Рабочая программа по русскому языку для 3 кл.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Косолапова Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yazyk_3_kl.docx41.55 КБ
Microsoft Office document icon p_z_russkiy_yazyk.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
(4  ч в неделю, всего  136 часов)

п/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Виды самостоятельной работы

Дата

П

Ф

Повторение . 9 часов

1.

Слова, отвечающие  на вопросы кто? что?

1

Находить нужные слова, отвечающие на вопросы кто? что? в алфавитном словарике.и расставлять их.       Находить слова, отвечающие на вопросы что делает? что сделал? Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.                                               Различать приставки и предлоги; слитное написание приставок в отличие от написания предлогов; слитное произношение предлогов со словами с соблюдением правильного ударения в словах.

2.

Сочинение «Как я провёл лето».

1

Развитие речи.

3.

Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы что делает? Что сделал?

1

4.

Текст.

1

5.

Словарный диктант.

Правописание предлогов и приставок.

1

Проверочная

 работа

6.

Сочинение « Моя семья».

1

Развитие речи.

7.

Работа над ошибками. Диалог.  Тест.

1

Тест на 10 минут

8.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

9.

Работа над ошибками

1

Звуки и буквы. 21 час.

10, 11.

Ударные безударные гласные.

2

Воспроизвести знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова,  находить безударную гласную в корне.   Совершенствовать умения учащихся писать слова с разделительным мягким знаком и другими орфограммами.

 

Объяснять правописание:

слов с непроизносимыми согласными (солнце, праздник);

гласных после шипящих ж, ш, Щ, ч и ц;

слов с разделительными ь и ъ знаками.

12.

Словарный диктант.

Словарные слова.

1

Проверочная

 работа

13.

Парные звонкие и глухие согласные.

1

14.

Звонкие и глухие  на конце слова.

1

15.

Непроизносимые согласные.    Тест.

1

Тест на 10 минут

16.

Изложение

1

Развитие речи

17.

Работа над ошибками.. Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука.

1

18.

Перенос слова с мягким знаком.

1

19.

Разделительный мягкий знак.

1

Различать звуки и буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Классифицировать звуки по признакам: гласные, согласные, твёрдые (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие).

Определять количество звуков и букв в слове, называть их и говорить, какими буквами на письме обозначаются звуки.

Проверять безударные гласные путём изменения слова (гора—горы) и с помощью родственных слов (гора, горка, горный). 

Узнавать согласные звуки, различающиеся по месту и способу образования: глухости—звонкости, мягкости-твёрдости.

20

Контрольное списывание.

1

21,22.

Работа над ошибками . Мягкий знак после шипящих.

2

23.

Сочетания чк, чн.

1

24

Сочинение.

1

Развитие речи

25, 26.

Разделительный твёрдый знак.

Работа над ошибками

2

27.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

28.

Работа над ошибками.

1

29.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

30.

Работа над ошибками.

1

Состав слова. 14 часов

31.

Корень

1

      Распознавать формы одного слова, формировать представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении.

   Формировать представление учащихся о приставке как значимой части слова, ознакомить с некоторыми приставками, их написанием.

   Формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, ознакомить со значением некоторых суффиксов.

    Дать представление учащихся об основе слова,  развивать умение нахождения основы в словах.

32.

Окончание.

1

33.

Словарный диктант.

Приставка.

1

Проверочная

 работа

34.

Приставки в- ,над -, об-,от-, под-, с-.

1

35.

Приставки до-, за-, на-, по-, про-, пере-,со-.

1

36,37

Суффикс.

2

38.

Закрепление изученного материала.

1

39.

 Основа слова.

1

40.

Словарный диктант.

Сложные слова.

1

Проверочная

 работа

41.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

42.

Работа над ошибками.

1

43.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

44.

Работа над ошибками.

1

Предложение. 20 часов.

45.

Простое предложение.

Что такое предложение?

1

  Повторение изученного материала по теме «Предложение».

  Определять виды текста. Отличать предложение от группы слов. Находить границы предложения.

 Находить главные члены предложения.    Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Оформлять свои мысли на письме.

Научится различать предложения. Дать учащимся общее представление о простом и сложном предложении, учить различать простое и сложное предложение.

   Составлять предложения с однородными главными и второстепенными членами предложения, читать их с правильной интонацией, ставить запятую при перечислении.

Объяснять связь однородных членов в предложении при помощи интонации перечисления, союзов.

