Рабочая программа по русскому языку для 3 класса. УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языкудля 3 класса. УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx104.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

гимназия №2

 

РАССМОТРЕНО:                                   СОГЛАСОВАНО:                                    УТВЕРЖДАЮ:

на заседании кафедры                            Зам директора по УВР                                  Директор МАОУ гимназии №2         математики                                                

Протокол №_________                           ____________М.Р.Соколова                            ______________Т.С.Калинина

«___» _________20____г.                     «___» ________ 20__ г .                                  «___» ____________20___г.

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

3 а  класса

(5 часов в неделю, всего 175 часов)

Программа по русскому языку: Программа. Планирование учебного материала.  Русский язык.  1 – 4 классы [авт.-сост. М. С. Соловейчик,            Н. С. Кузьменко]. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2013г.

Учебник: «Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс» в 2ч. авт.-сост. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI» век, 2013г.

Составитель: Куталина Вера Борисовна

учитель  начальных классов

2015-2016 учебный год,

Нижний Новгород

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе  Программа. Планирование учебного материала.  Русский язык.  1 – 4 классы [авт.-сост. М. С. Соловейчик,            Н. С. Кузьменко]. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2013г.

   Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

–  заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

–  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений;  

Развивающие:

  • формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет  наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции.

Воспитывающие:

  • привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю;
  • формирование заботливого отношения к качеству своей речи;
  • формирование культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.  

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное  формирование  знаково-символического, логического мышления (наряду с  конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.

Место предмета «Русский язык» в учебном плане  и структура курса

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Русский язык» выделяется 170 часов (5 часов в неделю).

Обеспечение предмета

Авторы

Название

Издательство

Год издания

УМК «Гармония»

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса в 2-х частях

«Ассоциация XXI»

2013

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

Тетради с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка»  для 3 класса в 3-х частях

«Ассоциация XXI»

2015

Корешкова Т.В

Тестовые задания по русскому языку в 2-х частях

«Ассоциация XXI»

2015

  1. Справочные словари
  1. Бондаренко А.А. Пишу правильно: орфографический словарь. – М, 2004.
  2. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. – М., 1989.
  3. Славная М.В. Пиши без ошибок: орфографический словарик школьника. – СПб, 2003.
  1. Методические пособия для учителя
  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3класса. – Смоленск: Ассоциация XXI – 2010.
  2. Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.
  3. Печатные пособия для учащихся (плакаты, схемы…), электронные приложения, диски – См. Приложения № 1, 2.
  4. Персональный компьютер

Характеристика компьютера

Значение

Форм-фактор (стационарный, переносной, вид корпуса)

Стационарный

Производитель и модель

Intel

Процессор

Pentium ® Dual - Core CPU E5300

2.60 GHz   2.59 GHz   2Gb ОЗУ

Жёсткий диск (диски)

ST3500418AS ATA (тип-дисковые)

Программное обеспечение

Производитель

Наименование

Версия

Microsoft

Windows 7

2009

Microsoft

Office

2010

SMART Technologies Inc.

SMART Notebook

2010

ABBYY

ABBYY PDF Transformer 3.0

2009

  1. Технические средства обучения

Наименование ТСО

Марка

1

Интерактивная доска

SMARTBoard SB680-H2-097280

2

Компьютер с комплектующими

Acer  

3

Проектор

Benq

Результаты освоения предмета «Русский язык»

В результате изучения курса Обучения грамоте по данной программе у обучающихся будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У обучающихся будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Ученик  получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Ученик  получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

–  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Ученик  получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Ученик  получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения


Содержание предмета

Содержательные линии

Знания

Умения

Возможное

расширение

Речь, речевая деятельность

Текст. Тема. Главная мысль. План. Абзац.

Ученик научится:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;    

– самостоятельночитать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;

– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения  различных практических вопросов;  

– соблюдать нормы произношения, изменения,  употребления и написания изученных слов;

– понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– письменно (после коллективной подготовки)  подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

– письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);

– письменно создавать речевые произведения   освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

–  улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи  (без терминов);

– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные  тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды,  простые инструкции), небольшие  тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;  

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–  соблюдать требования каллиграфии при письме,  аккуратно и, по возможности,  красиво оформлять свои записи.

Фонетика, графика

Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Нормы орфоэпии. Алфавит.

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться) ;

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

Состав слова (морфемика)

Названия частей слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Основа. Форма слова.

Ученик научится:

– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

– отличать от однокоренных слов   формы одного и того же слова;  

– сравнивать слова по их строению,  характеризовать различия,  классифицировать слова в зависимости от их строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять  разнообразные учебные задания с использованием моделей;

различать изменяемые и неизменяемые слова.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).

Лексика

Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Лексическое и грамматическое значение слова.

– осознавать, что понимание значения слов –  обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);  

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Ученик получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

Морфология

Самостоятельные и служебные части речи. Изменение имени существительного.по родам, числам, падежам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица. Неопределённая форма глагола как его начальная форма,  способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на  вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени  по числам и родам. Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи.  

Ученик научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу  освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их  морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род  глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

–  пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в  объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами;  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

 Ученикполучит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

–замечать  яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

Синтаксис, пунктуация

Предложение, его назначение, признаки.

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов.  Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение  распространенных и нераспространенных предложений.

Ученик научится:

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

– отражать связь членов предложения в схемах;  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;  

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его  по цели, интонации,   наличию  второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

 – распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Ученик получит возможность научиться

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Орфография

Орфограмма. Орфографическое правило.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

  • предлоги при местоимениях;
  • несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;
  • непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
  • ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
  • безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;
  • безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;
  • безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
  • раздельное написание не с глаголами;
  • ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;

Ученик научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила  (в объёме  программы 1– 3-го классов);

–  пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

–  писать слова с непроверяемыми орфограммами (автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека,  ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять,  видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать,  плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок,  черный, шоссе, январь.);

– списывать  и писать под диктовку;

 – проверять написанное и вносить коррективы.

Ученик получит возможность научиться

–  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

–  применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3 класса);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


 Календарно-тематическое планирование

по русскому языку    (3 класс)

 

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Дата

Примечания

(Страница учебника)

по плану

факти-ческая

Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.: 16/.)

1-2

Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете»)

Обмениваются впечатлениями, сравнивают и группируют слова, подводят под понятие «текст»,  анализируют способы выражения главной мысли, использованные средства языка; проверяют и редактируют написанное, находят, объясняют и исправляют ошибки в чужом тексте; обдумывают свой текст, отбирают материал и создают текст, выбирают языковые средства; осуществляют контроль за правильностью письма.

