Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Бабарыка Галина Витальевна

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_po_russkomu_yazyku_3.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к курсу «Русский язык» (3 класс)

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа составлена для  класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования  и науки РФ от  06.10.2009  № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования  и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060,  от 29.12.2014 №1643).  
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования  по русскому языку;
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол №____;  утвержденного приказом директора № _____ от 31.08.2015;
  • Образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  •  Учебного плана для 1-4  классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № _____ от 31.08.2015;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 31.03.2014 № 253),  с._____
  • Авторской программы по предмету: Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль  /С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы:

               

         Данная программа соответствует федеральным образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

                                 Для реализации рабочей программы выбран УМК, разработанный Н.Ф. Виноградовой, потому что данный УМК имеет преимущества перед другими.

        Во-первых, данный УМК предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность  содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программы не только на постепенно расширяющийся круг сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий.

       Во-вторых, учебники по русскому языку разработаны на основе межпредметной и широкой внутрипредметной интеграции, что создаёт условия для индивидуализации обучения, для формирования общеучебных умений, существенно усиливает его развивающий эффект.

      Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Основная цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

                                      Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения

предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

               Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

       Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с

основными положениями науки о языке.

               Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слов, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученик.

               Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

               В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых

соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание»

и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель

обучения.

                           Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую  (познавательную )цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка; уроки блока соответствуют содержательной линии «Система языка» .

 Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели – сформировать у учащихся навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; уроки блока соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация».

 Уроки блока «Развитие речи» направлены на достижение социокультурной цели в аспекте совершенствования коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения; уроки блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи».

Данная программа предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока.

                            Такое структурирование курса позволяет: успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за

немотивированного смешения различных видов работы.

Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

       

          Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как  явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

                                  Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.

                   Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Место предмета в учебном плане

Количество часов по учебному плану ОУ по русскому языку в 3 классе составляет 5 часов в неделю (170 часов в год), что в полном объёме соответствует вышеуказанной авторской программе.

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Блок «Как устроен наш язык»

62

3

Блок «Правописание»

53

9

Блок «Развитие речи»

30

1

Резервные уроки (ККР)

25

1

Итого:

170

14

Перечень контрольных работ

№ п/п

Вид деятельности

Раздел программы

Количество

Списывание

Блок «Правописание»

1

Диктант (текущий и итоговый)

Блок «Правописание»

8

Контрольная работа (текущая)

Блок «Как устроен наш язык»

3

Контрольное изложение

Блок «Развитие речи»

1

Комплексная контрольная работа (ККР)

1

Итого:

14

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Резервные 25 часов в соответствии с рекомендациями авторской программы использованы для проведения контрольных и проверочных работ, а также с целью отработки наиболее важных или трудных тем.

Формы, методы  и технологии обучения

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Методы и технологии обучения:

  • практический
  • наглядный
  • словесный
  • исследовательский
  • проблемный.
  • проблемная ситуация.
  • работа с  текстом, со схемами
  • наблюдение за значением слов
  • сравнение
  • работа с таблицей
  • работа с иллюстрацией учебника
  • коллективное формулирование выводов
  • орфографический тренинг
  • коллективное обсуждение
  • отработка действия алгоритма
  • самостоятельная работа по подбору проверочных слов и др.

         Формы контроля обучающихся по предмету – устный опрос, проверочные и контрольные  работы, диктанты. Форма итоговой аттестации обучающихся – итоговая административная контрольная работа.

                Тексты контрольных работ представлены в Приложении.  Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №59».

                        За выполнение контрольной работы к блоку "Как устроен наш язык" ставятся следующие отметки:

  • "5" – за безошибочное выполнение всех заданий;
  • "4" – если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
  • "3" – если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;
  • "2" – если ученик не справился с большинством заданий.

Тестирование

                        Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик в квадрате рядом со всеми верными ответами (одним, двумя или тремя). За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все правильные ответы). Если ребенок отметил не все правильные ответы, то задание считается выполненным неправильно и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. 

  Отметки за выполнение теста:

  • "5" – если ученик набрал 13–14 баллов;
  • "4" – если ученик набрал 10–12 баллов;
  • "3" – если ученик набрал 7–9 баллов;
  • "2" – если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Диктант

    За диктант выставляет одна отметка:

  • "5" – если в диктанте нет ошибок;
  • "4" – если в работе допущено не более двух ошибок;
  • "3" – если допущено не более 4 ошибок;
  • "2" – если в работе допущено 5 и более ошибок.

