Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ФГОС "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для учащихся 2-го класса Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.          

          Авторская программа рассчитана на 170  часов, а в 2015-2016 учебном году 35 учебных недель – 175 часов, поэтому 5 часов отведены на резерв. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа85.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»

Каширского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

      _________________ Е.А. Голева

       «___» _____________ 2015 г.

Рабочая программа

 по русскому языку

2 «Б» класса

Составитель: Зенкина Марина Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по русскому языку для учащихся 2-го класса Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.        

          Авторская программа рассчитана на 170  часов, а в 2015-2016 учебном году 35 учебных недель – 175 часов, поэтому 5 часов отведены на резерв.

         В авторскую программу внесены некоторые изменения. Их можно проследить по таблице.

№ п/п

Тема

Авторская программа (количество часов)

Рабочая программа (количество часов)

1

Мир общения.

20

17

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

65

68

3

Слово и его значение.

20

21

4

Состав слова.

15

16

5

Части речи.

32

31

6

Предложение. Текст.

15

10

7

Повторение.

3

7

8

Резерв учебного времени.

0

5

9

Итого

170

175

 

          Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 2 класса.

 В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  •  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических,  грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

 Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

          Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

 В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» рабочая программа по русскому языку во 2 классе рассчитана на 175 часов в год при 5 часах в неделю. 35 учебных недель: I четверть — 45 ч, II четверть — 35 ч, III четверть — 50 ч, IV четверть — 45 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир общения (17ч)

Собеседники. Слово, предложение и текст в речевом общении. Главный помощник в общении – родной язык.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (68ч)

 Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. Звук й и буква й. Звук э и буква э. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Слог. Перенос слов. Ударение. Ударный слог. Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. Правописание слов с непроверяемыми написаниями. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Слова с удвоенными согласными. Непроизносимые согласные. Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

Слово и его значение (21ч)

Что рассказало слово. Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями. Слова, похожие по значению и  написанию, но разные по значению (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Устойчивые сочетания слов. Тематические группы слов.

Состав слова (16ч)

Как собрать и разобрать слово. Корень – главная часть слова.Однокоренные (родственные) слова. Приставка. Суффикс. Окончание. 

Части речи (31ч)

Что такое части речи. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Предлог.

Предложение. Текст (10ч)

Повторение изученного за год (17ч)

Резервный урок (5ч)

 

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

                       Учебно – методическое обеспечение (книгопечатная продукция):

-учебно-методический комплект (УМК) по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, и др.):

  • Л.Ф.Климанова Программа по русскому языку, Москва, «Просвещение», 2011г.
  • И.Ф.Яценко, Т.Н.Ситникова, Н.А.Рылова. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. Москва, «ВАКО», 2013г.
  • Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, Ч. 1; Москва, «Просвещение», 2011г.
  • Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина; Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, Ч. 2; Москва, «Просвещение», 2011г.
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.1.; Москва, «Просвещение»,2015г.
  • Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; Тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч.2.; Москва, «Просвещение»,2015г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов

от «____» __________ 2015 г.  № ___

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________ О.Е. Соколова

«___» _____________2015 г

 


Календарно-тематическое планирование по русскому языку (175 ч)

1 четверть (45 ч)

Тема Урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество

часов

Сроки

 изучения

по плану

фактически

по плану

фактически

Мир общения (17 ч)

Собеседники (3 ч)

1

Мир общения. Собеседники.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый — ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в уст- ной и письменной форме. Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Про- являть творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения разных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы в процессе общения. Составлять диалоги на заданные темы.

1

2

История письма.

1

3

Письменная речь.

1

Слово, предложение и текст в речевом общении (11ч)

4

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учите- ля). Практически различать текст- описание, текст-повествование, текст- рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов).

1

5

Различия функции слова и предложения.

1

6

Слово и предложение.

1

7

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

1

8

Типы предложения по цели высказывания и по интонации.

1

9

Контрольное списывание.

1

10

Основные свойства текста. Заголовок текста.

1

11

Словесное творчество.

1

12

Типы текстов.

1

13

Контрольный диктант по теме: «Слово, предложение и текст в речевом общении».

1

14

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Главный помощник в общении – родной язык (3 ч)

15

Главный помощник в общении – родной язык.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.

1

16

Богатства языка.

1

17

Обобщение знаний по теме: «Мир общения».

1

Звуки и буквы. Слог. Ударение (68 ч) + 1 резервный урок

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 ч)

18

Гласные и согласные звуки и буквы.