Уточняют значения понятий; наблюдают за образованием слов,  исправляют ошибки; сравнивают значения слов-синонимов,  выбирают наиболее точные с учётом контекста; планируют действия, необходимые для грамотного письма,  тренируются в их осуществлении; планируют и выполняют орфографические действия при списывании и письме под диктовку.

01.09

02.09

Часть 1

У-стр.3-7

3

Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…»)

03.09

У-стр.7-9

4

Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?)

Образуют однокоренные слова, анализируют строение и значение слов, выявляют взаимосвязи, делают умозаключения; читают сообщения учебника, выявляют  новые сведения, дополняют свои знания, осваивают новые понятия. Сравнивают слова по строению и значению, устанавливают соответствие между ними, делают выводы, обобщают; делятся дома новыми знаниями. Работают со словарём.

Вносят дополнение в памятку «Как узнать строение слова?», тренируются в её применении, сравнивают слова по строению, выявляют различия.

04.09

У-стр.9-11

5

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?»

Разбор слова по составу.

07.09

У-стр.12-13

6-7

Повторение изученного по орфографии

(«Сначала повторяем»)

Повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм; обсуждают известные способы решения орфографических задач, решают орфографические задачи разными способами. Анализируют слова с точки зрения наличия,  состава орфограмм и доказывают выбор букв; проверяют записи, исправляют ошибки, объясняют выбор написания. Списывают, пишут под диктовку, выбирают слова по указанным признакам, проверяют написанное.

Сравнивают написание слов, выявляют закономерности, читают информацию в учебнике, осваивают новые сведения и применяют их при письме; анализируют и группируют слова по указанным признакам.

08.09

09.09

У-стр.14-15

8

Совершенствование  различных  умений

10.09

У-стр.16-17

9

Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне.

 Знакомство с сочетаниями

-оро-  – -ра-, -оло-  – -ла-,- ере- – -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?»

11.09

У-стр.18-19

10

Правописание суффиксов

-ек и -ик-  (общее знакомство)

(«Открываем ещё два секрета письма»)

Анализируют слова с точки зрения их строения и  значения; преобразовывают слова, сравнивают звучание  и написание слов и их отдельных частей, делают выводы, фиксируют их схематически, подводят выявленные факты под понятие «орфограмма». Наблюдают за изменением слов, предполагают возможный способ решения орфографической задачи, проверяют своё предположение по учебнику. Определяют общий способ действия для решения новой задачи письма и применяют его при записи конкретных слов; рассуждают, доказывают правильность выбора букв. Пользуются орфографическим словарём учебника. Анализируют содержание текста, озаглавливают его, преобразуют слова, повышая их точность с учётом контекста.

 Объясняют значения слов, наблюдают за их образованием и строением, приобретают новые знания о словах русского языка и учатся этими знаниями пользоваться.

14.09

У-стр.20-22

11-

12

Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы- – -ци- (общее знакомство)

15.09

16.09

У-стр.22-26

13

Общее знакомство со сложными словами (« Бывает ли в слове два корня?»)  

17.09

У-стр.26-27

14

Освоение изученных орфографических правил

18.09

У-стр.28-29

15-

16

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги»)

Соотносят имеющиеся знания и умения с новыми, коллективно систематизируют их. Выполняют различные способы действия, оценивают их выполнение другими.

Анализируют и классифицируют слова, выбирают задания для выполнения, определяют свои трудности и достижения.

21.09

У-стр.30-31

17

Совершенствование различных умений

22.09

24.09

У-стр.32

18

Контрольный диктант по итогам повторения

23.09

19

Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах.  Изложение»)

Анализируют значение и строение слов; знакомятся с историей появления слов на основе рисунков и текстовой информации; выявляют строение текстов, обсуждают их особенности. Коллективно готовятся к пересказу одного из текстов  и письменно воспроизводят его, стараясь сберечь особенности оригинала. Проверяют и редактируют текст изложения. Делятся дома приобретённой на уроке информацией.

25.09

У-стр.33-35

20

Совершенствование различных умений

28.09

У-стр.36-37

Морфология

Каждое слово – часть речи (26 ч.: 21/5 р.)

21

Представление понятия «части речи» («В какие группы объединили слова?»)

Читают сведения в учебнике, заканчивают предложения,  обобщают изученное о слове,  расширяют сведения и осваивают новые понятия. Строят научное сообщение по его готовому началу, формулируют опознавательные признаки, по которым различаются части речи. На основе картинки подбирают и классифицируют слова. Анализируют и группируют слова, разными способами решают в них орфографические задачи.

Читают информацию и предполагают названия частей речи, обсуждают догадки и проверяют их по учебнику. Анализируют предложения, по опознавательным признакам квалифицируют слова как части речи, классифицируют и группируют слова.

Анализируют тексты, выясняют причины их недостатков, делают умозаключение об особенностях слов-указателей и их роли в речи; уточняют сведения по учебнику, осмысливают название данной части речи и конкретные слова, её составляющие. С опорой на информацию, представленную в изобразительно-схематичной форме, осваивают значения личных местоимений. Читают материал учебника и  дополняют сведения. Определяют лицо указанных местоимений, находят слова данной части речи в текстах, устанавливают их лицо и число, наблюдают за правильным их употреблением, знакомятся с правилом их вежливого использования, рассказывают дома о сделанных «открытиях». Обобщают сведения о местоимении как части речи, с опорой на предложенный план готовят деловое сообщение. С использованием таблицы систематизируют изученное о частях речи.

Дополняют информацию о частях речи, о названии,  назначении и правописании слов-помощников. Из речи учителя (из учебника) узнают о двух больших группах слов, уточняют смысл их названия; обобщают и систематизируют сведения о частях речи, учатся по таблице строить сообщение о них.

Квалифицируют слова, как части речи, анализируют их употребление, оценивают как правильное или неверное, обобщают наблюдения, сверяют свои решения  с информацией в учебнике, обнаруживают и исправляют ошибки в употреблении и написании предлогов с местоимениями; накапливают опыт осознанного и правильного использования и написания слов разных частей речи.

Наблюдают за использованием слов разных частей речи и их назначением; тренируются в их уместном и правильном употреблении в своей речи, в написании. Повторяют различные вопросы правописания, совершенствуют все орфографические умения.

Знакомятся с историей одного из выражений, обсуждают его значение и возможности употребления; наблюдают за построением текста, отдельных предложений и выбором слов. Письменно  воспроизводят текст, проверяют и редактируют написанное; применяют весь комплекс орфографических умений.

