«Благодарность – признак благородства души»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Красносельцева Ольга Александровна

Школа призвана взращивать человека, личность. Именно это составляет сегодня цель и основной резулоьтат образования. Проблемма духовно-нравственного развития детей особенно актуальна для учителей начальной школы, ведь именно здесь закладывается ядро личности ребёнка. Путь к решению проблемы я увидела в идеях классической гуманной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_urok-_blagodarnostattest.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового урока развития речи в 4 классе по теме:

         «Благодарность – признак благородства души»

(Из опыта работы, направленной на духовно–нравственное развитие  младших школьников)

         Школа призвана взращивать человека, личность. Именно это составляет сегодня цель и основной результат образования. Проблема духовно –нравственного развития детей особенно актуальна для учителей начальной школы, ведь именно здесь закладывается ядро личности ребенка. Путь к решению проблемы я увидела в идеях классической гуманной педагогики: ребенок не готовится к жизни, он уже живет; следовательно, можно и нужно воспитывать его средствами любого школьного предмета. Неисчерпаемыми возможностями для развития духа, нравственности, мышления, творчества обладает родной язык. Поэтому уроки русского языка и развития речи были переосмыслены мною с позиции гуманно-личностного подхода Ш.А.Амонашвили.

                                        

Конспект итогового урока развития речи в 4 классе по теме:

         «Благодарность – признак благородства души»

(Из опыта работы, направленной на духовно–нравственное развитие  младших школьников)

          Урок проводится совместно с родителями и ему предшествует серьезная подготовка. Учитель пишет каждому ученику письмо, в котором отмечает то лучшее, что проявилось в ученике за время учебы. Это письма - напутствия, в которых нет общих фраз. Заранее ученики пишут письма благодарности своим родителям. Письма хранятся у учителя до начала урока.

Цель урока:

 Способствовать развитию у детей благородных морально-нравственных качеств, используя примеры из жизни великих людей, размышления и притчи мудрецов.

Задачи:

- Продолжить формирование представления о человеке как о духовном и нравственном существе.

- Вызвать интерес к размышлению над феноменом слова, желание заглянуть в свое сердце.

- Создать нравственную среду для проявления лучших качеств учеников, их родителей, учителя.

Ведущая идея: Через постижение смысла Слова способствовать открытию ребенком своего внутреннего мира, утверждению общечеловеческих ценностей и становлению Человека.

        Лейтмотив: «Благодарность не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей» Марк Туллий Цицерон.

        На доске перечень текстов, с которыми дети знакомились в ходе подготовки к уроку:

- Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». Притча

- Леонардо да Винчи «Сыновья благодарность». Притча.

- В.А.Сухомлинский « Для чего говорят «спасибо»? Рассказ

- « Благодарность Великих», «Два ангела».  Притчи.

- Притчи о Солнце, о десяти прокаженных, об Ангелах-Хранителях

- Легенда о васильках.

- Марианна Озолиня. Стихи.

        Ход урока:

Организационный момент урока.

Учитель обращается к классу с просьбой помочь состояться уроку:

- Дети, я долго обдумывала этот урок, долго готовилась к нему. Урок потребует от каждого из нас напряжения духовных сил. Давайте поможем друг другу, чтобы урок состоялся.

        Актуализация опорных знаний и сообщение новых.

- Сегодня у нас итоговый урок. Мы вместе с вами и родителями прожили четыре школьных года, мы все стали другими внешне и внутренне. Завтра внешне вы будете все теми же мальчиками и девочками, но что-то внутри вас изменится, вы подниметесь на еще одну ступень своей человеческой жизни. Подъем этот готовился годами учебы, и в нем вам помогали родители и учителя. А сегодня мы все вместе порадуемся тому хорошему, что у вас уже есть. Именно для этого наш урок.

- Обратимся к словам В.А.Сухомлинского, которые были лейтмотивом многих наших уроков.

Доска: «Человеком нужно не только родиться, Человеком нужно стать!»