                    Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты:

1) повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);

2) ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

Ошибкой считается:

1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);

3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

     Орфографическое задание оценивается так:

  • "5" – за полностью выполненное задание без ошибок;
  • "4" – за полностью выполненное задание при одной ошибке;
  • "3" – за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
  • "2" – за невыполненное задание.

Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями

    Оценивание списывания:

  • "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
  • "4" – за работу, в которой допущено 1–2 исправления или 1 ошибка;
  • "3" – за работу, в которой допущено 2–3 ошибки;
  • "2" – за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

Словарный диктант 

    Оценивание словарного диктанта:

  • "5" – за работу без ошибок;
  • "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка;
  • "3" – за работу, в которой допущено 2 ошибки;
  • "2" – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

Изложение оценивается одной отметкой — только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается.

В изложении оцениваются:

  • полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  • построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  • построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Изложение оценивается по пятибалльной системе.

Отметка «5»:

  • правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
  • нет фактических ошибок;
  • правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно;
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «3»:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
  • допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Комплексная итоговая работа

       За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.

Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:

«5» — если ученик набрал 15-16 баллов;

«4» — если ученик набрал 12-14 баллов;

«3» — если ученик набрал 8-11 баллов;

«2» — если ученик набрал менее 8 баллов.

Общие рекомендации при проверке итоговых контрольных работ:

● в ходе проверки тестовых контрольных работ педагог отдельно подсчитывает количество баллов за выполнение учащимся заданий базового уровня и за выполнение этим учащимся заданий повышенного  уровня и на основании этой информации определяет: 1) справился ли учащийся с работой на базовом уровне; 2) справился ли учащийся с  заданиями  повышенного  уровня. Таким образом, на качественном уровне по каждому учащемуся педагог делает два вывода: справился / не справился с работой на базовом уровне (учащийся должен выполнить не менее 60% заданий базового уровня); справился/ не справился с работой на повышенном  уровне сложности (получил не менее 50 % баллов максимально возможного балла за выполнение  заданий повышенного уровня сложности). Если  во 2-4 классах педагог, кроме качественной оценки, использует и отметки, он оценивает работу двумя отметками: первой – базовую часть работы (конкретные рекомендации о переводе баллов в отметку даны после каждой работы), второй – вторую часть  работы, включающую задания  повышенного  уровня сложности, при этом выставляются только отметки 4 и 5 или только 5;

● за выполнение  учащимися итоговых диктантов, как и тестовых контрольных работ, выставляются словесные оценки: «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном  уровне»;

● качество почерка ученика  и аккуратность оформления работы не влияют на оценку;

● исправления, (например, неправильное «висна»  исправлено учеником на правильное «весна») ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы;

● при проверке творческого задания в 3 классе и изложения в 4 классе оценивается только «речевая» составляющая задания: орфографические и пунктуационные ошибки, даже на изученные правила, не учитываются и не влияют на оценку;

 ●  при проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

- ошибки на изученные орфографические и пунктуационные правила подчёркивают, но не исправляют (например, «о дочере», « собирал яблоки , и груши» и т.п.);

- ошибки, допущенные на неизученные правила орфографии и пунктуации, подчёркивают и исправляют (например, «скошенная трава»;

- выносят на поля и учитывают при подсчёте ошибки, допущенные только на изученные правила орфографии (значок «I») и пунктуации (значок «V»);

 - при подсчёте допущенных ошибок повторяющиеся ошибки обводят кружком;

- общее количество ошибок определяют после  их классификации. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое  или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Последующие ошибки считаются как самостоятельные. Такой подход позволяет выявить и учесть индивидуальные особенности ученика (например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.);

- в итоговых диктантах (кроме итогового диктанта в 4 классе), а также при проведении текущих диктантов рекомендуется определять уровень освоенности каждым учащимся тех правил, правописания, которые вынесены  на проверку. В основе критерия – умение применить правило правописания в 75-80% случаев. Например, если в тексте диктанта встретилось пять слов с орфограммой «Прописная буква в именах собственных», то для вывода о степени усвоения учеником этого правила правописания необходимо, чтобы он в четырех случаях из пяти не допустил ошибки (5слов- 100%, 4 слова – 80%).