29.09

У-стр.38-40

22

Знакомство с названиями частей речи («Всему название дано!»)

30.09

У-стр.41-43

23

Назовём слова-указатели

01.10

У-стр.44-46

24

Освоение личных местоимений

02.10

У-стр.46-49

25

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные («И у слов-помощников есть названия»)

05.10

У-стр.50-51

26

Обучение употреблению и написанию служебных частей речи

06.10

У-стр.51-52

27

Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи

07.10

У-стр.53-54

28

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны!» Части речи все важны!)

08.10

У-стр.55-56

29

Изложение: обучение рассказу о словах

09.10

30-

31

Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии

12.10

13.10

У-стр.38-56

32

Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова

Анализируют, сравнивают слова, делают умозаключения; читают информацию в учебнике и выделяют новые сведения, осваивают, новые термины, размышляют об их сущности и происхождении. Анализируют и сравнивают схематические модели слов, соотносят конкретные слова с моделями,  делают умозаключение, перепроверяют его анализом слов, делают вывод о различии форм слова и однокоренных слов, сравнивают его с выводом в учебнике; анализируют, рассуждают и группируют слова.

14.10

У-стр.57-58

33

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

Анализируют значение и строение слов, сравнивают их. Читают сообщения учебника для приобретения информации, используют её для решения языковых задач. Сравнивают вопросы к словам, выявляют отличия, соотносят слова и вопросы; находят и группируют слова по указанным признакам,  устанавливают их заданную последовательность; подбирают и выбирают слова. Анализируют текст, озаглавливают его, наблюдают за его строением, развитием мысли, выбором языковых средств. Действуют по освоенной инструкции; обсуждают решения вопросов. Списывают и пишут под диктовку, выполняют все освоенные орфографические действия; осуществляют совместную деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль.

15.10

У-стр.59-60

34

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного

16.10

У-стр.61-62

35

Закрепление изученного

19.10

У-стр.63-64

36

Контрольная  работа  по  теме:

«Слова, как части речи. Орфографические умения»

20.10

37

Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного («Имя существительное и имя прилагательное»)

Разграничивают по освоенным признакам самостоятельные и служебные части речи, слова разных частей речи. Выявляют ошибки мальчика-иностранца, исправляют их  и пытаются объяснить исправления. Дополняют и уточняют объяснения на основе информации учебника; работают с информацией, представленной в схематичной, табличной и изобразительной форме, переводят информацию в словесную форму; делают выводы и обобщают. Наблюдают за закономерностями языка,  формулируют их и применяют для решения языковых задач. Анализируют слова по указанным и самостоятельно выявленным  признакам, сравнивают их, соотносят друг с другом; применяют освоенные закономерности, правила и решают различные языковые задачи. Характеризуют слова по их моделям,  наполняют модели конкретным языковым материалом. Наблюдают за словами, выявляют новые закономерности  и особенности слов, осваивают правила изменения, употребления и написания слов, нормы русского языка. Знакомятся с инструкциями, алгоритмами действия, в том числе представленными в схематичном виде, накапливают опыт их применения. Конструируют предложения, сравнивают их, анализируют формы и употребление слов, выявляют погрешности, устраняют их. Находят в текстах примеры слов по заданным признакам.

Обобщают новые сведения по предложенным вопросам, соотносят их с изученными ранее, систематизируют материал. Обсуждают вопросы в парах, ведут диалог.

Списывают тексты, решают орфографические задачи, вычленяют пока не решаемые, устанавливают связи слов, характеризуют, классифицируют и группируют слова по освоенным признакам; разграничивают формы слов и однокоренные слова. Выявляют общий способ изменения всех имён.

Наблюдают за употреблением слов разных частей речи, за организацией  текста, за значением слов, объясняют значения.

21.10

У-стр.65-66

38

Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных

22.10

У-стр.67-68

39

Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных

23.10

У-стр.69-70

40

Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм»)

26.10

У-стр.71-73

41

Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений («Как ещё могут изменяться слова?»)

27.10

У-стр.74-75

42

Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа

28.10

У-стр.76-78

43

Освоение способа действия для определения падежей.

29.10

У-стр.79-81

44

Закрепление изученного

30.10

У-стр.82-84

45

Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных.

09.11

У-стр.85

46

Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам («Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем»)

10.11

У-стр.85

Продолжаем знакомиться с частями речи.

Глагол (32 ч.: 24 /8 р.)

47

Повторение изученного о частях речи

Отгадывают кроссворд, воспроизводят значения недавно освоенных терминов. Анализируют строение текста, характеризуют слова, как части речи. Выявляют и выписывают глаголы, наблюдают за их использованием в речи, воображают себя операторами, снимающими кино, проводят аналогию с  делением плёнки на кадры; сравнивают исходный текст с неудачным пересказом, обсуждают недостатки, делают вывод; по выделенным «кадрам» сами пересказывают текст.

Анализируют строение и языковые средства отрывка. Читают информацию в учебнике, сравнивают её со своими наблюдениями, получают совет. Анализируют и оценивают представленные пересказы, сравнивают их с текстами писателей, выявляют отличия, устанавливают роль глаголов, открывают «секреты» писателей; соотносят текст с иллюстрацией к нему, учатся выбору и употреблению глаголов. Анализируют морфологические признаки слов, списывают, решают орфографические задачи.

11.11

У-стр.87-88

48

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?»)

12.11

У-стр.89-90

49

Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы»)

Анализируют связи и изменения слов, обнаруживают и исправляют ошибки в образовании форм слов, объясняют исправления. Выделяют и анализируют формы глагола. Систематизируют и обобщают сведения об изменении глаголов, фиксируют  информацию в таблице; выявляют неизвестный способ изменения, осознают новую учебную задачу.

Наблюдают за изменением глаголов в диалоге, пытаются охарактеризовать изменение, осознают отсутствие нужных знаний и коллективно ставят учебную задачу. Анализируют схему, сопоставляют её с проведёнными наблюдениями и читают информацию учебника для приобретения новых знаний. Анализируют таблицу, сравнивают отличительные признаки времён глагола, выявляют существенные. Выводят способ действия для распознавания времён глагола, уточняют его по памятке и осваивают применение. Сравнивают способы изменения глаголов различных временных форм, в парах анализируют информацию таблицы, систематизируют сведения по таблице и словесному плану;  применяют новую информацию, с её помощью ведут рассуждения.

