разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.

Урок развития речи (русский язык).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitikdemakova.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи (русский язык)

Тема урока: ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.

ЦЕЛИ УРОКА: формировать умение создавать свой текст-описание (предмета, явления природы, события), сочинять загадки, составлять два описания одного и того же предмета: один текст яркий (для друзей), другой – строгий.

Развивать умение составлять план текста, использовать образные выражения в текстах-описаниях.

Учить детей сравнивать тексты и выделять из них тексты-описания, редактировать тексты, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе, животному миру.

ОБОРУДОВАНИЕ: книги, фотографии,  детские рисунки, рисунок березки, набор слов и предложений, отрывки из произведений русских поэтов, пенал, текст из трех абзацев.

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ. (Проверка готовности к уроку.)

2.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1)Сообщение темы и цели урока.

-Чему мы будем учиться на уроке развития речи? (Ответы детей.)

2)Учитель: Не заботясь о погоде,

                    В сарафане белом ходит,

                     А в один из теплых дней

                     Май сережки дарит ей.

-Что это? О  чем я вам хотела сказать?

Дети:- Береза.

-Почему вы так решили? (Дети высказывают свое мнение.)

Можно сказать, что загадка – это текст-описание? Почему? (…есть описание предмета, сравнения «в белом сарафане ходит», «сережки носит»)

3)Учитель: - Какие слова помогают составлять тексты – описания? Что вы знаете о них? (сравнения, синонимы, антонимы, фразеологизмы…)

4) проверка домашнего задания.

 Составить текст-описание о любом предмете (игрушка, растение, животное и т.д.), явлении природы в форме загадки. По описанию ученики должны узнать то о чём говорится в тексте.

А) Валерия Т.Серенький комочек катит маленький клубочек,

                       На солнышке играет, молоко лакает. (Кот)

Б) Настя С.  Зверь мохнатый, косолапый.

                     Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь).

В) Егор К. Я скажу, ребята, прямо

                   И услышать буду рад,

                   Чем обмахивались дамы

                   Очень много лет назад? (Веер).

Г) Дима Т. Мой зверёк так хорош

                   Лучше в мире не найдешь.

                   Лапки, хвостик, усики,

                   Любит, есть он вкусненько.                

                    «Виска-с»- лучшая еда

                      Для любимого зверька. (Котенок).

Учитель: Молодцы, ребята!

А теперь угадайте моего зверя.

Учитель: Зверь вспыльчивый и подозрительный. (Варианты ответов)

Глаза у него маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Бывает: ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться. (Варианты ответов).

У него большой рог на носу.

Дети: Носорог. (Доказывают свой ответ).

5) Работа над словами и предложениями.

На доске: ПОЛЯНКЕ СТОИТ НА БЕРЁЗКА

- прочитайте и скажите, что это? (…слова)

-Можно из данных слов составить предложение? (можно) составьте.

Дети: на полянке стоит березка. Берёзка стоит на полянке. Стоит на полянке берёзка.

Учитель показывает фотографии березки, вывешивает рисунок березки.

-Дополните предложение словами, которые показывают красоту нашей березки.

На доске:  КУДРЯВАЯ  БЕЛОСТВОЛЬНАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ МОГУЧАЯ  ЗЕЛЕНАЯ  РАНЕНАЯ СОННАЯ

Дети выбирают слова и составляют новые предложения.

На полянке стоит кудрявая берёзка. Белоствольная берёзка стоит на поляне.

Стоит на поляне печальная берёзка. И т. д.

Учащиеся называют лишнее слово - могучая. (Могучим бывает дуб.)

Учитель:- Можно сказать, что вы  составили текст? Почему? (Ответы детей)

6) Повторение изученного о тексте.

- Текст-это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

-текст имеет тему.

- Его можно разбить на части.

- Определить главную мысль.

-Озаглавить часть текста - это будет план.

ФИЗМИНУТКА. Дети подходят к окну и наблюдают за берёзкой, стоящей перед школой.

--Составьте предложение о берёзке используя фразеологический оборот. (Ребята наблюдали из окна за красавицей – берёзкой, до которой было рукой подать)

7) Многие поэты и писатели в своих произведениях смогли передать любовь к русской берёзке.

На доске: БЕРЁЗА МОЯ ,БЕРЁЗОНЬКА,

БЕРЁЗА МОЯ, БЕЛАЯ,

БЕРЁЗА КУДРЯВАЯ!

(народная песня)

УЛЫБНУЛИСЬ СОННЫЕ БЕРЁЗКИ,

РАСТРЕПАЛИ ШЁЛКОВЫЕ КОСЫ.

ШЕЛЕСТЯТ ЗЕЛЁНЫЕ СЕРЁЖКИ

И ГОРЯТ СЕРЕБРЯНЫЕ РОСЫ.

Сергей Есенин

БЕЛАЯ БЕРЁЗА

ПОД МОИМ ОКНОМ

ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ, ТОЧНО СЕРЕБРОМ.

