и способностей учащихся,
  • разработанная программа,
  • методическое и дидактическое обеспечение программы,
  • результаты мониторинга внедренной программы.

Критерии оценки результата:

  • участие  в  школьных,  районных,  областных,  региональных  предметных олимпиадах,
  • занятие проектно-исследовательской деятельностью,
  • участие в районных научных конференциях,
  • создание альбома с творческими работами учащихся,
  • создание портфолио учащихся начальной школы,

Образовательные и воспитательные задачи обучения курсу решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира;

испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

формулировать самому простые правила поведения в  обществе;

уважать любые профессии;

Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда;

осознавать себя гражданином России;

объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

     • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

     • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе, с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в паре, группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

    •слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Наименование темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Зачем людям знание языка? Цели и задачи кружка.

1

2.

История возникновения русского алфавита. Занимательные задания по составлению списков героев мультипликации.

1

3.

Звук, буква. Забавная грамматика. Грамматические игры «Буквоежка», «Потерялась буква».

3

4.

Задания для смекалистых. Составление кроссвордов. Составь кроссворд для друга.

3

5.

Слог, слово. Словообразование. Придумай свои слова. Задания готовят дети. «Мой словарь».

2  

6.

Занимательная грамматика. «Я - грамотей». Словарный диктант.

2

7.

Словосочетание. Правильные словосочетания. Составление словосочетаний.

2

8.

«Крылатые выражения» - устоявшиеся словосочетания.

2

9.

Старинные слова и словосочетания. Работа с различными словарями В.И.Даля, Ожегова, и т.д.

4 .

10.

Работа с олимпиадными заданиями. Подготовка к участию в конкурсе «Русский медвежонок».

2

11.

Участие в конкурсе «Русский медвежонок».

1

12.

Предложение. Наблюдение за грамматически правильно составленным предложением.

2

13.

Составление предложений. Логические ударения. Риторические загадки. Интонация в предложении.

2

14.

Текст. Виды текстов. Распознавание видов текстов.

2

15.

Придумай рассказ. Творческие работы учащихся.

2

16.

Заседание интеллектуального клуба «Языкознаек»

1

17.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Что узнали нового? Анкетирование.

2

                                                                      Итого:

          34ч.  

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»

2 класс

(1 раз в неделю, всего – 34 часа)

  1. Вводное занятие.(1 ч.)Роль речи и знания языка в жизни человека. Что мы узнаем в процессе занятий на «Языкознайке».
  2. Исторический экскурс. (1 ч.) История возникновения русского алфавита. Умение составлять алфавитный список.
  3. Звук. Буква. (3 ч.) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры. Метаграммы.
  4. Что такое кроссворд. (3ч.)Тема кроссворда. Составление совместных кроссвордов. Индивидуальные творческие работы.
  5. Слог. Слово. (2 ч.)Из чего состоит слово. Словообразование. Принцип построения слова. Творческие работы учащихся по составлению своих слов.
  6. Занимательная грамматика. (2 ч.) Словарный диктант. «Мой словарь». Творческие работы учеников по составлению собственного словаря из незнакомых данному ученику слов.
  7. Словосочетание. (2 ч.)Принцип построения словосочетания. Нахождение в предложении и составление собственных словосочетаний. Проверка правильности построения словосочетаний.
  8. «Крылатые выражения» (1 ч.) Знакомство с понятием «Крылатое выражение». Устоявшиеся словосочетания.
  9. Работа со словарями (4 ч.)Знакомство со словарями. Роль словарей в жизни людей. Словари В.И.Даля, Ожегова и др.
  10. Готовимся к олимпиадам. (2 ч.)Подготовка к внутришкольной олимпиаде, к «Русскому медвежонку».Составление олимпиадных заданий детьми.
  11. Проведение школьной олимпиады. (1 ч.)Участие в «Русском медвежонке»
  12. Предложение. (2 ч.)Построение предложения. Наблюдение за грамматически правильно составленным предложением. Составление предложений.
  13. Интонации. (2 ч.)Составление предложений. Логические ударения в предложении. Риторические загадки. Интонации в предложении.
  14. Текст. (2 ч.)Виды текстов. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение. Распознавание текстов по видам.
  15. Творческие работы. (2 ч.)Сочинение и оформление учащимися произведений собственного сочинения.
  16. Заседание творческого клуба «Языкознаек» (1 ч.) Интеллектуальные игры. Составление логических заданий на знание русского языка. Придумай для друга кроссворд.
  17. Заключительное занятие. (1 ч.)Подведение итогов работы кружка. Что узнали нового? Пожелания будущим «Языкознайкам». Анкетирование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Наименование темы