Употреблять элементарные орфографические и пунктуационные знаки: заглавная буква в начале предложения, перенос слова по слогам на другую строку, точка в конце повествовательного предложения.

 Употреблять в соответствии с интонацией предложения вопросительный и восклицательный знаки.

46,47.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

2

48.

 Главные члены предложения.

1

49.

Основа предложения.

1

50, 51.

Второстепенные члены предложения.

2

52.

Закрепление изученного материала.

1

53.

Изложение.

1

Развитие речи

54,55.

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

56.

Словарный диктант.

Однородные члены предложения.

1

Проверочная

 работа

57.

Сложные предложения.

1

58.

Сочинение по наблюдениям

 « Морозный день»

1

Развитие речи

59,60.

Работа над ошибками. Соединение частей сложного предложения.

2

61.

Контрольный урок.

Контроль знаний

62.

Работа над ошибками.

1

63.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

64.

Работа над ошибками.

1

Текст. 8 часов.

65.

Текст. Тема текста.

1

Наблюдать за ролью имен прилагательных в тексте-описании.

 Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста.

 Воспроизвести представления учащихся о  типах текстов и их распознавания.

  Формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

66.

Текст- повествование., Текст- описание.

1

67.

Сочинение «Моя любимая собака».

1

Развитие речи

68.

Текст-рассуждение.

Работа над ошибками.

1

69.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

70.

Работа над ошибками.

1

71.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

72.

Работа над ошибками.

1

Имя существительное. 15 часов.

73, 74.

Введение. Части речи.

2

Воспроизвести знания учащихся об изученных частях речи, их роли в  речи.

  Определять грамматические признаки имён существительных, их изменение по родам, числам, падежам.

   Характеризовать употребление имён существительных в разных па дежах, определять значение их употребления.

   Группировать  имена  существительные по опорным словам в нужном роде, числе и падеже в ответ на вопросы учителя.

Составлять словосочетания: имя существительное + имя прилагательное, соблюдая согласование в роде, числе и падеже.

  Анализировать грамматические признаки заданного имени существительного: к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам (каким)   или нет.

75.

Словарный диктант.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Проверочная

 работа

76.

Имена собственные.

1

77.

Контрольное списывание.

1

Контроль знаний

78.

Работа  над ошибками. Род имён существительных

1

79, 80.

Изменение имён существительных по числам.                                        

2

81.

Изменение имён существительных по вопросам.. Вопросы кого?, чего?, где? .

1

82.

Изменение имён существительных по вопросам. Вопросы к кому?, к чему?, кого? ,что?.

1

83.

Изменение имён существительных по вопросам. Вопросы кем? ,чем? ,о ком?, о чём?.                                  Тест.

1

Повторять и употреблять слова и типовые предложения, изученные в 1 -3 классах. Вводить новую лексику в усвоенных моделях.

Употреблять имена существительные в единственном и множественном числе, приводить примеры.

Различать род имён существительных:

   женского рода на -а, -я;

   среднего рода на -о, -е;

   мужского рода с нулевым окон-
чанием и на -а, -я;

    мужского  и  женского  рода  на
мягкий     согласный     и     шипящие
(ночь—меч, мышь-камыш), когда ь
отсутствует у существительных мужского рода.

Тест на 10 минут

84.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний.

85.

Работа  над ошибками.

1

86.

Контрольное списывание.

1

Контрольное списывание.

87.

Работа  над ошибками.

1

Имя прилагательное. 9 часов

88.

Словарный диктант.

Род и число имён прилагательных.

1

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка​честв, присущих людям и животным.

 Узнавать прилагательные как слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Объяснять изменение прилагательных по родам и числам в сочетании с существительными в именительном падеже.

Объяснять изменение прилагательных по родам и числам в сочетании с именами существительными в косвенных падежах.

Проверочная

 работа

89.

Согласование прилагательных с существительными по вопросам

1

90.

Закрепление изученного материала.

1

91.

Притяжательные прилагательные.

1

92.

Словарный диктант.

Краткие имена прилагательные.

1

Проверочная

 работа

93.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний.

94.

Работа  над ошибками.

1

95.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

96.

Работа  над ошибками.

1

Местоимение. 11 часов

97.

Личные местоимения .

1

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

  Формировать представления о местоимении. Развивать умение распознавать личные, указательные, притяжательные местоимения среди других частей речи.

