РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

  В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками. Любые виды работ могут быть эффективными только тогда, когда они проводятся в определённой системе. И место каждого вида упражнения при изучении какой-либо темы должно определяться психологическими особенностями усвоения материала и той умственной работой, которую производят учащиеся. В статье рассмотриваются наиболее эффективные приёмы самоконтроля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samokontrolya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на различных этапах урока.

Наиболее эффективные приёмы формирования орфографического самоконтроля.

 

  • Выделение орфограмм зелёной пастой.

Данный приём помогает писать детям без ошибок. Для того чтобы пользоваться этим приёмом, каждому ученику надо иметь две ручки – с синей и зелёной пастой. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля. Зелёный свет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. И так на протяжении всей начальной школы зелёная паста «путешествует» в тетрадях учеников по разным предметам.

Зелёной пастой выделяем такие орфограммы:

- большая буква в начале предложения, в именах собственных;

- знаки препинания в конце предложения;

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

- разделительные Ъ, Ь, Ь – показатель мягкости;

- двойные согласные.

Приём оказывает эффективную помощь, если им пользоваться регулярно. Детям нравится такое письмо, оно вносит разнообразие в работу.

  • Орфографическое проговаривание.

О роли орфографического проговаривания много написано в методической литературе. Оно помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.

Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» - это значит проговорить его орфографически. Такой способ чтения называют проговариванием.

Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

  • Специально организованное списывание.

Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома.  

  • Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте. 
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкнут максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

 

  • Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:

- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.

Комментирование может быть двух видов :

1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому: …, поэтому пишуи).

2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что: пишу и, потому что …).

  • Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Карточка состоит из текста, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Если нужно выписать слова с двумя или тремя видами орфограмм, то соответственно к карточке прилагаются две или три карточки – ключа.

Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно работающих детей.

  • Работа с «Орфографическим словариком».

У каждого учителя складывается своя определённая система по усвоению правописания словарных слов. В настоящее время есть много способов работы над словарными словами – это и рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, отгадывание кроссвордов и т.д. В своей практике использую составленный мною орфографический словарик. Работа со словарём – тренировка многоплановая, она развивает и навык самоконтроля.

Все слова, предусмотренные программой, разделены  на группы. Каждую неделю дети знакомятся с новой группой, состоящей из 5 слов. Такой орфографический словарик имеется у каждого ученика. Каждый день в классе и дома ребята повторяют эти слова. Таким образом, к концу каждого года обучения учащиеся имеют большой запас словарных  слов.

 

  • Дидактическая игра.

Значительное место в процессе формирования навыков самоконтроля отводится дидактической игре. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга.

Игры строятся на материале различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения учащимся. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.

Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, а точнее, его формы — обратной связи, с другой стороны, являются важнейшими условиями успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся, успешности всего учебно-воспитательного процесса. В работе по самоконтролю использую разные игры, приведу примеры некоторых из них:

1. «Третий лишний».

Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.

2. «Назови ошибку».

Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.

3. «Молчанка» (с сигнальными карточками). 

4. «Корректор».

Детям предлагается найти и исправить ошибки в словах. В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.

5. «Огоньки».

На доске предложение. Дети «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют зеленые кружочки, а затем списывают предложение в тетрадь (коллективная работа). При индивидуальной работе ученик «зажигает» в тетради огоньки карандашом зеленого цвета. Производится взаимопроверка.

6. «Кто быстрее».

Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму. Например:

- Кто быстрее найдёт слова с безударными гласными в корне слова?

  • Диктант.

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с целенаправленной организацией, как взаимопроверки, так и самопроверки.

При проведении диктантов учитель должен четко представлять результативность некоторых видов работ:

1) проверка диктантов только учителем;

2) взаимопроверка.

Часто использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, заставляют внимательно слушать, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

1. Предупредительный.

2. Объяснительный.

3. Диктант с обоснованием.

Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.

4. Диктант с постукиванием (не контрольный).

