разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.
Урок развития речи (русский язык).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitikdemakova.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи (русский язык)
Тема урока: ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.
ЦЕЛИ УРОКА: формировать умение создавать свой текст-описание (предмета, явления природы, события), сочинять загадки, составлять два описания одного и того же предмета: один текст яркий (для друзей), другой – строгий.
Развивать умение составлять план текста, использовать образные выражения в текстах-описаниях.
Учить детей сравнивать тексты и выделять из них тексты-описания, редактировать тексты, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, животному миру.
ОБОРУДОВАНИЕ: книги, фотографии, детские рисунки, рисунок березки, набор слов и предложений, отрывки из произведений русских поэтов, пенал, текст из трех абзацев.
ХОД УРОКА.
1.ОРГМОМЕНТ. (Проверка готовности к уроку.)
2.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1)Сообщение темы и цели урока.
-Чему мы будем учиться на уроке развития речи? (Ответы детей.)
2)Учитель: Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
-Что это? О чем я вам хотела сказать?
Дети:- Береза.
-Почему вы так решили? (Дети высказывают свое мнение.)
Можно сказать, что загадка – это текст-описание? Почему? (…есть описание предмета, сравнения «в белом сарафане ходит», «сережки носит»)
3)Учитель: - Какие слова помогают составлять тексты – описания? Что вы знаете о них? (сравнения, синонимы, антонимы, фразеологизмы…)
4) проверка домашнего задания.
Составить текст-описание о любом предмете (игрушка, растение, животное и т.д.), явлении природы в форме загадки. По описанию ученики должны узнать то о чём говорится в тексте.
А) Валерия Т.Серенький комочек катит маленький клубочек,
На солнышке играет, молоко лакает. (Кот)
Б) Настя С. Зверь мохнатый, косолапый.
Он сосёт в берлоге лапу. (Медведь).
В) Егор К. Я скажу, ребята, прямо
И услышать буду рад,
Чем обмахивались дамы
Очень много лет назад? (Веер).
Г) Дима Т. Мой зверёк так хорош
Лучше в мире не найдешь.
Лапки, хвостик, усики,
Любит, есть он вкусненько.
«Виска-с»- лучшая еда
Для любимого зверька. (Котенок).
Учитель: Молодцы, ребята!
А теперь угадайте моего зверя.
Учитель: Зверь вспыльчивый и подозрительный. (Варианты ответов)
Глаза у него маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Бывает: ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться. (Варианты ответов).
У него большой рог на носу.
Дети: Носорог. (Доказывают свой ответ).
5) Работа над словами и предложениями.
На доске: ПОЛЯНКЕ СТОИТ НА БЕРЁЗКА
- прочитайте и скажите, что это? (…слова)
-Можно из данных слов составить предложение? (можно) составьте.
Дети: на полянке стоит березка. Берёзка стоит на полянке. Стоит на полянке берёзка.
Учитель показывает фотографии березки, вывешивает рисунок березки.
-Дополните предложение словами, которые показывают красоту нашей березки.
На доске: КУДРЯВАЯ БЕЛОСТВОЛЬНАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ МОГУЧАЯ ЗЕЛЕНАЯ РАНЕНАЯ СОННАЯ
Дети выбирают слова и составляют новые предложения.
На полянке стоит кудрявая берёзка. Белоствольная берёзка стоит на поляне.
Стоит на поляне печальная берёзка. И т. д.
Учащиеся называют лишнее слово - могучая. (Могучим бывает дуб.)
Учитель:- Можно сказать, что вы составили текст? Почему? (Ответы детей)
6) Повторение изученного о тексте.
- Текст-это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
-текст имеет тему.
- Его можно разбить на части.
- Определить главную мысль.
-Озаглавить часть текста - это будет план.
ФИЗМИНУТКА. Дети подходят к окну и наблюдают за берёзкой, стоящей перед школой.
--Составьте предложение о берёзке используя фразеологический оборот. (Ребята наблюдали из окна за красавицей – берёзкой, до которой было рукой подать)
7) Многие поэты и писатели в своих произведениях смогли передать любовь к русской берёзке.
На доске: БЕРЁЗА МОЯ ,БЕРЁЗОНЬКА,
БЕРЁЗА МОЯ, БЕЛАЯ,
БЕРЁЗА КУДРЯВАЯ!
(народная песня)
УЛЫБНУЛИСЬ СОННЫЕ БЕРЁЗКИ,
РАСТРЕПАЛИ ШЁЛКОВЫЕ КОСЫ.
ШЕЛЕСТЯТ ЗЕЛЁНЫЕ СЕРЁЖКИ
И ГОРЯТ СЕРЕБРЯНЫЕ РОСЫ.
Сергей Есенин
БЕЛАЯ БЕРЁЗА
ПОД МОИМ ОКНОМ
ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ, ТОЧНО СЕРЕБРОМ.
Сергей Есенин.
ПЕЧАЛЬНАЯ БЕРЁЗА
У МОЕГО ОКНА,
И ПРИХОТЬЮ МОРОЗА
РАЗУБРАНА ОНА.