13.11

У-стр.91-92

50

Знакомство с системой времён глагола

16.11

У-стр.94-95

51

Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени

17.11

У-стр.96

52

53

Закрепление изученного

18.11

19.11

У-стр.87-96

54

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Обсуждают и оценивают мнение персонажа, высказывают свою точку зрения, уточняют состав необходимых действий по учебнику. Сравнивают изменения частей речи, действуют со словами, выводят способ определения части речи, проверяют его по памятке в учебнике. Размышляют над вопросом персонажа,  читают информацию в учебнике для ответа на заданный вопрос. Анализируют слова,  сравнивают их, классифицируют, преобразуют.

Находят в тексте нужную форму, сравнивают с другой формой, выявляют отличия. Читают сообщение в учебнике, приобретают новую информацию. По опознавательным признакам выявляют в тексте заданную форму глагола,  преобразуют её в другую, наблюдают за последовательностью выполняемых действий, уточняют и дополняют сведения о вопросах к глаголам в неопределённой форме. Выводят способ действия для постановки глагола в неопределённую форму, пользуются схематической опорной моделью, проговаривают нужный способ действия и применяют его. Преобразуют формы глаголов, комментируют свои действия,  фиксируют их, используют схему-план. Систематизируют новые сведения по вопросному плану, строят сообщения, рассказывают о новых знаниях и умениях дома.

Выявляют глаголы и характеризуют их по указанным признакам. Читают сообщение и выделяют новые сведения. Анализируют глаголы, ставят их в указанную форму, ведут рассуждение, проговаривают и комментируют свои действия. Выявляют наличие новой орфограммы, читают учебник,  узнают о способе решения задачи и решают её по словарю. Пользуются словарём, группируют и записывают слова.  Сравнивают глаголы по смыслу, выбирают нужные и конструируют текст. Решают различные орфографические задачи, используют освоенные способы действия, комментируют и объясняют свои решения. Анализируют, сравнивают, классифицируют и группируют  слова, преобразуют формы слов. Находят и исправляют ошибки в образовании форм глаголов, обращаются к словарю, наблюдают за формой глаголов в словаре, делают умозаключение и вывод о значимости умения ставить глагол в неопределённую форму. Анализируют тексты и составляют свои сообщения.

20.11

У-стр.97-99

55

Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола («Поговорим о начальной форме глагола»)

23.11

У-стр.100-101

56

Закрепление изученного

24.11

У-стр.102-103

57

Строение и написание глаголов в неопределённой форме

25.11

У-стр.104

58

Закрепление изученного

26.11

У-стр.105

59

Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов

 перед -ть

27.11

У-стр.106

60

Закрепление изученного

30.11

У-стр.107

61

Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)

Наблюдают за употреблением глаголов, определяют время, группируют по указанному признаку, сравнивают формы, преобразуют их и вновь сравнивают. Делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания».  Систематизируют ранее изученное,  читают учебник и выявляют новые сведения. Изменяют глаголы в соответствии с  установкой, действуют  по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы.

Устанавливают связи слов,  выявляют слова с неясным значением, пользуются словарём для выяснения значения. Анализируют слова, осознают  учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Сравнивают смысл предложений, слова по значению и строению, устанавливают их взаимосвязь.

Наблюдают за использованием  глаголов в речи, выявляют недочёты, объясняют и исправляют их. Выбирают наиболее точные слова и конструируют предложения. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.

01.12

У-стр.108-109

62

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний

02.12

У-стр.110-111

63

Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием

03.12

У-стр.112-113

64

Закрепление изученного

04.12

У-стр.114-116

65

Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях («Из прошлого – в настоящее»)

Наблюдают за употреблением и изменением глаголов в тексте, анализируют глаголы, изменяют их форму,  заполняют таблицу. Систематизируют изученное и дополняют информацию, читая учебник. Анализируют предложения и слова, выбирают глаголы по указанному признаку, обобщают сведения о значении форм настоящего времени. Сравнивают тексты по указанному признаку, анализируют формы глаголов, преобразуют их.

Выявляют и с помощью словаря устраняют нарушения норм языка; анализируют, сравнивают значения слов, выбирают нужные, конструируют предложения. Наблюдают за секретами писателей в использовании слов; находят в тексте слова по указанным признакам.

07.12

У-стр.117-119

66

Определение и образование форм глагола; наблюдения за употреблением в речи глаголов настоящего времени

8.12

У-стр.120-121

67

68

Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее»)

Находят глаголы по указанным признакам, уточняют порядок  действий; выявляют новые сведения и применяют их. Классифицируют глаголы, изменяют их, обсуждают наблюдения, решают орфографические задачи. Анализируют текст, выделяют части, характеризуют глаголы, наблюдают за значениями слов. Анализируют и оценивают приведённые ответы учеников, высказывают своё мнение, сравнивают его с мнением авторов. Выбирают задание для выполнения; анализируют слова, образуют различные их формы и  группируют. Систематизируют сведения, готовят вопросы для взаимоконтроля.

9.12

10.12

У-стр.122-124

69

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам («Проверь свои умения»)

Анализируют процесс решения задачи, выявляют ошибочные действия и вносят исправления. Уточняют способы действия, выполняют их, осуществляют взаимоконтроль. Преобразуют, конструируют текст. Анализируют слова словаря под указанным углом зрения, выбирают и выписывают нужные. Сравнивают слова, выявляют сходство и различие, группируют, списывают, определяют нужные буквы.

Выбирают задание для выполнения; находят в тексте слова по указанным признакам, выписывают их. Анализируют, классифицируют и группируют слова по различным признакам.

Списывают, пишут под диктовку, решают орфографические задачи, обсуждают решения, осуществляют взаимо- и самоконтроль. Оценивают

свои умения.

11.12

У-стр.125-127

70

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе

14.12

У-стр.128-130

71

72

Закрепление изученного

15.12

17.12

У-стр.131-132

73

Контрольная  работа  по  теме:

«Глагол»

16.12

25.12

74

Изложение с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица

Анализируют и обсуждают текст; выявляют средства выразительности речи, средства передачи определённых значений; сравнивают средства языка. Преобразуют  текст в заданном направлении, наблюдают за изменениями в использовании языковых средств. Выбирают более точные слова и выражения, конструируют отдельные предложения. Осознают последовательность событий, ход развития мысли, обсуждают их; воспроизводят текст в соответствии с установкой.

18.12

24.12

У-стр.133

75

Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии)

21.12

25.12

У-стр.134

76

Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды

Осознают речевую задачу, обсуждают её; знакомятся со способом решения, планируют будущие действия, определяют количество частей в тексте. Рассматривают рисунки, анализируют опорные слова, коллективно конструируют первые предложения. Работают в парах: обмениваются своими высказываниями, слушают друг друга, осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль.  Создают текст, проверяют и редактируют его.

