Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евдокимова Юлия Владимировна

Урок русского языка в 4 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 «Б» классе Учитель Евдокимова Юлия Владимировна

Слайд 6

Молодой царь хорошо понимал, что для решения этих задач России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», - вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Слайд 7

Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудил-ся плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела . Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

Слайд 8

Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Пётр освоил около 14 специальностей , мог своими руками построить корабль.

Слайд 9

Возникли школы , училища , гимназии и Академия наук . Реформы Петра I

Слайд 10

Появились первые газеты , первый постоянный театр , значительно расширился выпуск книг , в том числе учебников. Была открыта первая публичная библиотека и первый музей . Реформы Петра I

Слайд 11

Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.

Слайд 12

В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

Слайд 13

Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённых им приборов. Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

Слайд 14

Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет , который по праву носит имя Ломоносова.

Слайд 15

В.И. Даль "ГЛАГОЛ - слово, речь, мысль… Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке." Толковый словарь живого великорусского языка.

Слайд 16

Проект Схемы-помощницы для определения частей речи

Слайд 17

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Слайд 18

Чувственное познание

Слайд 19

Информация для человека – это знания , которые он получает из различных источников.

Слайд 20

МЫШЛЕНИЕ – сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление , отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. Иероглиф «Мысль»

Слайд 22

Дядюшка Глагол

Слайд 24

В понедельник я стирала Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач Весь четверг искала мяч. Чашки в пятницу помыла А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. , , ,

Слайд 25

Кот жмурится. Могу не злиться. Оно греется. Сын улыбается. Дом строится. Мы не будем ссориться. ться тся ? ? ? ? ? ?



Предварительный просмотр:

       Внимание!

     Из предложенных тестов вам можно выбрать по 2 вопроса остальным группам, чтобы проверить, как они усвоили рассказанный вами материал!


             Ребята!

     Эти материалы вы можете использовать в своей работе.



Предварительный просмотр:

          Инструкция для работы

               в творческой группе

  1. Внимательно прочитайте текст
  2. Распределите роли
  3. Определите текст для каждого участника спектакля
  4. Прочитайте по ролям
  5. Постарайтесь выучить свои слова наизусть
  6. Инсценируйте сказку
  7. Подберите костюмы и декорации персонажам в соответствии с текстом (можно дополнить самостоятельно изготовленными деталями)
  8. Приготовьтесь выступать перед зрителями

             Успехов в инсценировке!


 Инструкция для работы в группе

  1. Определите, кто будет главным в вашей группе
  2. Вспомните всё, что вы знаете о части речи и запишите
  3. Распределите работу между всеми участниками группы
  4. После выполнения работы вместе проверьте правильность
  5. Приготовьтесь к демонстрации вашего проекта

               Успехов в работе!


Инструкция для работы в группе

Части речи предлог, союз, частица

  1. Определите, кто будет главным в вашей группе
  2. Вспомните всё, что вы знаете о части речи и запишите
  3. Подумайте, как можно нарисовать ваши части речи
  4. Определите, кто из вашей группы сможет нарисовать их. Приготовьтесь объяснить, почему именно эти образы выбраны
  5. Распределите работу между всеми участниками группы
  6. После выполнения работы вместе проверьте правильность
  7. Приготовьтесь к демонстрации вашего проекта

               Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ                    ЧАСТИ    РЕЧИ

          СЛУЖЕБНЫЕ

        ЧАСТИ      РЕЧИ

       ЧАСТИ      РЕЧИ



Предварительный просмотр:

Проектная задача по русскому языку 4 класс 13.03.14

Учитель Евдокимова Юлия Владимировна

Название проектной задачи

Иллюстрированное пособие «Схемы – помощницы для определения частей речи»

Предмет

Русский язык

Класс

4 «б»

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

2. Более глубокое освоение учащимися способов нахождения частей речи

3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем

4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык

Четвероклассники освоили принципы деления слов на группы, знают и определяют постоянные и изменяемые признаки

Общеучебные умения

• работа в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

• работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу);

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

• усвоения   предметного   материала   и возможностей применять его в нестандартных условиях;

• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;

• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — схему для учащихся младших классов

Способ и формат оценивания      результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

• владение   необходимым   предметным материалом,  правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• Оценивание   взаимодействия   учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе

Замысел проектной задачи.

Детям предлагается изготовить для младших школьников пособия – схемы, которые помогут малышам запоминать и находить части речи. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на 5 групп (по 1 из частей речи). Каждая из групп получает техническое задание:

  1. распределить задания внутри группы;
  2. рассмотреть материалы и определить, какие из них подойдут для данной части речи;
  3. составить рассказ по схеме о части речи;
  4. проиллюстрировать конкретными примерами; придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик усвоил именно эту часть речи.

Результат, который должны получить дети: иллюстрированное пособие – схемы (на листах А 4), в котором будут чётко, наглядно, доступно изложены все, что им известно про части речи.

Описание проектной задачи.

  1. Мотивирование учащихся на проектную деятельность.

- Дорогие ребята, сегодня нам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 2 класса. Они, так же как и мы с вами, в 3 классе будут изучать части речи. Вы, наверно, заметили, что в нашем учебнике правила очень громоздкие,  неудобные для запоминания, поэтому им очень помогут те схемы, которые мы сегодня изготовим для них. Но сначала, я должна убедиться, что вы сами хорошо разбираетесь в изученном материале по теме «Части речи»

1 слайд презентации.