У.  Обсудим это. Почему человеком становятся, кто в этом помогает?

- Известно, что период детства и взросления  самый длинный у человека из всех живых существ на Земле. Детство – это роскошь, потому что природа дает человеку время для самого себя, не требуя отдачи. Почему же именно человеку досталась от природы эта «роскошь»?

- Кто такой человек?

Дети работают в группах и заполняют схему опорного конспекта на доске. Человек – это тело, дух и душа.

Душа – это внутренний мир человека, то, чем он дышит. Дух – это сознание человека, то, что побуждает его к действиям, определяет поведение.

Человеку необходим длительный период детства для приобретения жизненного опыта, освоения культурных и духовных традиций.

        -У. Спасибо, дети за ваши мысли. А говоря словами М. Озолиня:

                Наш дух крылатый –

                        словно свет звезды,

                В нем наше сохраненное

 сознание

                И устремления,

                        которые чисты,

                И опыт,

                        и накопленные знания…

         Дух и душа, так же как и тело, нуждаются в питании и поддержке. Это длительный процесс. Можно сказать, что детство – это дар Природы человечеству для того, чтобы оно впитало в себя культуру и духовный опыт всех предыдущих поколений.

         Для проявления Духа и Души через тело нужны условия. Какие это условия? Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел»:

        По небу полуночи ангел летел,

                И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

        Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

        Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

        Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

        Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

        Ей скучные песни земли.

- У. Почему душа томится, чего ей не хватает на земле?

Обсуждается стихотворение. Высказываются мнения групп.

Д. Для человеческой души на земле нужны защитники и хранители, для того чтобы, окрепнув, она могла проявиться через миссию человека, через его дело на Земле.

- У. Кто же они, Ангелы-Хранители ваших детских душ здесь, на Земле? Послушайте притчу.

Когда душе ребенка пришло время родиться на Земле, она обратилась к Богу с такими словами:

- Мне очень страшно идти на Землю, разреши, Господи, мне не рождаться.

Бог ответил:

- Не бойся, я дам тебе Ангела-Хранителя.

- Как же я его узнаю?- спросил малыш.

- Очень просто. Это будет твоя мама, - сказал Бог.

Родители – ваши светлые Ангелы-Хранители. Они оберегают ваше взросление, ведут неустанную борьбу с силами тьмы, создают среду, в которой душа ваша проявит себя и окрепнет. Помните ли вы об этом?

- Дети говорят о своей благодарности родителям, читают стихи Марианны Озолиня:

        Молитва материнская –

защита и спасенье.

                Птенцам своим любимым

                        в миг горестных крушений

                Открыто сердце матери.

                        К нему, как к алтарю,

Вернутся со словами:

        «люблю», «благодарю»

        - У.  «Благодарю» - давайте раскроем суть этого слова.

        - Д. В этом слове два корня: благо и дар. Благо – это добро, произнося «благодарю», мы делимся частью нашего блага, дарим добро, отвечаем добром на добро. Благодарность нужна всем и всему: людям, птицам, зверям, всей Природе. Она увеличивает количество добра на Земле. Об этом говорится в мудрых притчах, которые мы прочитали. Например,  притчи Леонардо да Винчи «Сыновья благодарность», Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» учат тому, что выросшие дети должны быть благодарными, то есть  ДАРИТЬ родителям БЛАГО, добро и не только словами, но прежде всего делами.

        - У. Вы молодцы,  правильно раскрыли  деятельностную природу слова «благодарю» -  дарю благо, делаю добро.  К сожалению, способность быть благодарным – это дар, отличающий не всех людей. Послушайте Евангельскую притчу  об исцелении десяти прокаженных:

        Как-то по пути в Иерусалим Иисус Христос встретил десять человек, которые издали стали громко просить Его об исцелении от проказы. После беседы с Иисусом Христом все они ушли, но вдруг обнаружили, что они уже здоровы и все радовались. Однако только один из них возвратился назад, упал в ноги Иисусу Христу и громко благодарил его.