22.12

24.12

У-стр.135

77

Создание текста «Как я сделаю…»

Рассматривают рисунки и знакомятся с текстом; планируют практические действия и обдумывают отбор слов, порядок предложений, обсуждают их и конструируют. Создают текст с опорой на  словесные «заготовки» или рисунки. Проверяют ясность текста, соответствие своему назначению; редактируют его.

23.12

26.12

78

Написание новогодних поздравлений

Обсуждают назначение поздравлений, требования этого жанра; обмениваются мыслями, советами. Определяют адресата, содержание поздравления, выбирают средства языка, советуются, пишут и совершенствуют  свои поздравления.

24.12

26.12

Что мы знаем о частях речи? (16 ч.: 12/4 р.)

79

Закрепление изученного 

Выбирают предложения для оценки своего отношения к учению, к школе; достраивают предложения, формулируют мысль. Определяют принадлежность слов к частям речи, сравнивают слова. Устанавливают значения, переданные суффиксом -л, окончаниями глаголов; характеризуют грамматические признаки слов. Анализируют текст, с точки зрения использованных частей речи, изменяют слова по указанным параметрам; выполняют инструкции, уточняют общие способы действия при анализе и записи слов. Готовят сообщения о частях речи в русском языке.

25.12

Часть2

У-стр.4

80

Повторение изученного о частях речи («Какие части речи тебе знакомы?»

11.01

12.01

У-стр.5

81

Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных («Чем похожи и чем различаются два имени: имя существительное и имя прилагательное?»)

Обдумывают проблему, сформулированную в теме урока, обсуждают ответ на заданный в учебнике вопрос. Анализируют и сравнивают слова, находят основания для их объединения; классифицируют слова по заданным признакам. Сравнивают слова по возможности изменения, выявляют связь между способностью слова к изменению и наличием окончания, делают умозаключение, вывод.  Устанавливают связи слов по смыслу и по форме. Повторяют общие способы действия при решении различных орфографических задач, планируют операции и выполняют их.   Готовят ответы на вопросы заголовка.

12.01

13.01

У-стр.5-7

82

Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть («Как отличить глагол от других частей речи? Что известно о неопределённой форме глагола?»)

Сравнивают слова по значению и строению, выявляют части слов, делающие слова похожими и одновременно различными, классифицируют слова по частям речи, доказывают решение. Группируют слова по частям речи, преобразовывают и изменяют слова, выявляют различия по смыслу и по форме. Наблюдают за строением глаголов, делают умозаключения об особенностях глаголов и их форм.

Решают различные орфографические задачи.

13.01

14.01

У-стр.8-10

83

Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени («Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?»)

Обсуждают, значение каждого времени, осмысливают особенности форм;  тренируются в выполнении общего способа действия для определения времени глагола, анализируют и используют внешние приметы каждого из времён. Наблюдают за значениями, скрытыми в окончаниях разных  времён, сравнивают их, делают умозаключение о различии значений, передаваемых глагольными окончаниями. Находят глаголы в текстах, характеризуют их признаки, выявляют и  обсуждают выбор автором формы глагола;  учатся употреблять в речи глаголы в разных формах.

14.01

15.01

У-стр.10-11

84

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи («Учимся анализировать (разбирать) глагол

как часть речи»).

Сравнивают назначение различных видов анализа (разбора) слов, дополняют систему новым видом разбора, включают его в ряд уже известных. Составляют план характеристики глагола, сравнивают его с планом в учебнике, осознают последовательность действий и выполняют их, пользуются образцом анализа глагола в устной и письменной форме. Систематизируют сведения о глаголе, анализируют, сравнивают, изменяют глагольные формы, осмысливают использование новых терминов, выявляют «прирост» своих знаний.

Выполняют различные вида анализа слов, решают разнообразные орфографические задачи, ориентируются при этом на общий способ орфографического действия. Работают со словарями учебника.

Сравнивают назначение различных видов анализа (разбора) слов, дополняют систему новым видом разбора, включают его в ряд уже известных. Составляют план характеристики глагола, сравнивают его с планом в учебнике, осознают последовательность действий и выполняют их, пользуются образцом анализа глагола в устной и письменной форме. Систематизируют сведения о глаголе, анализируют, сравнивают, изменяют глагольные формы, осмысливают использование новых терминов, выявляют «прирост» своих знаний.

Выполняют различные вида анализа слов, решают разнообразные орфографические задачи, ориентируются при этом на общий способ орфографического действия. Работают со словарями учебника.

15.01

16.01

У-стр.12-14

18.01

16.01

У-стр.15-16

85

Анализ глагола как части речи.

86

Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме

19.01

У-стр.17-18

87

Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах («Ещё об одной опасности письма»)

Анализируют языковой материал, делают умозаключение о наличии орфограммы, выявляют её опознавательные признаки, выводят способ действия для решения новой орфографической задачи и проверяют своё предположение по учебнику.  Осваивают способ решения новой задачи комментируют выполняемые действия, используют новую терминологию; классифицируют, группируют, изменяют слова; применяют ранее изученные орфографические правила.

20.01

У-стр.18

88

Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах

21.01

У-стр.19

89

Закрепление изученного

22.01

У-стр.20-21

90

91

92

Изложения. Обучение составлению плана,  детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени («Снова пересказываем и рассказываем»)

Сравнивают слова заголовка по значению и строению, выявляют сходство и различие. Читают и коллективно анализируют тексты с точки зрения темы, главной мысли, построения, использованных языковых средств. Озаглавливают тексты и его части; осмысливают понятие «план»,  анализируют готовые образцы планов и составляют свои.Наблюдают за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов. Соотносят тексты и иллюстрации, дополняют (при наличии задания) тексты своими суждениями.

Воспроизводят повествовательные тексты, накапливают опыт построения таких текстов, обсуждают способ действия при составлении плана; учатся пользоваться разными формами глаголов; пишут изложения, целенаправленно перечитывают их, ищут возможности для улучшения, редактируют их. Применяют весь комплекс орфографических умений.

Анализируют рисунки как источник будущего текста, обмениваются личными наблюдениями на заданную тему; обсуждают (коллективно и в парах) общее построение собственного текста, выбор слов, их форм, построение предложений, их связь друг с другом. Создают свои тексты, проверяют и редактируют их.