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

5. Диктант «Проверяю себя».

Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.

6. Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.

7. Выборочный диктант.

Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.

8. Самодиктант.

Это вид диктанта, при котором:

- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

8. Взаимодиктант.

Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;

- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.

 

9. Диктант-игра «Кто больше запомнит».

Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов

Вот как в третьем классе был проведен такой диктант. Диктовала по 3 слова: жёлтый, летит, берёза; аллея, ребята, двенадцать; весело, ягода, урожай; яблоко, вокруг, бежит; молоток, лесной, капуста. Затем ученики подсчитали, сколько слов удалось запомнить, и проверили, правильно ли записали слова. Проверка проходила следующим образом: заранее записала на доске все слова диктанта и закрыла эту часть доски, а во время проверки открыла ее, и ученики сравнили написанное в тетрадях с образцом на доске. Был определен победитель. Далее учащиеся расставили ударения, подчеркнули безударные гласные, назвали слова, в которых безударную гласную можно проверить и в которых этого сделать нельзя, с помощью сигнальных карточек определили части речи, составили предложения со словами жёлтый, летит, берёза, аллея, ребята и произвели синтаксический разбор этих предложений.

10. Зрительный диктант.

Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.

 

  • Какографические упражнения.

Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок. Но начинать следует с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приёмом работы, они могут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибки.  

  • Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками.

Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Самый распространённый способ: учитель зачёркивает одну букву и надписывает другую, не отвечает этому требованию. Он должен создать условия для формирования действий самоконтроля и самооценки, чтобы действия ребенка становились осознанными и контролируемыми. Ребенок должен понимать, что ответственность за качество выполненной работы лежит на нем, и чем качественней он ее сделает, тем меньше работы ему предстоит на этапе работы над ошибками.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. приводят способы учительской правки орфографических ошибок:

  • - неправильная буква зачёркнута;
  • - подчёркнуто слово с ошибкой;
  • - подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;
  • - подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;
  • - на полях поставлен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи;
  • - на полях поставлен знак ошибки.

Расположила данные способы учительской правки орфографических ошибок по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.

Работу над ошибками начинаю с 1 класса, когда дети приступают к изучению грамматических правил, и провожу её на каждом уроке, на дополнительных занятиях по теме, материал которой тот или иной ученик недостаточно усвоил.

На каждом уроке русского языка ученикам даётся 1 – 2 минуты для работы над ошибками.

  В тетрадях  ошибки в тексте не исправляю и лишь на полях отмечаю соответствующей пометкой: орфографическая ошибка – вертикальная «палочка», пунктуационная – «галочка».  

Ученик, получив тетрадь с проверенной работой, сразу приступает к работе над ошибками, исправляя их в тексте зелёной пастой. Но исправление ошибок – это только часть работы.

Исправив ошибки в тексте, ученик выписывает слова, следуя указаниям учителя.

Обучая детей данной работе над ошибками, выставляя на полях знак ошибки, указываю её вид. У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками. Каждый раз, работая с памяткой, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Со временем дети сами определяют, какая допущена ошибка.

 

Данная работа дает результаты только при системном, целенаправленном подходе

  • Применение наглядности в обучении орфографическому самоконтролю.

Кабинет начального класса- это свой особый мир, в котором дети проводят значительное количество времени. Важно, чтобы оформление класса было удобным, гармоничным, соответствовало внутреннему миру младшего школьника и помогало ему в учении.

В кабинете, кроме обычной классной доски, должна быть магнитная доска  или стенды.

Технические средства обучения открывают возможность многократно проверять и улучшать написанное, развивая тем самым у детей навыки самоконтроля.

Для объяснения любого нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия для более эффективного восприятия учебного материала. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс их усвоения более легким.

Наглядный материал на стенде «Русский язык» не только способствуют восприятию детьми грамматико-орфографических явлений, но и дают образец выполнения работ учащимся. Материалы стенда используются во время фронтальной работы учителя со всем классом, но и в некоторых случаях могут быть использованы при проведении индивидуальных и самостоятельных работ учащихся, при самоконтроле.