Сергей Есенин.

ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЁЗА

У МОЕГО ОКНА,

И ПРИХОТЬЮ МОРОЗА

РАЗУБРАНА ОНА.

 Афанасий Фет.

8) Задание детям: Составить текст - описание о берёзке. (Дома)

9)Работа со словарем. Упражнение №1.

Учитель: Ребята, попробуйте определить о каком предмете идёт речь.

-Его купили в магазине…

-Принесли в школу в портфеле…

-Это футляр, в котором хранятся ручки и карандаши.

Дети: Пенал.

Ученики составляют предложения со словом ПЕНАЛ  и записывают в тетрадь.

- Придумайте синоним слову  ПЕНАЛ (коробочка, футляр).

 Сведения из словаря.

Пенал – длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев.

Из истории.

Пенал - нерусское слово, пришло оно  к нам из латинского языка. Слово «перо» по - латински будет «пена». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. А название произошло  от слова «пена»- перо.

10) Упражнение №2.

- Составить два текста одного и того же предмета. Один текст - яркий,  другой - строгий (объявление о потере чего-нибудь).

Настя А. У моей бабушки в деревне петух. Зовут его Петя. Он очень красивый. На голове у него красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети похож на долото, на ногах шпоры. Перья на хвосте длинные, изогнутые как серп и разноцветные. Петушок всегда охраняет своих курочек и решительно их защищает. Мы очень любим нашего бойкого Петю.

Саша В.Сима - сиамский котёнок. Он умный и очень красивый. Светлоглазый, гладкошерстный котёнок почти весь белый. Мордочка, ушки, ножки и хвостик у него тёмно-коричневые. У Симы хорошая память. Он храбрый, сообразительный и доверяет своим друзьям.

Наша семья очень любит Симу.

Учитель: Сейчас вы мне  описали свои любимые предметы. Представим, что этот предмет пропал. Вам надо дать объявление в газету, на телевидение. Составьте более строгий текст.

Дима Г.Пропал белый, светлоглазый сиамский котёнок. Нашедшего, просим вернуть за вознаграждение /д.т.3-57-91/.

11) Работа с текстом на доске.

- Ребята, помогите мне составить строгий текст для объявления по данному тексту.

Ребята летом отдыхают в лагерях. Гусеницы обгрызают у деревьев листья. На поляне цветут белые ромашки и колокольчики.

Дети: Это не текст, так как здесь три предложения не связаны между собой по смыслу, хотя все эти события происходят летом.

ФИЗМИНУТКА. (стоя)

Учитель называет детям слова с орфограммой в корне, приставке и суффиксе. Дети сигнализируют руками орфограмму в слове: в корне - руки соединены над головой, в приставке - руки вперё1д, в суффиксе - руки соединить /\.

Слова: ветерок, подул, котик, берёзка, горочка, солнце, нарезал, подорожник.

Учитель: - А это текст?

  Однажды на рощу напали вредители. Лесные дружинники спасли лес. Мимо муравейника шел прохожий. Он расковырял его и ушёл. Трудно будет маленьким лесным жителям справиться с бедой.

  Тысячи вредителей леса уничтожают за лето муравьиная дружина. Охраняйте лесные высотные дома!

  В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при рубке леса. Они гибнут и от злых рук.

Дети: Это не текст, так как абзацы расположены неверно.\ Ребята восстанавливают правильный порядок абзацев\

- Озаглавим текст. \Муравьиная дружина. Лесные дружинники….\

-Назовите главную мысль текста. \Охраняйте лесные высотные дома!\

-Отредактируйте текст. \ В первом абзаце объединим два предложения в одно, чтобы не было повторов\

-Это текст-описание? \Нет, так как в тексте – описании нет событий, а в этом тексте говорится о разных событиях, как легче составить план.\

- Составим план к тексту.

1)Злые руки.

2)Трудно справиться с бедой.

3)Охраняйте лесные дома.

12)Упражнение №3.

- Прочитайте тексты. Какой из текстов – описание? Докажите.

  Идём. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работаем, свистит в снастях настоящий морской, солёный ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь – везде море. (По А.Некрасову)

  Сегодня на море тихо. Еле дует тёплый ветерок. Но он как будто не касается поверхности воды. Штиль. В такую погоду кажется, будто небо с морем меняются местами: то небо видит в море своё отражение, то море смотрит вверх и любуется собой.

Дети: Второй текст является описанием, потому что в нём картина, кажется, будто изображение замерло.

  Первый текст не является описанием, так как в нём изображено несколько картин.

 Учитель: О текстах, в которых рассказывается о нескольких событиях, мы узнаем на следующих уроках.

Обобщение и итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"

Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...

Технологическая карта урока русский язык. Тема: Типы текстов. Описание.

Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Текст-описание", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формирование условий для наблюдения за...

Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...