Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Евдокимова Юлия Владимировна

Раздел: Звуки и буквы

Тема: Чем отличаются звуки и буквы?

Цель: Учиться различать звуки и буквы.

Оборудование и учебные пособия:

Учебник Русский язык 1 класс А.П. Канакина, В.Г. Горецкий Карточки для групповой работы

Электронный учебник Русский язык 1 класс А.П. Канакина, В.Г. Горецкий

ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: Карточка для распределения понятий : видим, слышим, читаем, произносим, пишем

ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ: Бегемот раскладывает под картинки слова, написанные транскрипцией

Рабочая тетрадь Учусь создавать проект 1 класс  Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 б классе 25.03.15

Учитель Евдокимова Юлия Владимировна МОУ СОШ №4

Авторы программы:  В.П.  Канакина, В.Г.  Горецкий

Раздел: Звуки и буквы

Тема: Чем отличаются звуки и буквы?

Цель: Учиться различать звуки и буквы.

Оборудование и учебные пособия:

Учебник Русский язык 1 класс А.П. Канакина, В.Г. Горецкий Карточки для групповой работы

Электронный учебник Русский язык 1 класс А.П. Канакина, В.Г. Горецкий

ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ: Карточка для распределения понятий : видим, слышим, читаем, произносим, пишем

ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ: Бегемот раскладывает под картинки слова, написанные транскрипцией

Рабочая тетрадь Учусь создавать проект 1 класс  Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова

Ход урока:

Слайд 1 (титульный)

- Здравствуйте. Начинаем урок русского языка.

Слайд 2 (картинки собаки и кота, слова Мяу Гав с транскрипцией)

- Ребята! Что вы видите на слайде-картинке?

- О чем будет урок?

- Попробуйте сформулировать ТЕМУ нашего раздела (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке):

- Звуки и буквы тема раздела, который мы сегодня начинаем изучать.

- Какие ЦЕЛИ стоят перед нами? Выскажите свои ГИПОТЕЗЫ (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Вместе откроем учебник на стр. 45, узнаем ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬСЯ на последующих уроках. (дети читают учебник на стр. 45 внизу).

- Над решением какой ПРОБЛЕМЫ мы будем работать сегодня? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Что такое ПРОБЛЕМА? (трудновыполнимое задание)

- Откуда вам знакомы эти НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно. Изучая на кружке «КАК СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ» во внеурочное время новую информацию вы можете применять эти знания и на других уроках.

- Чтобы изучать НОВОЕ ЗНАНИЕ надо выяснить, ЧТО НАМ УЖЕ ИЗВЕСТНО, И УЧИТЬСЯ применить новые знания ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ И ВЫХОДА ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.

- Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на лист с заданием, который лежит на вашей парте. СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАНИЕ, которое можно выполнить с этим набором слов и картинок (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно. Нужно распределить слова в 2 группы и попробовать каждую группу слов озаглавить. КТО ПОНЯЛ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?  Попробуйте выполнить это задание. Работаем в парах.

- Можно ли считать данное задание ПРОБЛЕМОЙ? ПОЧЕМУ?

- Кому было ЛЕГКО выполнить это задание,  поднимите руки. Кому трудно? ПОЧЕМУ возникли трудности в выполнении? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно, потому что это НОВЫЕ знания и задания, такие мы еще не делали.

- А что необходимо сделать в самом начале любого сложного дела? (составить план работы)

- Давайте вместе попробуем составить ПЛАН наших действий, чтобы было легче работать.

1. Прочитать слова;

2. Подумать, как можно их разделить на 2 группы;

3. Распределить (соединить с прямоугольниками влево и вправо);

4. Озаглавить эти группы и в прямоугольниках вписать нужные понятия.

ПРОВЕРКА
САМООЦЕНКА

РЕФЛЕКСИЯ на этом этапе: если сложно найти решение этой задачи на данном этапе, можно ОТЛОЖИТЬ ПРОБЛЕМУ и ПОПРОБОВАТЬ позже, получив новые знания.

- Какая речь, по вашему  мнению, важнее, больше нужна? Устная или письменная? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно, важны оба вида речи.

- Когда вы были маленькими, каким видом речи вы пользовались сначала? (устной, как и все люди).

- А ЧЕЛОВЕЧЕСТВО каким видом речи овладело сначала – устной или письменной? Что вы еще знаете из ИСТОРИИ? (люди передавали информацию рисунками, иероглифами – упрощенными рисунками)

- Кто создал письменность? (Первосвятители словенские Кирилл и Мефодий).

Слайд 3. (Первосвятители словенские Кирилл и Мефодий).