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и не- парные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочника- ми. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

1

19

Алфавит. Роль алфавита.

1

20

Роль гласных и согласных звуков в речи.

1

21

Словесное творчество.

1

22

Передача звуков речи на письме.

1

23

Возможные расхождения произношения и написания.

1

24

Гласные и согласные звуки.

1

Звук й и буква Й (2 ч)

25

Звук й и буква Й.

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить слова с буквой й на части для переноса.

1

26

Обучающее изложение по сказке К.Д.Ушинского «Утренние лучи».

1

Звук э и буква Э (1 ч)

27

Звук э и буква Э. Написание слов с буквой Э.

Орфографически верно писать слова с буквой э.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч)

28

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и.

1

29

Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

1

30

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.

1

31

Обозначение мягкости согласных с помощью букв е,ё, ю,я,и.

1

32

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

33

Изложение текста «Галка».

1

34

Правильное употребление в речи слова.

1

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (7 ч)

35

Шипящие согласные звуки.

Писать слова с орфограммами жи— ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

1

36

Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

1

37

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

1

38

Правописание буквосочетаний чк, чн, щн.

1

39

Обучающее изложение «Синичка».

1

40

Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

41

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

Слог. Перенос слов (3 ч)

42

Слог. Перенос слов.

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

1

43

Правила деления слов на слоги.

1

44

Повторение изученного материала.

1

45

Резервный урок.

1

                                                                                                                                     

 

2 четверть (35 ч)

Тема Урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество

часов

Сроки

 изучения

по плану

фактически

по плану

фактически

Ударение. Ударный слог (3ч)

1/46

Ударение.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы.

1

2/47

Ударение. Ударный слог.

1

3/48

Ударение. Ударный слог.

1

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (10ч)

4/49

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Подбирать проверочные слова.

1

5/50

Проверка слов с безударными гласными.

1

6/51

Безударный гласный звук.

1

7/52

Смысловая связь в родственных словах.

1

8/53

Правописание безударных гласных.

1

9/54

Безударные гласные непроверяемые ударением.

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём.

1

10/55

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

1

11/56

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

1

12/57

Обучающее изложение «Лев».

1

13/58

Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме».

1

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме (10ч)

14/59

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было про- верить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости- глухости согласными в корне слова.

1

15/60

Парные согласные.

1

16/61

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

1

17/62

Правописание звонких и глухих парных согласных в конце слова.

1

18/63

Контрольное списывание «Лесная оттепель».

1

19/64

Непарные по звонкости-глухости согласные.

1

20/65

Творческая переменка.

1

21/66

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

1

22/67

Способы проверки парных согласных в середине слова.

1

23/68

Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме».

1

Слова с удвоенными согласными (3ч)

24/69

Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными со- гласными.

1

25/70

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

1

26/71

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Непроизносимые согласные(3ч)

27/72

Непроизносимые согласные.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

1

28/73

Способы проверки непроизносимых согласных в словах.

1

29/74

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

Разделительный мягкий и твёрдый знаки (12ч)

30/75

Разделительный мягкий знак.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

1

31/76

Две функции мягкого знака в словах.

1

32/77

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласных.

1

33/78

Написание поздравительного письма.

1

34/79

Творческая переменка. Написание поздравительного письма.

1

35/80

Разделительный твёрдый знак.

1

                                                                                                                                     

 

 

3 четверть (50 ч)

Тема Урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество

часов

Сроки

 изучения

по плану

фактически

по плану

фактически

1/81

Разделительный твёрдый знак.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

1

2/82

Разделительный твёрдый знак. Написание объявления.

1

3/83

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

4/84

Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

5/85

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

6/86

Работа над ошибками.

1

Слово и его значение (21ч)

Что рассказало слово (4ч)

7/87

Что рассказало слово.

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических слова- рей (орфографического, толкового).

1

8/88

Родство и свойство.

1

9/89

Модель слова.

1

10/90

Понятийное (обобщающее) значение слова.

1

Имена собственные и нарицательные (2ч)

11/91

Имена собственные и нарицательные.

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

1

12/92

Правописание имён собственных.

1

Слова с несколькими значениями (3ч)

13/93

Слова с несколькими значениями.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

1

14/94

Многозначные слова.

1

15/95

Роль слов с переносным значением.

1

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1ч)

16/96

Слова похожие, но разные (омонимы).