        - Как вы это объясните? Поделитесь своими мыслями.

        - Д. Часто мы принимаем добро от других людей как должное, забываем благодарить за добро. Об этом говорится в притче «Два ангела», в притче о Солнце.

        - У. Давайте обратимся к народной мудрости. Благодарность исходит из сердца, поэтому я написала пословицы о благодарности на сердечках. Но пословицы рассыпались, соберите их, объясните смысл и поместите на Дерево Благодарности.

(Каждая группа получает по несколько « рассыпавшихся» пословиц и  пробует их восстановить.)

        Дети читают пословицы, объясняют их смысл, помещают на Дереве Благодарности:

Где слова привета, там улыбка для ответа.

Сделав другу добро, себе жди того же.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Велико слово: спасибо. И т.д.

Вывод детей: русский народ воспевает благодарность как лучшее качество человеческой души.

- У.  В фольклоре любого народа эта же мысль. Например, прочитайте казахские пословицы:

Достойный человек век добро помнит.

Утолив жажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодари того, кто его посадил.

Эта же мысль звучит в афоризмах достойнейших представителей человечества: (от каждой группы зачитываются афоризмы)

«Благодарность – прекраснейший из цветков души» Генри Бичер.

«Благодарность – признак благородства души». Платон

«У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит». Пьер де Бомарше

«Мы ни за что не бываем так благодарны, как за благодарность» Эбнер Эшенбах

«Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторить их». Френсис Бэкон

(Афоризмы после обсуждения  помещаются на Дерево Благодарности)

        - У. Чтобы глубже осмыслить, что такое благодарность, обратимся к мыслям философа и мудреца Ивана Ильина:

        (Доска) «…Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас. Созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить».

                Итог обсуждения записан на доске в виде незаконченного предложения:

        «Человеком ты становишься тогда, когда испытываешь

        _______________________________________________»

        Группы предлагают свои варианты. Все говорят о человеческом качестве благодарности.

        - У. Родители, наши Ангелы-Хранители, достойны благодарности. У нас для них есть письма благодарности. Мы писали их заранее, в тишине, обдумывая каждую фразу. Дети, поверьте мне, отнеслись к этому очень серьезно. Они хотели написать вам в письмах то, что не скажешь словами. Это не просто письма благодарности. Это письма человеческой зрелости ваших детей.

Потому что человеком ты становишься тогда, когда испытываешь благодарность и можешь ее проявить.

        Дети вручают письма родителям.

        - Дети, вы росли в семье, окруженные теплом и любовью близких. Вы росли в школе, окруженные учителями. Вы знаете, что слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. (Из размышлений Алексия II). О какой лестнице идет речь?

        Дети: о лестнице духовного восхождения человека, которая описана Иоанном Лествичником в его книге «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения и последняя, верхняя, названа «Любовью».

        -У. По лестнице духовного восхождения поднимается каждый человек всю жизнь. Для этого нам жизнь и дана. Я, ваш учитель, одновременно учусь у других людей, которых считаю своими учителями. Мои учителя – это моя первая учительница Нина Ефимовна Писарева, великие учителя Василий Александрович Сухомлинский, Леонид Владимирович Занков, Шалва Александрович Амонашвили, Валерия Гивиевна Ниорадзе, Януш Корчак. Эти имена хорошо знакомы вам.  Образ жизни, мысли этих светоносцев влияют на мою жизнь и мысли и через меня влияют на вас. Сегодня я хочу  выразить им благодарность за то, что они научили меня видеть в вас самое главное. За суетой каждого дня не упустить того, ради чего стоит жить. Благодаря им я стала такой, какая есть. Готовясь к уроку, я думала о вас, таких разных и неповторимых. Я думала о вас, и мои учителя помогали мне  написать вам в письмах самое главное о каждом из вас. Вот эти письма.