Объяснять согласование имён существительных с именами прилагательными и местоимениями в роде, числе и падеже. 

Различать согласование притяжательных, Личных местоимений с существительными в роде, числе, падеже.

98.

Изменение личных местоимений по вопросам.

1

99.

Изложение.

1

Развитие речи

100.

Работа над ошибками. Правописание личных местоимений с предлогом.

1

101.

Притяжательные местоимения .

1

102.

Сочинение- описание «Весенний день»

1

Развитие речи

103.

Указательные местоимения .

1

104.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

105.

Работа  над ошибками.

1

106.

Контрольное списывание.

1

Контрольное  списывание.

107.

Работа  над ошибками.

1

Глагол. 15 часов.

108, 109.

Глагол

2

Писать раздельно частицу не с глаголами и различными частями речи.

Различать неопределённую форму (инфинитив) и личные формы глагола.

Употреблять неопределённую форму глагола, отвечая на вопросы что делать? и что сделать?

Проверять грамматические характеристики глаголов в таблицах.

Узнавать глаголы как слова, обозначающие действия.

Различать глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида.

Образовывать и правильно употреблять в речи личные формы глагола и неопределённую форму.

Объяснять изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время (на примерах).

Ставить правильно вопросы к формам глагола и отвечать на них (во всех лицах и числах).

Определять изменения глаголов настоящего и будущего времени (простого и сложного) по лицам и числам с соблюдением чередования звуков в корне при изменении по лицам и числам.

Согласовывать глаголы прошедшего времени единственного числа с подлежащим, выраженным именем существительным и местоимением 1, 2 и 3-го лица.

Различать неопределённую форму и личные формы глагола.

110, 111.

Начальная форма глагола.  

2

112,

113.

Времена глаголов.                

Изменение глаголов по временам.

2

114.

Настоящее время .

1

115.

Прошедшее время.               Тест.

1

Тест на 10 минут

116.

Будущее время.

1

117.

Сочинение «Мой друг».

1

Развитие речи

118

Работа над ошибками. Частица не с глаголами.

1

119.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

120

Работа  над ошибками.

1

121.

Контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

122.

Работа  над ошибками.

1

Имя числительное  6 часов.

123.

Имя числительное

1

Определять        грамматические

признаки числительных.

Объяснять употребление числительных в именительном падеже с существительными (две книги) и числительных с существительными в родительном падеже (пять книг)

124.

Словарный диктант.

Изменение имён числительных по родам и числам.

1

Проверочная

 работа

125.

Изложение.

1

Развитие речи

126.

Работа  над ошибками.

1

127.

Контрольный урок.

1

Контроль знаний

128.

Работа  над ошибками.

1

Наречие  6 часов.

129, 130.

Наречие.

2

Различать и употреблять в речи наречия: места (отвечают на вопросы где? куда? откуда?), времени (отвечают на вопрос когда?), образа действия (отвечают на вопрос как?).

Приводить примеры на употребление наречий времени, места, образа действия (по вопросам)

131,

132.

Контрольный урок.

2

Контроль знаний

133.

Работа  над ошибками.

1

134.

Итоговый контрольный диктант.

1

Контрольный диктант.

135, 136.

Повторение изученного.

2

ВСЕГО

136 ч.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа  по русскому языку для 3 класса составлена по программе  для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения,  в соответствии с требованиями   Федерального  Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва, 2004 г.),  примерной программы начального общего образования, авторской  программы  авторов Л.Д. Митюшиной  и др.; под редакцией Г.Г. Городиловой. - М. : Дрофа.

Место предмета в учебном плане.

               На изучение предмета в третьем классе отводится 4 часа в неделю (34 недели), всего  136 часов.

Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

      Наиболее существенной отличительной особенностью учебно-методического курса «Русский язык» авторов Л.Д. Митюшина и др., в национальной школе является формирование грамотной, литературной, выразительной, устной речи и ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме.

       Соответствие с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.

      Предлагаемая авторами система подаче учебного материала предполагает формирование языковой компетенции у школьника, овладевающего родным и русским языками.

      Коммуникативная компетенция школьника достигается за счет включения разнообразных заданий и упражнений, работы над текстом и ситуативными диалогами.

    Уроки русского языка в школе должны в первую очередь сформировать у ученика умения правильно, без ошибок создавать собственный текст, причем как устный, так и письменный. Упражнения учебника призваны развить способности школьника, связанные с письменной речью. .