Афанасий Фет.
8) Задание детям: Составить текст - описание о берёзке. (Дома)
9)Работа со словарем. Упражнение №1.
Учитель: Ребята, попробуйте определить о каком предмете идёт речь.
-Его купили в магазине…
-Принесли в школу в портфеле…
-Это футляр, в котором хранятся ручки и карандаши.
Дети: Пенал.
Ученики составляют предложения со словом ПЕНАЛ и записывают в тетрадь.
- Придумайте синоним слову ПЕНАЛ (коробочка, футляр).
Сведения из словаря.
Пенал – длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев.
Из истории.
Пенал - нерусское слово, пришло оно к нам из латинского языка. Слово «перо» по - латински будет «пена». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. А название произошло от слова «пена»- перо.
10) Упражнение №2.
- Составить два текста одного и того же предмета. Один текст - яркий, другой - строгий (объявление о потере чего-нибудь).
Настя А. У моей бабушки в деревне петух. Зовут его Петя. Он очень красивый. На голове у него красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети похож на долото, на ногах шпоры. Перья на хвосте длинные, изогнутые как серп и разноцветные. Петушок всегда охраняет своих курочек и решительно их защищает. Мы очень любим нашего бойкого Петю.
Саша В.Сима - сиамский котёнок. Он умный и очень красивый. Светлоглазый, гладкошерстный котёнок почти весь белый. Мордочка, ушки, ножки и хвостик у него тёмно-коричневые. У Симы хорошая память. Он храбрый, сообразительный и доверяет своим друзьям.
Наша семья очень любит Симу.
Учитель: Сейчас вы мне описали свои любимые предметы. Представим, что этот предмет пропал. Вам надо дать объявление в газету, на телевидение. Составьте более строгий текст.
Дима Г.Пропал белый, светлоглазый сиамский котёнок. Нашедшего, просим вернуть за вознаграждение /д.т.3-57-91/.
11) Работа с текстом на доске.
- Ребята, помогите мне составить строгий текст для объявления по данному тексту.
Ребята летом отдыхают в лагерях. Гусеницы обгрызают у деревьев листья. На поляне цветут белые ромашки и колокольчики. |
Дети: Это не текст, так как здесь три предложения не связаны между собой по смыслу, хотя все эти события происходят летом.
ФИЗМИНУТКА. (стоя)
Учитель называет детям слова с орфограммой в корне, приставке и суффиксе. Дети сигнализируют руками орфограмму в слове: в корне - руки соединены над головой, в приставке - руки вперё1д, в суффиксе - руки соединить /\.
Слова: ветерок, подул, котик, берёзка, горочка, солнце, нарезал, подорожник.
Учитель: - А это текст?
Однажды на рощу напали вредители. Лесные дружинники спасли лес. Мимо муравейника шел прохожий. Он расковырял его и ушёл. Трудно будет маленьким лесным жителям справиться с бедой.
Тысячи вредителей леса уничтожают за лето муравьиная дружина. Охраняйте лесные высотные дома!
В наших лесах стало мало муравейников. Гибнут они при рубке леса. Они гибнут и от злых рук.
Дети: Это не текст, так как абзацы расположены неверно.\ Ребята восстанавливают правильный порядок абзацев\
- Озаглавим текст. \Муравьиная дружина. Лесные дружинники….\
-Назовите главную мысль текста. \Охраняйте лесные высотные дома!\
-Отредактируйте текст. \ В первом абзаце объединим два предложения в одно, чтобы не было повторов\
-Это текст-описание? \Нет, так как в тексте – описании нет событий, а в этом тексте говорится о разных событиях, как легче составить план.\
- Составим план к тексту.
1)Злые руки.
2)Трудно справиться с бедой.
3)Охраняйте лесные дома.
12)Упражнение №3.
- Прочитайте тексты. Какой из текстов – описание? Докажите.
Идём. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работаем, свистит в снастях настоящий морской, солёный ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь – везде море. (По А.Некрасову)
Сегодня на море тихо. Еле дует тёплый ветерок. Но он как будто не касается поверхности воды. Штиль. В такую погоду кажется, будто небо с морем меняются местами: то небо видит в море своё отражение, то море смотрит вверх и любуется собой.
Дети: Второй текст является описанием, потому что в нём картина, кажется, будто изображение замерло.
Первый текст не является описанием, так как в нём изображено несколько картин.
Учитель: О текстах, в которых рассказывается о нескольких событиях, мы узнаем на следующих уроках.
Обобщение и итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".
Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....
Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"
Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа» ...
Технологическая карта урока русский язык. Тема: Типы текстов. Описание.
Формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Текст-описание", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формирование условий для наблюдения за...
Конспект урока русского языка Тема: Составление текста описания по картине Ф. П Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» ( 2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины; развитие умения писать связный текст.Планируемые рез...
Конспект открытого урока по русскому языку: «Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании»
Конспект урока по русскому языку...