Большое значение для повышения качества обучаемости имеет применение наглядных опор в виде таблиц, условно-графических обозначений, памяток, перфокарт, схем по всем предметам.  Они удобны для использования и запоминания, ученики быстро усваивают их содержание и успешно применяют для самоконтроля на разных уроках. Графическое обозначение - это фиксация пути рассуждения по применению правила, закона, решения задачи, составления рассказа и т.д. на практике, на основе алгоритма с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Все задания, требующие самоконтроля, выполняются лучше, если сначала дети работают сообща, обсуждая свои мнения. Особенно эффективны те задания, при выполнении которых дети могут опираться на материальные средства контроля своей работы, в первую очередь на схемы.

Использование схемы на уроке с условными обозначениями пробуждает интерес к теме, повышает эмоциональный настрой, создаёт атмосферу творчества, заставляет не только быть «пассивными слушателями», но и самим делать выводы, а затем использовать их в своей работе, контролировать себя.

К условным обозначениям мы относим и схемы, и буквы, и формулы, и другие специальные значки. Всё это – условные обозначения. Работа с ними делает урок интереснее. Дети учатся думать, спорить, размышлять.

В своей работе использую таблицы – плакаты.  

Практически во всех классах начальной школы имеются опорные таблицы. Они предназначены для организации коллективной и индивидуальной работы. Ученики часто не видят орфограммы, поэтому не могут их проверить и, как следствие, применить полученные знания на практике. Во время выполнения различных упражнений на уроках русского языка внимание детей обращаю к таким таблицам: Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Состав слова. Однокоренные слова и форма слова и другие.

Таблицы можно и полезно использовать детям в качестве плана для получения логически последовательного и обстоятельного ответа на вопрос по пройденному материалу.

Огромную роль при формировании самоконтроля отвожу работе с памятками, которые актуализируют знания учащихся при повторении изученного материала, помогают учащимся объективно оценивать свои ответы на обобщающих уроках, когда они могут сравнивать свой ответ с образцом-памяткой.

Для выработки умения проверять орфограммы у детей есть памятка «Проверка орфограмм слабой позиции». 

Развитию навыков самопроверки способствует памятка «Проверь!»   

Развитию навыков самоконтроля при выполнении грамматических разборов также служат памятки. Они имеются у каждого ученика.  

 

У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками.

На уроках русского языка коллективно вместе с детьми составляем правила - алгоритмы. С их помощью происходит систематизация знаний, которая служит хорошим подспорьем урока, вовлекая в работу всех детей. К концу изучения темы каждый ученик, даже слабый, хорошо запоминает правило и применяет в своей работе.

Таким образом, формирование у детей орфографического самоконтроля требует от учителя разработки огромного количества наглядного дидактического материала, направленного на развитие навыков самоконтроля, наличие коллекций разнообразных карточек с заданиями, сигнальных карт, таблиц, схем, памяток, перфокарт…

Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели выполняемого упражнения, изучения его содержания, особенности выполнения.

Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует. Младшие школьники нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение, особенно в изучении русского языка. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений.  

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми, диагностику сформированности навыков самоконтроля и анализ письменных работ учащихся, можно сделать вывод об эффективности формирования навыка орфографического самоконтроля у младших школьников по русскому языку в результате использования приемов, описанных и внедрённых в практику .

Литература.

1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.

2. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.

3. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.

4. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/под ред. М.С. Соловейчик-М.: Просвещение, 1993.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 1995.

6.Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.

7. ЦукерманГ.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей....

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников".Предлагаю для формирования самокон...

Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики

В статье описываются этапы формирования самоконтроля на уроках математики в начальной школе....

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников в ГПД

Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои дос...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

          Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или...

Тема: «Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики».

Тема: «Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики»....