Работа по развитию письменной речи начинается знакомством с центральным понятием — текстом. Мы должны научить учеников видеть текст как цельную по форме организацию предложений, объединенную авторским замыслом. Необходимо обратить их внимание на последовательность предложений в тексте, на способность текста члениться, на типы текстов -описание, повествование, рассуждение. Мы должны познакомить учеников с планом текста, научить их составлять план текста и писать текст по заданному плану. Иными словами, в третьем классе мы четко отрабатываем структуру текста.

На уроках развития речи необходимо отработать такие понятия, как правильность, логичность, четкость, богатство, выразительность, лаконичность речи. Это направление в работе по развитию речи можно назвать работой по культуре речевого высказывания (такая работа с текстом начнется в третьем классе). Следующее направление — работа над жанрами письменной речи: здесь и учебные жанры — изложение, сочинение (ученики начнут знакомиться с изложением во 2 классе, с сочинением в 3 классе).

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Итак, в 1 полугодии 3 класса ведется работа над:

- связным тестом, составлением устных рассказов;

-выделением связности («порядка») как необходимого признака текста;

-умением восстанавливать деформированный текст повествовательного характера;

-составлением текста по серии сюжетных картинок;

-умением сочинить под руководством учителя небольшой рассказ повествовательного характера(по материалам собственных игр, занятий, наблюдений);

-умением соотносить вопрос и ответ, отвечать на заданный вопрос, сформулировать вопрос к заданному ответу;

-умением передать содержание текста по заданному плану.

   

2 полугодие

- отличать текст от набора предложений, понимать, что предложения в тексте связаны по смыслу общей темой;

-выделять в тексте главную мысль, опираться на неё при озаглавливании текста;

  • распознавать вид текста по цели высказывания с опорой на вопрос;
  • выделять в тексте - повествовании структурные части : начало, основную мысль концовку;
  • -строить рассуждения о прочитанном тексте, пересказывать его содержание по вопросам и иллюстрациям.

Изложение и сочинение - учебные жанры письменной речи и виды учебной работы. Изложение учит передавать исходный текст своими словами, сочинение - правильно излагать свои мысли при создании собственного письменного текста.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования.

Цель курса: Развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Задачи курса:
-овладение речевой деятельностью в разных её видах(чтение, письмо, говорение, слушание)

-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики, элементов словообразования.

-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных , навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме.

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников

-обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

-на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

-показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

1.

Повторение.

9 ч.

2.

Звуки и буквы

21 ч.

3.

Состав слова

14 ч.

4.

Предложение

20 ч.

5.

Текст

8 ч.

Части речи:

62 ч.

6.

Имя существительное

15 ч.

7.

Имя прилагательное

9  ч.

8.

Местоимение

11 ч.

9.

Глагол

15 ч.

10.

Имя числительное

6 ч

11.

Наречие

6 ч

12

Повторение изученного

2 ч

Всего

136 часов

Контроль над выполнением практической части программы

Практическая часть

I

четверть

II

четверть

III четверть

IV

четверть

За год

Контрольный диктант

2

2

2

2

8

Контрольное списывание

1

1

1

2

5

Изложение

1

1

1

1

8

Сочинение

3

1

2

1

5

Словарный диктант

3

2

3

1

9

Тест

2

1

1

4

Контрольный урок

1

2

4

3

10

                                         Содержание курса.

                                                  Тема 1.   Повторение (9 часов)

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Тема 2.  Звуки и буквы (21 час)

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

Тема №3 Состав слова ( 14 часов )

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны научиться: 

Различать:

       -   части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

  • правила проверки корневых орфограмм;

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
  • писать слова с разделительным Ъ;
  • правильно писать гласные и согласные в приставках.

Тема №4. Текст, предложение, словосочетание (28 часов).

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны научиться: 

Различать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Развитие речи.

  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать            деформированный   повествовательный текст из трех частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
  • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку.
  • интонационно правильно произносить предложения.

Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                                  

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Тема №5. Части речи  (62 часа).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

  Для реализации этого содержания  учащиеся должны научиться: 

Распознавать:

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по
    родам.

Тема №6. Повторение изученного за год (2 часа).

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.  

