Разработка открытого урока по русскому языку на тему "Однозначные и многозначные слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кузовова Светлана Вячеславна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Дата

1 октября 2014 г.

Предмет

Русский язык

Учитель

Кузовова Светлана Вячеславна

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс

2 «Б»

Тема

Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Задачи урока

  1. Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Оборудование

Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания.

Методы

  1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
    а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
    б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).

в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися пробле

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

 а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);

             г)социальные (демонстрация работы учащихся).

 3. Методы контроля и самоконтроля:

       рефлексия

Планируемые результаты

предметные

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

- упражнять детей в отработке действий работы со словарем;

- уметь различать слова разных тематических групп

- содействовать развитию умения составлять текст по рисункам  

метапредметные

Личностные УУД:

-формировать положительное  отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

 - формировать умения  работы в парах, в группах;

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать правильно  выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

  - формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

- Ровно встали, подтянулись.  Тихо сели. Настроились на работу.

 - Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

- Запишите в тетрадях число и вид работы.

Первое октября.

Классная работа.

Тихо сели.

 Открывают тетради и проговаривают стихотворение

записывают в тетрадях число и вид работы.

Первое октября.

                  Классная работа.

2

Актуализация знаний.

  1.Чистописание

2. Орфографическая минутка.

- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

  • Прибор для измерения времени.
  • Кислое травянистое растение
  • Хищная речная рыба.
  • Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
  • То же самое, что еда.

- Подчеркните орфограмму.

- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?

- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.

. 1. Чистописание

прописывают элементы букв Ча и Щу

2.

Часы

Щавель

Щука

Задача

Пища

- Подчеркивание орфограмм.

-ча-ща – пишем с буквой А

, чу-щу – пишем с буквой У

- составление предложения.

3

Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение Андрея Усачёва.  И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь – носуха,

У носухи нос до уха.

И огромный носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.

Но и свинка, и матрос

Вытирать должны свой нос!

- Как озаглавить это стихотворение?

- О каких носах говорится в стихотворении?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических  значений

«Разные носы», «Нос».

- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.

4

Открытие новых знаний

- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.

Упр. № 58, с. 47

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что изображено в верхнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?

- Почему, словом иглы названы все эти предметы?

- Что изображено в нижнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?

- Почему, словом шляпа названы все эти предметы?

 - Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

- Подчеркни главные члены в этом предложении

- Что такое однозначные и многозначные слова

Упр. № 58, с. 47

- Чтение про себя.

- 1 чел. читает

- рассмотреть рисунки и прочитать

- швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа

- на всех рисунках изображены иглы

- многозначным

- все они имеют схожую форму

- соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя

- на всех рисунках изображены шляпы

- многозначные

- все они имеют схожую форму

- 1 чел. у доски

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5

Первичное закрепление

 Работа в парах

Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)

- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.

Рассмотрите схему на интерактивной доске:

                                         Слова

Однозначные       Многозначные

- Какие бывают слова?

- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова

- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?

- однозначные и многозначные

- Однозначные слова имеют только одно значение

- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

2) Индивидуальная работа

 На интерактивной доске записаны слова.

Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:

Книга, ключ, шорты,  фломастер, язык, корень, дорога, рис.

- На какие 2 группы вы их разделили?

3) взаимопроверка

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на интерактивной доске

- индивидуальная работа в тетрадях

однозначные и многозначные

сверяют запись с интерактивной доской

7

Включение новых знаний в систему знаний

 Работа в парах, игра «Найди пару»

- Прочитайте многозначные слова. Докажите, что они многозначные, соединив линиями слова с рисунками.

Кисть, ручка, бабочка, петушок, серёжки, труба, карта

 Ребята выполняют работу на листочках за партами, а потом сверяют с интерактивной доской.

- Как называются все эти слова?

- Почему?

- Проверка, самооценка.

Нарисуйте в верхнем углу листа смайлик, сели все у вас получилось без ошибок, то смайлик будет улыбаться

Если вы все же допустили несколько ошибок, то смайлик будет грустным

многозначные

- Проверка с интерактивной доской, самооценка.

 Рисуют смайлики

8

Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу

Я хорошо выполнил свою работу на уроке  – используем зеленый цвет;

Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет

Я плохо работал на уроке –  используем красный цвет.

- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Я сегодня хочу похвалить ….. за аккуратность письма, быстрый ответ, внимательность, за активность на уроке и т.д.

- Но вот … нужно еще немного постараться и тогда все получится

Домашнее задание

- А сейчас давайте запишем домашнее задание, это упражнение 61 на странице 49. И посмотрим, что же там нам нужно будет сделать

- запись домашней работы в дневник

Разбираем домашнее задание

предмет

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

математика

литер.чтение

     

рус. язык


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 2 класс Школа России Тема «Однозначные и многозначные слова» Подготовила учитель начальных классов МБОУ Гимназии №1 г.Лаишево С.В.Кузовова

Слайд 2

Слова Однозначные Многозначные (Однозначные слова имеют только одно значение) (это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы)

Слайд 3

Раздели слова на 2 группы и запишите в два столбика Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.

Слайд 4

Проверьте себя однозначные многозначные книга шорты фломастер рис ключ язык корень дорога

Слайд 5

Проверьте себя Кисть ручка бабочка петушок серёжки труба карта

Слайд 6

Оцени свою работу Я хорошо выполнил свою работу на уроке - используем зеленый цвет; Я мог выполнить работу значительно лучше- используем желтый цвет; - Я плохо работал на уроке – используем красный цвет.

Слайд 7

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Разработка открытого урока по русскому языку 4 классе - тема «Синонимы, антонимы, омонимы .»

Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов -систематизации  знаний...

Методическая разработка открытый урок по русскому языку 2 класс " Правописание буквосочетаний с шипящими"

Формирование орфографических навыков написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Умение применять полученные знания в выполнени  практических упражнений. Формирование УУД, умение работать в парах, в...

разработка открытого урока по русскому языку 3 класс

План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема " Однородные члены предложения"...

Методическая разработка "открытого"урока по русскому языку в 3 классе "Упражнение в распознавании и правописании имён прилагательных"

laquo;Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»: развитие читательской компетентности, коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владени...