- И вы, повзрослев,  выучили буквы, сначала их рисовали, составляли из палочек и т.д. Печатали на бумаге и в компьютере, а в школе научились писать в прописи на уроках Письма ПРОПИСНЫЕ И ЗАГЛАВНЫЕ письменные буквы.

- СФОРМУЛИРУЙТЕ понятия, что такое Устная и Письменная РЕЧЬ?

- Давайте составим МОДЕЛЬ, (на доске выстраивается опорная схема Р – У – З, Р – П – Б расшифруем так: Речь Устная Состоит из Звуков, а Речь Письменная Состоит из Букв).

- Что вы знаете о звуках? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно, звуки издают животные, есть звуки в окружающем нас мире, а человека отличают звуки РЕЧИ. Их мы произносим  и слышим.

- Зачем нужны буквы? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Всегда ли устная и письменная речь совпадают? (нет, иногда мы говорим не так, как пишем, а как нам УДОБНО, и пишем не так, как говорим, А ПО ПРАВИЛАМ, и это называем ОРФОГРАММОЙ).

- - Давайте составим МОДЕЛЬ, (на доске выстраивается опорная схема У=П устная речь равна, такая же как письменная,  и У «не равна» П устная речь НЕ равна, НЕ такая, как письменная)

- Сколько букв  в русской АЗБУКЕ? Эти знания Цифр вам знакомы из какого учебного предмета? (математики)

- Все знания взаимосвязаны, ИНФОРМАЦИЮ, которую изучили на одном предмете или уроке, обязательно пригодится на других занятиях.

-Как раньше люди передавали и хранили ИНФОРМАЦИЮ? (передавали из уст в уста, писали на бересте, глиняных дощечках и т.д.)

- А сейчас? (роль компьютера и современных информационных средств и технологий)

- Откуда вам знакомы эти НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ и СПОСОБАХ ЕЁ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ? (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

- Правильно. Изучая на кружке «ИНФОРМАТИКА» во внеурочное время новые знания вы можете применять эти знания на нашем уроке.

Слайд 4.

- В какой стране мы живем? (ТЕМА из предметов обществознание и окружающий мир)

- Какой ЯЗЫК в России ГОСУДАРСТВЕННЫЙ?

- И наш предмет РУССКИЙ ЯЗЫК, и ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК помогают нам изучать и усваивать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

ФИЗМИНУТКА общий танец

СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ из ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ТЕМА  №7 ЗВУКИ И БУКВЫ.

- Как обозначаются звуки речи? (транскрипция)

- СФОРМУЛИРУЙТЕ следующее ЗАДАНИЕ, которое можно выполнить с набором слов и картинок (выслушиваю варианты детей, подвожу к правильной формулировке).

ИГРА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ из ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА Бегемот подписывает фото (транскрипция - картинка). Дети получают на группу из 4-х человек 1 задание. 2 человека проходят к компьютеру и выполняют на нём эту часть работы.

- Чем отличаются ЗВУКИ транскрипции и Буквы?

- ВЕРНЕМСЯ К НАШЕЙ отложенной проблеме. Кто ТЕПЕРЬ догадался, КАКИЕ понятия можно вписать в прямоугольники и как распределить слова?

- Давайте вместе подумаем, а как изобразить то, что нам необходимо для Устной и Письменной речи и нарисуем это в виде знаковых символов. 2 пары выходят к доске, остальные в парах работают на местах.

- Проверим и оценим вашу работу.

1 пара - Для того, чтобы ПРОИЗНЕСТИ звуки нарисовали нашему смайлику рот, язык, губы, зубы, голосовой аппарат. А уши – чтобы СЛЫШАТЬ звуки и устную человеческую речь.

2 пара - Для того, чтобы НАПИСАТЬ буквы нашему смайлику нарисовали ручку или карандаш, а глаза – чтобы ВИДЕТЬ И ЧИТАТЬ письменную речь – буквы.

Вывод: Звуки мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ. Буквы ПИШЕМ и ВИДИМ.

- НАМ ПРИГОДИЛИСЬ НОВЫЕ знания, полученные на уроке сегодня. И мы ВМЕСТЕ смогли решить проблемное сложное задание – составили схему отличия звуков и букв.



Предварительный просмотр:

видим

слышим

читаем

произносим

пишем


У=П


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 1 класс Авторы программы В.П. Канакина , В.Г. Горецкий Учитель Евдокимова Юлия Владимировна МОУ СОШ №4

Слайд 4

РО С СИ Я Россия - крупнейшее по площади государство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...