Контроль:

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
  • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
  • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
  • запятая при обращении в предложениях;
  • запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Планируемые результаты

 К концу третьего  класса  учащиеся научатся:

Распознавать:                                                                                                                            -признаки гласных и согласных звуков;                                                                                                                      -гласные ударные и безударные;                                                                                          -согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;                                                          -правила переноса слов

-иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции ;                                                                                             - правила переноса слов с мягким знаком;

- правила написания слов с непроизносимыми согласными;

- правила постановки знаков препинания с однородными членами предложения.

-  слова с непроверяемыми орфограммами :

 К концу третьего класса  учащиеся должны  научиться:

- писать изложение (55-65 слов) по коллективно составленному плану после предварительной подготовки и орфографической подготовки.

- писать сочинение (40-50 слов) описательного характера по данному учителем или коллективно составленному плану и на основе речевой и орфографической подготовки

- самостоятельно подписывать тетрадь. Дневник.

 Писать:

  • по памяти короткие стихотворения или прозаические отрывки после предварительной подготовки;
  •  свободный диктант (3 абзаца по 3-4 предложения в каждом);
  • письмо и адрес на конверте
  • -небольшую заметку (о жизни класса, школы,семьи).

-  проверять свою работу самостоятельно и анализировать письменную работу товарища.

- активно употреблять в речи новые слова, включённые в программу;

- правильно произносить новые и ранее усвоенные слова, особо обращая внимание на ошибки, возникающие под влиянием родного языка, а также на те правила, которые указаны в рубриках «Грамматика, произношение, правописание и развитие речи», «Требования к умениям и навыкам    по видам речевой деятельности»;

-  применять усвоенные элементы фонетики, грамматики, синтаксиса и орфографии в устной и письменной речи;

-  самостоятельно строить предложения на основе изученных слов и грамматических форм, употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзами, чтобы и как по образцам, данным в учебнике и учителем;

- связывать в речи предложения друг с другом новыми средствами, которые указаны в программе;

- вести диалог по картине, заданной ситуации, прослушанному или прочитанному тексту, на заданную тему.

-  на всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам… - - различать тексты-повествования и тексты-описания. Усвоить структуру текста-сравнения;

-  составление с помощью учителя тексты типа повествования и описания по коллективно составленному плану, используя картину или серию картин, материал наблюдения, экскурсий, личный опыт, материал уроков

природоведения, изобразительного искусства и трудового обучения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Выпускник на ступени начального общего образования:

  •  научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
  •  сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
  •  получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  •  характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
  •  знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
  • оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  •  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  •  классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
  •  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  •  находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
  •  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  •  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  •  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;
  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

         

Материально-техническое обеспечение  учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Рабочая программа.

2. Учебник «Русский язык» 3 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2013 г.

 

3. Рабочие тетради

№1, № 2  для школ с родным (нерусским) и русским   (неродным) языком обучения. 3 класс / Л.Д. Митюшина,   Е.А. Хамраева. – М. : Дрофа, 2011г.

 4. Методическое руководство к урокам обучения грамоте в 3 классе. Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. – М. : Дрофа, 20

К

Библиотечный фонд скомплектован на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

3. «Иллюстрированный            

     дидактический материал»  

     Л.Д.Митюшина

Д

     

Разрезной материал предназначен для организации самостоятельной практической работы детей.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Сканер, принтер .

Д

Д

Д

Д

Компьютер,мультимедий-

ный проектор,сканер, принтер находятся в компьтерном классе.

Д – демонстрационный материал ( не менее 1 на класс)

К – полный комплект ( на каждого ученика  класса)

Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного на 2-х учеников)

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 человек)

Литература:

    Для учителя: 

1.Закон РФ «Об образовании» 2011. 

Эл. адрес   «1 sentyabrya.ru/zknd/obra/».

2.Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа. Е.С.Савинов, М, «Просвещение» - 2011г.   

3.«Русский язык» 3 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2013 г.

4.Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 3 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2013 г

5. Планируемые результаты начального общего образования.

  Ковалёва Г.С, Логинова О.Б., Москва «Просвещение» 2011г

6. Концепция духовно-нравственного развития  Данилюк А.Я., Москва   «Просвещение» 2011г.

 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

 8. О.Б.Логинова,        Москва. «Просвещение» 2011г.

 9. Русский язык - дидактический материал 1-2 класс Г.Т.Дьячкова

      Волгоград, Учитель,2009 г.

11.Журнал «Начальная школа»

               Пособия для учащихся:

3..«Русский язык» 3 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2013 г.

4.Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 3 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2013 г




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...