        Каждому ученику вручаются письма, а пока дети их читают, учитель обращается к родителям.

        -У. Дадим возможность детям побыть наедине с письмами, а для вас я приготовила еще одну притчу:

                Ходит по миру Мудрец

        Сидит Мудрец на камне.

        Собрались вокруг него жители села и пожаловались на своих предков:

        Надо же им было думать о будущем, когда строили мост! Сто лет не выдержал! Сегодня он провалился и чуть было не погибли дети, которые возвращались из школы!

        Спросил Мудрец:

- Кто есть для вас дети, о которых вы заботитесь?

- Как кто? Наши сыновья и дочери, наши внуки; кому повезет  - и правнуки…

Спросил опять Мудрец:

- а ваши пра – пра – пра – пра- внуки тоже вам дети? Вы заботитесь о них?

Люди засмеялись.

- Какие они нам дети! Мы их не увидим и знать не будем! И зачем нам о них заботиться? У них будут свои родители, пусть они и заботятся о собственных детях.

Сказал Мудрец:

- Послушайте притчу. Пришел к людям пророк и объявил:

- Я – пророк.

- Тогда скажи нам пророчество, - сказали люди.

- Я пришел, чтобы сообщить вам: ровно через триста лет на этом же месте будет большой потоп. Он будет неожиданным для людей, нагрянет ночью и сметет поселение. Погибнут все, в том числе и дети. Но вы можете их спасти, если построите высокие дамбы у моря…

- Ты нам лучше скажи, что будет с нами спустя три дня, а не что будет с какими-то людьми спустя триста лет… Какое нам дело до них… Тогда никого из нас, из наших детей и внуков, не будет в живых…- стали роптать люди.

- Но они ведь будут вашими потомками, продолжателями вашего рода! Позаботьтесь о них, чтобы они  спаслись! – настаивал пророк.

- У нас и так много забот… Пусть они сами позаботятся о себе…

И люди не построили дамбы. Они обрекли на гибель своих отдаленных потомков..

Мудрец умолк.

Люди, собравшиеся вокруг него, задумались. Один из них сказал:

- Мудрец, объясни притчу!

Ответил мудрец:

- Мосты будут рушиться и впредь и до тех пор, пока вы не поймете, что каждый из вас есть родитель не только собственного Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих надо воспитывать с чувством заботы о будущих поколениях.

Дорогие родители, перед вами большая ответственность за воспитание будущих поколений в лице ваших детей.

Когда будет особенно трудно, не допускайте мыслей, что ребенок не оправдывает ваших надежд. Ваш ребенок именно ваш и дан только Вам. Больше не повторится то чудо, которое в лице Вашего Ребенка доверено Вам Творцом. Чтобы в любой ситуации сохранять Веру в Ребенка, обращайтесь к молитве родителей. Вот она:

                Господи!

        Открой нам глаза и

        Дай понять сердцем,

        Что ты присылаешь его

        Для нашего пробуждения.

        Дай увидеть в нем Тебя Самого

        И помоги нам постигнуть мудрость:

Истинное воспитание Ребенка есть воспитание самих себя.

Итог урока:

- Заканчивается наш урок. Мы говорили сегодня о благодарности потому, что…(группы высказывают свои  мнения)

- Мне приятно и радостно смотреть на вас не только потому, что вы повзрослели, а еще и потому, что в каждом из вас уже живет образ настоящего Человека.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: «Светлый и чудесный мир благородства. Сказка Г.Х. Андерсена « Ромашка».

Данная методическая разработка включает конспект урока и презентацию. Может быть использована на уроке литературного чтения в 3 классе после изучения раздела "Зарубежные писатели".Цель: показать...

Классный час "Благородству открываются сердца"

Методическая разработка классного часа в 4 классе "Благородству открываются сердца"...

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"...

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"

Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"конспект урока...

Благодарность - это... Слова благодарности

Внеклассное мероприятие для конкурса "Классный классный"...