Количество

часов

1.

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

2

2.

Слово. Значение слова. Многозначные слова.

2

3.

Омонимы. Омофоны. Омоформы. Синонимы. Антонимы.

2

4.

Фразеологизмы.

2

5.

Пословицы. Загадки.

2

6.

Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

2

7.

Текст. Тема текста. Заглавие. Опорные слова.

2

8.

Проверочная работа.

2

9.

.План. Виды планов. Связь между предложениями в тексте.

2

10.

Связь между частями текста.

2

И.

Работа с деформированным текстом. Редактирование текста.

2

12.

Типы текстов. Описание. Сравнительное описание.

2

13.

Типы текстов. Повествование. Рассуждение.

2

14.

Сочинение на тему «Мой выходной день»

2

15.

Редактирование текста.

2

16.

КВН «Лучший языкознайка»

2

17.

Итоговое занятие «Когда всем весело».

2

                                                                             Итого:                                                      34ч.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»

3 класс

( 1 час, всего – 34 часа)

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса, знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.

Слово. Значение слов. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.    Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту,-на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнить, прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным  значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов •или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческие изложения с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: приветствия, прощания извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Наименование темы

Количество

часов

Как составлять ребусы.

1

Ребусы со словарными словами.

1

Как работать со словарем.

1

Заимствованные слова.

1

Несклоняемые существительные.

1

 Устаревшие слова.

1

Использование слов в переносном значении.

1    

 Многозначные слова.

1

Непроверяемые слова.

1  

 Основа предложения.

1

Второстепенные члены предложения. Чтотакморфология?

1

Что такое морфология

1

13

Этимология названия падежей.

1

14

Слова тезки.

1

15

Фразеологизмы.

1

16

Фразеологизмы-синонимы.

1

17

Составление слов из букв.

1

18

Склонение заимствованных слов.

1

19

Составление кроссвордов.

1

20

 Текст-описание.

1

21

Текст-рассуждение.

1

22

Редактирование текстов.

2

23

Типы текстов. Описание. Построение описательного текста.

3

24

Единый временной план текста. Временная соотнесенность глаголов в повествовательных текстах.

2

25

Сочинение-повествование с элементами описания на тему «Путешествие».

1

26

Редактирование сочинения.

2

27

КВН «Лучший языкознайка»

1

28

Итоговое занятие «Когда всем весело».

2

                                                                   Итого:                                                        34ч.  

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫКОЗНАЙКА»

4 класс

( 1час, всего – 34 часа)

Речь. Техника и интонационная выразительность речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи.  Выразительная речь. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Слово. Значение слова. Толковый словарь. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста художественного стиля. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Устаревшие и новые слова. Знакомство с антропонимами и топонимами.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложения. Предложения с однородными членами. Умение выделять компоненты сложного предложения. Умение редактировать простое и сложное предложения. Умения распространять простое предложение. Умение составлять предложения с однородными членами. Умение интонационно-правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема текста, микротема, основная мысль, опорные слова. Структура текста. План, виды планов. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текстов. Повествование, описание, рассуждение, смешанный текст. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Умения определять средства связи в тексте, составлять схему текста, конструировать текст по заданной схеме.

Культура общения.

Волшебные слова: приветствия, прощания извинения и т.д. Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной  интонацией, мимикой, пантомимикой. Правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре.