2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сабирьянова Елена Филипповна

2 класс. Перспектива.Конспект и презентация урока по русскому языку  Твёрдые и мягкие согласные звуки,  их обозначения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа  «Перспектиа»

2 класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки,  их обозначения»

Цели: согласные звуки, их обозначение на письме, повторить правила переноса слов с мягким знаком; развивать речь детей при составлении рассказа по серии сюжетных рисунков.

Знания: закрепят  обозначение  на  письме  твёрдых  и  мягких  согласных  звуков;  закрепят  правила  переноса  слов  с  мягким  знаком  в  середине  слова:  познакомятся  с  новыми  словарными  словами.

 Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове.

Навыки: приобретут умения анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять в словах согласные звуки по твердости–мягкости.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: составлять  рассказ  по  сюжетным  картинкам,  используя  слова  с  Ь  знаком  в  середине.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Оборудование:  интерактивная доска,  смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

-  Прочитайте слова, вставьте, где необходимо, мягкий знак. Спишите.

Ал__бом, якор__, кисел __, голуб__, сосул__ка, капел__ка, шест__, шмел__.

(Двое учеников работают у доски: один выписывает слова с мягким знаком на конце слова, другой — в середине слова. Самопрговерка)

Альбом

якорь

Сосулька

Кисель

капелька

Голубь

шесть

шмель

III/ Самоопределение к деятельности

  • Послушайте сказку. Определите тему нашего урока.

Просьба Мягкого знака

  •  Мягкий знак дружит с разными буквами. В словах коньки, деньки, пеньки — с Я, в словах капельки, петельки, угольки — с JI. А вот с К поче- му-то нет.

К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами - JI и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово на строке не помещается. Что делать? Девочка разделила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!» А как по-другому?

  • У-гольки,  попросил Мягкий знак.
  • Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.
  • Тогда уголък-и, — снова просит Мягкий знак.
  • Так нельзя. Не по правилам.
  • Тогда  угол-ьки.
  • Что ты, что ты! Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось Мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

По В. Волиной

  • Сформулируйте правило переноса слов с мягким знаком. (Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую. При переносе нельзя отделять мягкий знак от предшествующей ему согласной буквы.)

Запись  переноса  слов  УГОЛКИ и УГОЛЬКИ.

- Какая  тема  нашего  урока?

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки. Правило переноса слов с мягким знаком».

- Чему  мы  будем  учиться  на  уроке?

  1. Работа по теме урока

- Прочитайте пословицы.

 Меньше  говори,  больше  делай.

 Кто  хочет  много  знать,  тому  мало  надо  спать.

 Не  на  пользу  читать,  коли  вершки  хватать.

Как вы понимаете их смысл?

  • Спишите пословицы. Слова  с  мягким  знаком  в  середине  разделите  для  переноса.
  • Сделайте вывод,  как правильно нужно переносить  слова  с  Ь  знаком  в  середине  слова. (Фронтальная проверка.)
  • Совенка интересует вопрос: почему при переносе слов мягкий знак не отделяется от буквы согласного звука, после которой он стоит?
  • - Кто  догадался? (Предположения детей.)
  • Что  вы  знаете  о  мягком  знаке?  (Ь не  обозначает  звука,  он  показывает  мягкость  согласного.)
  • Для чего он употреблен?
  • Если мы перенесем слово вот так: мал-ьчик, легко ли нам будет его прочитать?

2.  Прочитайте  слова.  Какую роль  в  них  выполняет  Ь знак?

Мальчик,  коньки,  Ольга,  письмо.  

Запишите  эти  слова,  разделите  их  чёрточками  для  переноса.

  • Составьте с данными словами два предложения.
  • Мальчик  катается  на  коньках.  Ольга  получила  письмо.
  • Слова с мягким знаком разделите для переноса. (Фронтальная проверка.)
  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

Развитие  речи.

  • Рассмотрите рисунки.
  • Кто на них изображен?
  • Что происходит? Где? Какой совет вы дадите детям?
  • Устно  составьте  рассказ  по  рисункам.
  • Сделаем  подписи к каждому рисунку. (На коньках. Беда. Больной в постели.)
  • Составьте рассказ, запишите два-три предложения. (Заслушивание рассказов детей. Самооценка с помощью

смайликов.)

- Кто самостоятельно справился с заданием?

  • Кому  было  трудно?
  1. Рефлексия
  • Послушайте текст. Я  буду  медленно  читать  предложения,  а  вы  выпишите слова с мягким знаком, разделите их для переноса.

Вот настали теплые деньки. С крыши свесились сосульки. С них звонкими маленькими капельками стекает вода. В канавках булькают ручейки, бегут навстречу весне.

  1. Подведение итогов урока

Как надо переносить слова с мягким знаком?

Домашнее задание

Найти загадку, слово-отгадка которой содержит парный мягкий согласный звук, обозначенный на письме при помощи мягкого знака. Записать в тетрадь загадку и отгадку.

Звуко-буквенный  анализ  слов

УГОЛЬКИ - __б., __зв., __слог., __, __гл., _сог.

 УГОЛКИ - __б., __зв., __слог., __, __гл., _сог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

Методическая разработка при изучении темы "Твёрдые и мягкие согласные звуки,их обозначение на письме" к УМК Л.Ф. Климановой и др. ("Перспектива") русский язык 2 класс

Сценарий урока по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме". Представлен тест, который можно использовать на заключительном уроке по изучению данной темы, карточки дл...

Урок русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" 2 класс УМК "Перспектива"

Тип урока: урок изучения нового материала.  Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Задачи: Образовательные: научить выполнять классификацию сло...

Конспект урока по теме "Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме 2 класс"

Конспект урокаУМК: ПерспективаУчебник, автор: Русский язык ч.1Л.Ф. Климанова Т.В. БабушкинаКласс: 2 ВТема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме»Тип урока:...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме» - 2 класс

Тип урока: Урок общеметодологической направленностиЦель урока: систематизация знаний детей о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуках; рассмотрение случаев обозначения мягкости...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Урок-игра. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме" - 2 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: Систематизация знаний обучающихся о звуках и буквах; формирование умений практически применять знания о звуках и буквах.Задачи урокаДидак...