О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шайгараева Лариса Илюсовна

О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к инструктивно-методическому письму

«О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»


Пояснительная записка к инструктивно-методическому письму «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»

Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку» является продолжением работы городского научно-методического центра (ГНМЦ) по реализации индивидуального подхода к детям, испытывающим трудности в обучении русскому языку в 1-9 классах.

Учителя, работающие с проблемными детьми, испытывают трудности в оценивании письменных работ. Не имея нормативно-правовой базы по критериям оценок, учитель вынужден оценивать работы ученика по общим требованиям, т. е. у педагога нет критериев, которые бы помогли оценить работу ребёнка адекватно его развитию, создать ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению русскому языку.

Письмо рекомендовано учителям русского языка, работающим в 1-9 классах образовательных учреждений 5, 7 вида и общеобразовательных классах, в которых обучаются дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе к обучению.

Инструктивно - методическое письмо состоит из 2 разделов:

- первый раздел включает информацию о видах дисграфии, дислексии, общих методических подходах в комплексной работе с детьми, имеющими трудности в обучении русскому языку.

- второй раздел посвящён критериям (нормам) оценок письменных работ обучающихся по русскому языку в 1-9 классах образовательных учреждений 5,7 вида и для обучающихся общеобразовательных школ, в которых есть дети, нуждающиеся в индивидуальном подходе к обучению русскому языку.

Инструктивно-методическое письмо

«О едином подходе к обучению детей

с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»

Раздел 1

Методические подходы в комплексной работе с детьми,

имеющими трудности в обучении русскому языку.

Система специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии).

Выделяют следующие виды дисграфии и дислексии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает на почве расстройства устной речи. Ребёнок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

2. Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.

класс

Объем контрольного диктанта и списывания на конец года

Объем словарного диктанта

1

15

7-8

2

30

8-10

3

55

10-12

4

75

12-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для детей с нарушениями письменной речи для самостоятельного выполнения на уроке и дома

В каждой группе по исправлению нарушений письма есть ученики, успевающие выполнить задания логопеда быстрее остальных. Чтобы эти дети не скучали во время логопедического занят...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

Преодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал)

Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в пр...

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

В стьтье рассматриваются приёмы развития пространственных представлений у детей на логопедических занятиях....

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи.

Диагностика и устранение дизорфографии у детей с нарушением письменной речи....