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

1

Слова, близкие по значению (синонимы) (3ч)

17/97

Слова, близкие по значению (синонимы).

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

1

18/98

Использование синонимов в речи.

1

19/99

Роль синонимов в речи.

1

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2ч)

20/100

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

1

21/101

Закрепление изученного материала.

1

Устойчивые сочетания слов (2ч)

22/102

Устойчивые сочетания слов.

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употреби- тельных) и использовать их в собственной речи.

1

23/103

Устойчивые сочетания слов.

1

Тематические группы слов (4ч)

24/104

Тематические группы слов.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

1

25/105

Тематические группы слов.

1

26/106

Обобщение знаний по теме «Слово и его значение».

1

27/107

Контрольная работа по теме«Слово и его значение».

1

Состав слова (16ч)

Как собрать и разобрать слово (2ч)

28/108

Как собрать и разобрать слово.

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова.

1

29/109

Морфемный состав слова.

1

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова (6ч)

30/110

Корень-главная часть слова. Однокоренные слова.

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения фор- мы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

1

31/111

Правописание однокоренных слов.

1

32/112

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

33/113

Корень – главная част слова. Однокоренные слова.

1

34/114

Корень – главная част слова. Однокоренные слова.

1

35/115

Корень – главная част слова. Однокоренные слова.

1

Приставка (3ч)

36/116

Приставка.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягко- го и твёрдого знаков

1

37/117

Приставка.

1

38/118

Приставка.

1

Суффикс (2ч)

39/119

Суффикс.

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи).

1

40/120

Роль суффиксов в речи.

1

Окончание (3ч)

41/121

Окончание.

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

1

42/122

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

1

43/123

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

1

Части речи (31ч) + 2 резерв

Что такое части речи (3ч)

44/124

Что такое части речи.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления.

1

45/125

Части речи.

1

46/126

Общие признаки слов.

1

Имя существительное (10ч)

47/127

Имя существительное.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.

1

48/128

Составление словосочетаний с именем существительным.

1

49/129

Резервный урок.

1

50/130

Резервный урок.

1

 

4 четверть (45 ч)

Тема Урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество

часов

Сроки

 изучения

по плану

фактически

по плану

фактически

1/131

Собственные и нарицательные имена существительные.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.

1

2/132

Правописание собственных имён существительных.

1

3/133

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

1

4/134

Категория числа имени существительного.

1

5/135

Имена существительные с вариативными окончаниями в Р.П. множественного числа.

1

6/136

Обучающее изложение «Люлька».

1

7/137

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

8/138

Работа над ошибками.

1

Глагол (6ч)

9/139

Глагол как часть речи.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

1

10/140

Изменение глаголов по числам.

1

11/141

Изменение глаголов по числам.

1

12/142

Глагол как часть речи.

1

13/143

Глагол как часть речи.

1

14/144

Словесное творчество.

1

Имя прилагательное (6ч)

15/145

Имя прилагательное.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.  

1

16/146

Роль имён прилагательных в речи.

1

17/147

Развитие речи. Сочинение-миниатюра «Весеннее утро».

1

18/148

Части речи (обобщение знаний).

1

19149

Части речи (обобщение знаний).

1

20/150

Словесные средства создания художественного образа.

1

Предлог (6ч)

21/151

Предлог.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

1

22/152

Раздельное написание предлогов со словами.

1

23/153

 Предлоги и приставки.

1

24/154

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

1

25/155

Контрольный диктант по теме «Части речи».

1

26/156

Работа над ошибками.

1

Предложение. Текст. (10ч)

27/157

Предложение.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

1

28/158

Главные члены предложения.

1

29/159

Связь слов в предложении.

1

30/160

Текст.

1

31/161

Типы текстов.

1

32/162

Записка. Письмо.

1

33/163

Приглашение.

1

34/164

Проверочная работа по теме «Предложение. Текст».

1

35/165

Работа над ошибками.

1

36/166

Обобщение знаний по теме «Предложение. Текст».

1

Повторение изученного за год (7ч) + 2 резерв

37/167

Повторение по теме «Звуки и буквы».

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

1

38/168

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

39/169

Повторение по теме «Состав слова».

1

40/170

Повторение по теме «Части речи».

1

41/171

Повторение по теме «Предложение. Текст».

1

42/172

Итоговый контрольный диктант.

1

43/173

Урок-путешествие «По океану речи».

1

44/174

Резервный урок.

1

45/175

Резервный урок.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...