25.01

26.01

27.01

У-стр.22-27

93

Создание рассказа по картинкам

28.01

У-стр.28

94

Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям

29.01

У-стр.29

Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.: 13/4 р.)

95

Повторение изученного о предложении («Что ты знаешь о предложении?»)

Обсуждают ответ на вопрос заголовка, систематизируют изученное. Анализируют предложения с точки зрения передаваемого значения; выявляют границы предложений, аргументируют решение. Разграничивают набор слов и предложение, уточняют опознавательные признаки предложений; находят в тексте предложения определённых видов, конструируют предложения, выполняют при этом известный общий способ действия. Анализируют слова с указанных точек зрения.

1.02

У-стр.30-31

96

Знакомство с понятием

«член предложения» («Как слова- части речи становятся членами предложения?»)

Целенаправленно слушают учителя (читают информацию в учебнике),  проводят аналогию между строением предложения и составом семьи, осмысливают понятие «член предложения», соотносят его с другим – «часть речи»; осознают различие; выявляют условие, при котором слова становятся членами предложения. Читают учебник, находят новые сведения, дополняют ими имеющуюся информацию. Соотносят понятия «слово» и «член предложения», устанавливают различие, сравнивают количество слов и членов предложения в предложенной записи. Конструируют предложения и составляют свои, выявляют  в них количество слов, членов предложения и разных частей речи, сравнивают результаты количественного анализа, делают вывод о несовпадении  полученных данных, подтверждают умозаключение о различии обсуждаемых понятий.

2.02

У-стр.32-34

97

 Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления

Проводят опыт: пробуют предъявленные слова сделать членами предложения, убеждаются в невозможности построения предложения, выявляют недостающие условия; пытаются ответить на вопрос на персонажа.  Читают сообщение в учебнике и получают новую информацию; осмысливают понятие «главные члены» предложения. Выводят способ действия для выявления главных членов предложения, тренируются в его применении.

Наблюдают за способами выражения главных членов предложения, расширяют сведения о них, выявляют их в предложениях и характеризуют.

3.02

У-стр.34-35

98

Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом

4.02

У-стр.36-37

99

Закрепление изученного

5.02

У-стр.38-39

100

Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения («Зачем нужны другие члены предложения?»

Обобщают проводившиеся наблюдения, делают умозаключения о наличии в предложении других членов; продолжают наблюдения, ставят опыт, убеждаются в необходимости второстепенных членов предложения для выражения мыслей и чувств.  Разграничивают предложения и группы слов, осваивают новые термины, знакомятся с памяткой «Как характеризовать предложения?», выявляют новые сведения, тренируются в полной характеристике предложений.

8.02

У-стр.40

101

Закрепление изученного

9.02

У-стр.41-42

102

Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме (Устанавливаем связи слов»)

Обсуждают связь главных членов предложения, выполняют определённую последовательность действий: находят подлежащее и сказуемое, определяют число и род слова-подлежащего, ставят в ту же форму слово-сказуемое и записывают нужное окончание; выбирают буквы гласных в суффиксах и в окончаниях глаголов, наблюдают за заменой постфиксов -ся и -сь; исправляют ошибки. Анализируют схемы построения предложений, с опорой на них  конструируют предложения; ставят опыты, наблюдают за порядком слов в предложении, выбирают лучший; выделяют главные члены предложения и другие пары членов предложения, связанных по смыслу и грамматически, начинают овладевать необходимым способом действия. Разграничивают вопросы от одного члена предложения к другому «по смыслу» и «по форме», осваивают их практическое применение.

10.02

У-стр.42-43

103

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений

11.02

У-стр.44-45

104

Закрепление изученного

12.02

У-стр.45-46

105-

106

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи

Анализируют тексты с точки зрения их строения, построения предложений, устанавливают связи слов, выделяют пары членов предложения. Наблюдают за использованием средств языка, характеризуют способы усиления выразительности письменной речи. Выбирают наиболее точные слова и конструируют предложения. Анализируют и оценивают использование языковых средств в работах учащихся; проверяют работы с точки зрения грамотности, выявляют и исправляют ошибки, аргументируют исправления. Обобщают наблюдения о богатстве русского языка, осваивают использование различных по конструкции предложений; убеждаются в ограниченности своих знаний: не всем предложениям они могут дать характеристику, разграничивают предложения, структуру которых они могут или не могут охарактеризовать. Систематизируют изученные орфографические правила; работают с орфографическим словарём.

15.02

16.02

У-стр.47—49

107

Совершенствование грамматических и орфографических умений.

Совершенствуют приобретённые знания и умения, обсуждают (коллективно и в парах) имеющиеся трудности, повторяют, уточняют и систематизируют пройденное; анализируют языковой материал и тренируются в решении грамматико-орфографических и речевых вопросов (упражняются в синтаксическом разборе предложений, полном или частичном, в установлении связи слов, решают орфографические задачи), осуществляют взаимо- и самопроверку,  взаимо- и самоконтроль; делают обобщения; списывают и пишут под диктовку, применяют весь комплекс орфографических умений; работают со словарём.

Пишут диктант, выполняют все освоенные орфографические, а также грамматические (в соответствии с заданиями) действия; осуществляют самоконтроль. 

17.02

У-стр.49-51

108

Подготовка к контрольной работе

18.02

У-стр.51-52

109

Контрольная  работа  по  теме:

«Предложение»

19.02

110

Создание текстов изобразительного характера

Обсуждают тему и главную мысль будущей зарисовки, возможные языковые средства; ищут сравнения, метафоры (без термина),   анализируют,  обсуждают и оценивают предлагаемые варианты, выявляют средства выразительности речи, средства передачи определённых значений, способы ухода от неоправданных повторов слов; сравнивают средства языка. Планируют и создают свои тексты-зарисовки, проверяют их и редактируют.

22.02

У-стр.52-53

111

Создание текста-инструкции

Обсуждают требования к тексту-инструкции, план построения такого текста; выделяют основные части, характеризуют содержание каждой, сравнивают и выбирают языковые средства. Создают деловые тексты,  используют специальные слова, учатся избегать повторов слов. Проверяют и редактируют свои тексты, помогают друг другу, оценивают работы друг друга.

24.02

У-стр.54-55

И вновь о частях речи (20: 16/4р.)

112

113

Повторение изученного об именах («Вспоминаем об именах»)

Обсуждают особенности частей речи, анализируют, сравнивают и классифицируют слова; читают учебник и углубляют свои знания об именах существительных и именах прилагательных, сопоставляют части речи, проверяют свои решения по таблице на обложке в конце учебника; пользуются общим способом действия при определении частей речи; расширяют представление о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, доказывают принадлежность слов к группе имён существительных, оперируют для этого всем набором признаков: вопрос, значение, изменение. Объясняют значения слов, выявляют строение, выделяют однокоренные, анализируют звуковой состав, группируют слова.

