Конспект урока по русскому языку на тему "Текст-описание и текст-повествование"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чурикова Наталья Юрьевна
Класс: 3 Программа: «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Текст-описание и текст-повествование

Класс: 3

Программа: «Перспективная начальная школа»

Цели:

- знакомить детей с разными типами текстов: с описанием и повествованием;

- рассмотреть особенности построения этих типов текстов с точки зрения наличия в них слов-названий признаков и слов-названий действий;

- развивать орфографическую зоркость и речь детей.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Определение темы и целей урока

Прочитайте предложения на листочках.

1) На деревьях набухли почки.

2) Вы любите весну?

3) Обязательно побывайте в весеннем лесу.

Давайте вспомним и определим, какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные и побудительные)

С какой целью пишутся повествовательные предложения? Побудительные? Вопросительные?

Так же как и предложения, разными по цели высказывания могут быть и тексты.

Кстати, что мы называем текстом?

Я сейчас прочитаю два текста, вы послушайте и скажите, одинаковые ли эти тексты по цели высказывания?

1) За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только ее и видели.

2) Лиса – это небольшой хищный зверь. Вся она рыжая, только кончик хвоста у нее белый. На лапах у лисы острые когти. Мордочка - острая, ушки маленькие. Зубки у лисицы беленькие и очень острые.

С какой целью был написан первый текст? Как можно назвать такой текст?

С какой целью был написан второй текст? Как можно назвать такой текст?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Откройте страницу 74-ю и прочитайте тему урока.

Что узнаем нового?

Что повторим?

Что будем делать на уроке?

III. Изучение новой темы

Упражнение 45-е. Прочитайте первый текст, затем прочитайте второй текст.

- Какой из двух текстов дает представление о том, как выглядит кот? А какой текст рассказывает о том, как ведет себя кот: что и как он делает?

- Можно ли сказать, что эти два текста разные по цели? Что хотел сказать нам автор первого текста?

- Текст, в котором дается описание предмета, человека: его внешний вид, характер называется текст-описание.

Что хотел сказать нам автор второго текста?

- Такой текст, в котором рассказывается о каком-то событии, называется текст-повествование. (Запись на доске)

Физкультминутка

- В каком из двух текстов про кота чаще встречаются слова-названия признаков? Прочитайте их (отличный, черный, пушистая, блестящая, белые, загнутые, белые, цвета морской волны, независимое, гордое).

- В каком тексте больше слов-названий действий? Прочитайте их (запотело, считать, выдумал, поднялся, протирать, протер, стало яснее, уселся, принялся, водить)

- Давайте сделаем вывод. В тексте описании чаще встречаются слова-названия признаков, в тексте-повествовании слова-названия действий. (Запись на доске)

IV. Закрепление изученного и работа по теме урока

- Давайте вернемся к текстам, которые я читала. Определите типы текстов.

- Откройте тетрадь для самостоятельной работы с.80 №99

Прочитайте текст. Подчеркни в тексте все слова-действия, которые рассказывают, что делала Розка и что делали дети.

(Ушла, пришли, взяли, снесли, пришла, нашла, выла, нашла, выла, сняли, дали, понесла)

- По этому набору слов можно представить, кто что делал и в какой последовательности? Можно ли из текста узнать, как выглядит собака Розка?

Такой текст называется…(повествованием)

С.81 №100

- Прочитайте текст. Этот текст дает представление о внешности собаки? Подчеркни слова, которые дают описание Мультона волнистой линией (легавую, высокая, худая, крапчатая, длинными, отвислыми). Слова, которые описывают его характер – двумя волнистыми (сильная, умная)

- Подчеркнутые слова – это слова-названия признаков или слова-названия действий? Такой текст называется…описанием

V. Итог урока

Обратимся к нашим целям урока. Сделаем вывод.

 Что узнали нового?

Что повторили?

Что делали на уроке?

Как можно отличить текст-описание от текста-повествования?

VI. Домашнее задание

Т(2) с.84 №101 или письменно составить текст-повествование и текст-описание

План-конспект

открытого урока по русскому языку

(развитие речи)

Тема: Текст-описание и

текст-повествование

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                  Чурикова Н.Ю.,

                                                                                          Дата проведения:___________

                                                                               2009-2010 учебный год

                                                              Класс: 2 «а»