  1. Повторение изученного материала

Повторение идёт с помощью следующего алгоритма-плана (составляется вместе с детьми):

  1. Название части речи, самостоятельная или служебная;
  2. Что обозначает;
  3. На какие вопросы отвечает;
  4. Признаки;
  5. Привести наглядные примеры.

Задание №1. 2 слайд презентации.

Учащиеся делают работу самостоятельно, а затем сравнивают выполненное задание с образцом на доске. Знайка помогает увидеть правильный ответ. Затем дети делают вывод, что существительное .. Затем по описанному ранее алгоритму дают характеристику этой части речи, приводят свои примеры.

3 слайд презентации.

4 слайд презентации.

5 слайд презентации.

Задание № 2.

Детям предлагается др. упражнение,

6 слайд презентации.

И опять, по описанному ранее алгоритму учащиеся дают характеристику … , приводят свои примеры. Здесь же вспоминают понятие …

7 слайд презентации.

Задание № 3.

Это задание развивает речь детей, их творческие способности, поскольку в нём даются словосочетания … + … и с их помощью нужно составить небольшой текст на тему «…». По окончании задания, всех, кто справился с заданием благополучно, ждут аплодисменты.

8 слайд презентации.

  1. Самостоятельная проектная деятельность учащихся.

9 слайд презентации.

На данном этапе урока учащиеся делятся на группы (заранее оговорен их состав) и внутри групп распределяют всю предстоящую работу по 4 направлениям.

Аналитики. Намечают систему построения вспомогательной схемы.

Экспериментаторы. Работают с полученным материалом, выдвигают интересные идеи, как можно ярко и образно представить части речи.

Иллюстраторы. Отбирают из предложенного материалы наиболее понравившиеся идеи и предлагают различные эскизы схем.

Исследователи. Берут на себя иллюстрирование схемы примерами.

Подгруппы могут быть мобильными, помогать друг другу.

После распределения ролей в группе, дети работают самостоятельно. Учитель может помочь советом, если к нему обратятся, как к эксперту, но ограничивает детей во времени: не более 15 минут.

10 слайд презентации.

Учащиеся выполняют работу и представляют результаты. Каждая группа защищает свой проект, поясняя всем остальным, почему они пошли именно по этому пути, отвечают на вопросы, выслушивают критические замечания. Все схемы дополняются, исправляются (если надо) и уже на уроке ИЗО вся группа художественно рисует получившиеся схемы.

11  слайд презентации.



Предварительный просмотр:

     В далёкие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились, не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражали веселье и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать и веселиться, и наконец придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, три таза ударила им о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители - имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!

     Злая Колдунья отложила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:

- Ну вот, теперь они рассорятся. Придёт конец их счастью и радости!

     И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Они страдали.     Так продолжалось до тех пор, пока жители не догадались, что они забыли имена своих детей, близких, названия всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена? Как узнать названия предметов и вещей?

     Но вот однажды в это царство попал добрый Мудрец с длинной бородой. Люди бросились ему навстречу и поведав о своем горе, попросили вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.

- Хорошо! Я помогу вернуть вам имена, но только это будет не сразу! – пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова, вместо названий и имён, которые отобрала Злая Колдунья. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимая друг друга. Например, о себе вы скажете Я, если вас много – МЫ. Обращаться к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям – ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите ОН, ОНА, ОНО, а если их много – ОНИ. А пока – прощайте! Я иду к Колдунье за вашими именами!

     Мудрец долго искал пещеру Лютой Ведьмы и наконец добрался до её жилища.

- Отдавай, Колдунья, имена жителям царства-государства!- крикнул Мудрец.

- Отдам! Если угадаешь мои загадки! – хриплым голосом прошипела Злая Колдунья.

- ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОПРОБУЕМ ИЗ РАЗГАДАТЬ! – сказали вместе Мудрец и Колдунья. (Загадывают по очереди, спрашивают детей, поднявших руку)

1. Каким гребнем головы не расчешешь?

2. Какое небесное тело имеет 2 названия: одно – мужского рода, а другое – женского рода?

3. Как правильно сказать:

У рыбОВ не зубОВ.

У рыбЕЙ нет зубЕЙ?

У рыб нет зуб?

- Вы правильно разгадали загадки! Придётся и мне отдать жителям их имена! -  грустно сказала Колдунья.

И вернула жителям украденные слова-названия.

     Всё встало на свои места у жителей доброго царства. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними жаль было расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употребить в речи.

     Так как эти слова были даны вместо имён и названий, то их так и назвали…

- Как назвали эти слова? вместоимения», «вместо имени»)

- А затем буква в затерялась, и слова стали называться … (местоимениями)



Предварительный просмотр:

МЕЛ

МЕСТО

ОНО

ВКУСНО

СЕЛ

ПЕТЬ

СМЕЛЫЙ

ПЕРЕД

ОН           А

ОНА     НЕ

БУЛЬОН

ВМЕСТЕ

ВМЕСТИТЬ

МЕСТНЫЙ

ПЯТЬ        И

ПЕВЧИЙ

У    НО    НА

ДЕСЯТЬ

ПЕЧЬ

ПОПУГАЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...