25.02

26.02

У-стр.56-58

114

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей» («Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных»)

Сравнивают значение и изменение однокоренных имён существительных и прилагательных, выявляют различие этих частей речи по признаку рода, делают умозаключение о способе разграничения  этих имён. Группируют слова по указанному признаку, осознают трудности в определении рода некоторых слов; знакомятся со словарём «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей», пользуются им для решения поставленных задач. Устанавливают связи слов, делают вывод о необходимости для правильной связи слов узнавать род имени существительного. По вопросам определяют окончания имён прилагательных. Наблюдают за изменением имён прилагательных по родам в единственном и во множественном числе, делают вывод об отсутствии такого изменения во множественном числе, проверяют его по учебнику. Устанавливают связи слов и определяют род и число имён существительных и прилагательных.

29.02

У-стр.59-62

115

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

Анализируют и осмысливают схематически представленную информацию о способах определения безударных окончаний имён прилагательных, формулируют выявленную закономерность словесно; определяют необходимую последовательность действий. Планируют алгоритм определения безударного окончания имени прилагательного и осуществляют его, комментируют свои действия.

1.03

У-стр.63-64

116

О значении имён прилагательных

Выявляют в тексте имена прилагательные, устанавливают их связи с именами существительными. Расширяют представление о разновидностях имён прилагательных (узнают об  именах прилагательных со значением принадлежности). Восстанавливают пропущенные названия падежей, определяют падежи имён существительных и упражняются в изменении по падежам имён: существительных и прилагательных. Анализируют текст, выбирают нужные по смыслу слова и конструируют сочетания слов, выполняют необходимые рассуждения и определяют окончания имён прилагательных.

2.03

У-стр.65-66

117

118

Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных

3.03

4.03.

У-стр.67-68

119

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи

Знакомятся с планом морфологического разбора имён существительных и имён прилагательных, сравнивают его с планом разбора глагола, делают вывод, что план анализа единый, учатся проводить морфологический разбор слов.

7.03

5.03

У-стр.69--71

120 - 121

Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)

Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки, делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящими на конце; проверяют заключение по учебнику и выводят орфографическое правило. Убеждаются в наличии орфограммы на конце существительных после шипящих, фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником, планируют свои действия и осуществляют их при записи слов; пользуются словарём «Какого рода и числа слово?». Анализируют «работу» ь, классифицируют и группируют слова; подбирают синонимы для объяснения значения слов, проверяют записи. Выбирают задания для выполнения, осуществляют взаимоконтроль.

9.03

10.03

6.03

У-стр.72-73

122-

123

Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе

Повторяют и систематизируют изученное,  отрабатывают введённые способы действия, обеспечивающие решение грамматических и орфографических задач; коллективно выявляют трудности в выполнении действий, находят и исправляют специально предъявленные ошибки в способе действия и его результате; осуществляют взаимо- и самоконтроль, оценивают свои умения, совершенствуют их.

Пишут диктант и выполняют грамматические задания. Осуществляют самоконтроль. 

11.03

14.03

У-стр.74-75

124 - 125

Закрепление изученного

17.03

16.03

У-стр.76--79

126

Контрольная  работа по теме «Части  речи»

15.03

127

128

Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» («Учимся правильно употреблять слова»)

Осваивают слова «трудного» рода и числа, учатся правилам согласования с этими словами имён прилагательных, обнаруживают и исправляют  грамматические и лексические ошибки; работают со словарём трудностей.

18.03

30.03

У-стр.80-82

129

Изложение: обучение правильности и точности речи («Расскажи другим весеннюю сказку»)

Анализируют текст с точки зрения темы и главной мысли; выявляют строение текста, составляют его план; наблюдают за построением предложений, за их связью, за выбором языковых средств; ищут слова- подсказки для связи частей текста. Письменно пересказывают текст, проверяют и редактируют его.

01.04

У-стр.83-84

130

Создание словесных зарисовок («Наблюдаем за облаками»)

Анализируют тексты писателей, находят сравнения, определяют к ним своё отношение. Рассматривают  рисунки художника, сравнивают изображённые облака с различными  предметами, животными, строят свои предложения на основе опорных слов.

Наблюдают за облаками, всматриваются в них, находят равнения и пробуют создать свои словесные картинки; перечитывают их, оценивают, проверяют и редактируют.

31.03

У-стр.85-86

Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.: 11/6р.)

131

Повторение общих сведений о частях речи и предложении («Весна, весною, о весне…»)

Читают отрывки из стихотворений, по опознавательным признакам разграничивают группы слов и предложения;  определяют падежи, выявляют отсутствующие, составляют предложения. Анализируют «секреты» рисования словом, устанавливают связи слов, решают орфографические задачи; наблюдают за явлениями омонимии, определяют части речи, анализируют слова; разграничивают изученные и неизученные орфограммы; списывают тексты, выбирают слова для различных видом анализа.

4.04

У-стр.87-88

132

Изложение с элементами сочинения на основе картины

Анализируют картину, воображают  происходящее, обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и чувства, слушают других. С опорой на картину заканчивают предложения. Предполагают строение будущего текста, планируют его части. С опорой на «заготовки» предложений словами рисуют картину, сравнивают картину и её словесное описание, редактируют его. Читают слушателям свой текст, оценивают его по их восприятию.

5.04

У-стр.89

133

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели («Загадочное предложение о глокой куздре»)

Читают словесную модель предложения, выявляют отсутствие лексического значения и общего смысла. Анализируют предложение и его слова, делают умозаключение о наличии у слов грамматического значения, характеризуют его. Сравнивают реальные предложения с моделью, выявляют различия слов. Обсуждают порядок действий при построении предложений; конструируют реальные предложения в соответствии с моделью, сравнивают слова предложения и модели по грамматическим признакам, оценивают их соответствие.

6.04

У-стр.90-91

134

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. («Что ты знаешь о словах?»)

Обобщают знания о словах, анализируют модели слов, предполагают возможные грамматические признаки слов, характеризуют слова по моделям, подбирают соответствующие слова, выявляют наличие в них лексического значения. Находят слова по описанию их лексического значения, подбирают слова по указанным признакам. Сравнивают написание слов, группируют их по заданным параметрам, характеризуют грамматические признаки, обобщают, систематизируют сведения. Анализируют слова с разных точек зрения. Обсуждают строение текста, списывают и завершают его, решают орфографические задачи.

Выявляют различные нарушения правильности речи, обращаются к словарям учебника, исправляют ошибки и объясняют исправления. Анализируют тексты, употребление в них слов, сравнивают, группируют слова; объясняют значения слов, выявляют связь между значением и написанием. Обобщают и систематизируют изученные сведения, пользуются учебником как справочником; используют приобретённые знания для решения различных  языковых и речевых задач.

7.04

У-стр.92

135

Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями

8.04

У-стр.93-94

136

Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения

11.04

У-стр.95-96

137

Закрепление изученного

12.04

У-стр.97-98

138

139

Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание  изложений

(«Ещё немного из истории слов»)

Объясняют значения слов, составляют предложения. Читают тексты, знакомятся с происхождением слов, схематически изображают процесс появления слова. Анализируют тексты с точки зрения их содержания и строения, дополняют их нужными словами, наблюдают за построением предложений, за их связью, за выбором слов. Обсуждают план текста, каждую часть,  значение и написание слов. Определяют посильность текста для письменного пересказа; пересказывают его (письменно или устно друг другу) с опорой на ключевые слова.

13.04

14.04

У-стр.99-100

140

Написание изложения

15.04

У-стр.101

141

142

Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе («Снова проверяем свои умения»)

По предъявленным  моделям определяют и повторяют изученные правила, систематизируют их,  соотносят примеры со схематически обозначенными правилами. Проверяют предложенные записи, находят и исправляют ошибки, объясняют исправления, выявляют и обсуждают недостатки в способе применения правил; практикуются в использовании словаря. Списывают тексты, находят орфограммы, классифицируют их как освоенные и неосвоенные, выполняют требуемые орфографические действия. Составляют на основе словаря словарные диктанты, пишут их, выполняют все орфографические действия при письме под диктовку. Проверяют написанное. Выполняют задания тестового характера. Находят в тексте предложения, слова по указанным признакам, анализируют, группируют их, выполняют с ними различные действия.

18.04

19.04

У-стр.102-104

143

144

145

Совершенствование орфографических и грамматических умений

20.04

21.04

22.04

У-стр.105106

146

Итоговая контрольная работа

25.04

147

Продолжение и обсуждение итоговой контрольной работы

26.04

Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч.: 13/3р.)

148

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».

Читают предложение, оценивают его ясность,  предполагают причину неясности; сравнивают предложение с текстом, делают умозаключение, проверяют его и дополняют сведениями из учебника. Наблюдают за построением текста, сравнивают предложения, выявляют отличия. Знакомятся с новыми понятиями, на основе учебника раскрывают их содержание. Размышляют о процессе снятия кино, проводят аналогию с процессом речи, открывают приём, помогающий различать тексты разных типов; проверяют предположение по учебнику. Анализируют текст, применяют новый приём, выделяют в тексте нужные части, графически обозначают их, оперируют новыми понятиями.

Читают и анализируют тексты, по освоенным признакам находят нужные фрагменты текста, оперируют новыми понятиями. Наблюдают за построением предложений, обсуждают выбор слов, «открывают секреты» писателей. Письменно пересказывают тексты по частям или списывают их.

27.04

У-стр.107-108

149-

150

Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием.

28.04

29.04

У-стр.109-110

151

Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста

Анализируют предложения со значением оценки, сравнивают их; предполагают типы текстов, для которых они предназначены. Читают тексты, характеризуют их, выбирают для них предложения со значением оценки, обсуждают и обосновывают решения. Выявляют основную мысль каждого текста, соотносят её с конкретным предложением, делают умозаключение о назначении предложений со значением оценки; проверяют предположение по учебнику, иллюстрируют его примерами. Анализируют и редактируют тексты,  дополняют их своими предложениями. Систематизируют новые сведения о речи, обобщают свои знания о текстах, их видах и процессе создания.

3.05

У-стр.111-113

152

Совершенствование речевых умений

4.05

+5.05

У-стр.114-115

153

Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям («Словами рисуем действия»)

Перечитывают знакомые тексты, вспоминают «секреты» писателей, соотносят их с типом текста, делают выводы о возможных способах повышения выразительности повествований. Рассматривают серию рисунков, обсуждают содержание и последовательность действий. Выявляют главную мысль художника, формулируют её. Коллективно планируют возможное построение текста, его части, строение предложений и выбор слов. Воображают произошедшие события и с опорой на рисунки создают свой текст; проверяют и редактируют его. Готовят рассказы о забавных случаях с животными.

5.05

У-стр.116-117

154

Знакомство с особенностями словесных этюдов.

Выявляют неизвестное понятие, знакомятся с его содержанием по учебнику (слушают учителя). Перечитывают знакомые тексты и подводят их под новое понятие. Анализируют тексты с разных точек зрения, выявляют «секреты» писателей, находят сравнения, выбирают их из предложенных, подбирают сами. Рассматривают рисунки, делятся личными наблюдениями, размышляют над предложенной главной мыслью, обмениваются мнениями о способах её раскрытия, о содержании текстов, их типах, особенностях выбора слов и построения предложений. Создают свои тексты на основе рисунков и личных наблюдений, пишут их, редактируют и обсуждают.

6.05

У-стр.118-119

155

156

Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника

10.05

11.05

У-стр.120

157

158

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям

12.05

12.05

159 – 160

161

Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. («Я умею писать…»)

Отгадывают кроссворд, вспоминают признаки и названия освоенных жанров речи. Читают тексты, анализируют их, определяют и указывают жанр каждого; дополняют тексты недостающими частями.

Выбирают типы текстов, которые будут создавать, уточняют требования к ним, обсуждают и планируют процесс создания, решают вопрос об адресатах речи; обдумывают,  пишут и  редактируют тексты разных жанров

13.05

16.05

17.05

У-стр.121

162- 163

Совершенствование речевых умений

18.05

19.05

Подводим итоги, строим планы (6 ч.)

164-

170

Перелистывая учебник…

Анализируют оглавление учебника, содержание справочных страниц, вспоминают изученные вопросы, обсуждают и оценивают приобретённые знания и умения. Коллективно (в группах) разрабатывают викторины, конкурсы, формулируют вопросы, обдумывают ответы, обсуждают и планируют форму проведения, участвуют в осуществлении плана. Обмениваются мнениями об уроках русского языка, о важности хорошего владения русским языком, аргументируют свои мысли, иллюстрируют их; вспоминают различные эпизоды, обсуждают трудности и способы их преодоления. Предполагают вопросы, которые должны изучаться в дальнейшем.

20.05-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...