        Следовательно, допустимой является только одна ошибка. Если ученик допустил больше одной ошибки, данная орфограмма считается неусвоенной. Общее количество слов на каждую из орфограмм приводится в таблицах «Информационная характеристика диктанта»;

- за выполнение учащимся итоговых диктантов, как и тестовых контрольных работ, выставляются словесные оценки: «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном  уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более 6 ошибок (с учетом принципа повторяющейся ошибки на одно и то же правило), и оценивается как «справился на повышенном  уровне», если учащийся допустил не более 2 ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).  

Проверка и оценка устных ответов

Устный опрос является важным способом учёта знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам.  При  оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:  

1)  полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно  III, IV классов, должен представлять   собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложёния, части речи, склонение,  падеж, род, и др.), слова на определённые правила, умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений, и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Уже в начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении  слов, построении предложений и словосочетаний).

Отметка«5» ставится, если ученик:

  • даёт полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала,  подтверждает ответ своими примерами,
  • самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания,
  • отвечает связно, последовательно, без недочётов или допускает не более одной неточности в речи.

Отметка«4» ставится, если ученик:

  • даёт ответ, близкий к требованиям, установленным для, оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами,
  • при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Отметка«3» ставится, если ученик:

  • в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя,
  •  затрудняется самостоятельно подтверждать правило примерами,
  • допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя,
  • излагает материал несвязно, недостаточно последовательно,
  • допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетании или предложений.

Отметка«2» ставится, если ученик:

  • обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученною материала,
  • допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающих их смысл, в анализе слов и предложений,
  • не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя,
  • речь его прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, неумение подобрать свои примеры, применить на практике.  

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

Содержание курса

3 класс (170ч)

                                                                               

      «Как устроен наш язык»

      (основы лингвистических знаний) (62 ч):

     

     Фонетика и графика (3 ч) 

                     Повторение изученного в  1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова .

                                             Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

     Состав слова (морфемика) (4 ч)

     Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу

                     Синтаксис (18 ч)

     Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и  сказуемого.  Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами   в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение,  определение, обстоятельство).

              Наблюдение за однородными членами  предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и' а, но.

      Морфология (37 ч)

      Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

      Имя существительное; общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных    мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1,2,3 склонению.  Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами  существительными. Различение собственных  и нарицательных имен существительных. Словообразование имен существительных.

     Имя прилагательное; общее значение  и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

    Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

   

      «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

   

             Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

    Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• приставки, оканчивающиеся на з, с;

соединительные  гласные о, е в сложных словах;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

• буквы о, е после шипящих в корнях слов;

• буквы и, ы после ц в различных частях слов;

• суффиксы имен существительных  -ок-, -ец-, -иц-, сочетания  -ичк-, -ечк-, -инк-, -енк-;

• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

• буквы о, е  в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

• безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но  и без союзов.

    Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов

   

    «Развитие речи» (30ч)

   

    Устная речь

    Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

    Письменная речь

    Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов,  написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

    Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

    Знакомство с жанром письма.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

   

     Резервные уроки (25 ч)

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 3 класса

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

           Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  • виды предложений по цели высказывания и по интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

  • собственные имена существительные;
  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

  • определять род изменяемых имён существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению;
  • устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текстов;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
  • составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
  • буквы о, ё  в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов;

          Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы; находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а , но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетаний  ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Перечень учебно-методического обеспечения

  1.  Основные средства обучения:

Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.: вкл.

  1.  Дидактические пособия :

Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.  Пишем грамотно. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014 – 64 с.: ил.

Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 96 с.: ил.

Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко /М.: Вентана-Граф, 2015. – 96 с.

  1.  Методические материалы для учителя:

Романова В.Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты диктанты, изложения: 2-4 классы/ В.Ю.  Романова, Л.В. Петленко; под ред С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб.- М. –Вентана-Граф, 2012. -272 с. – (Начальная школа XXI века)

                   

 Иванов с. В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль  

 /С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.

  1.  Печатные средства обучения:

- таблицы, схемы разбора

- научно – познавательная литература,

- справочно – библиографическая литература и периодические издания

5. Технические средства обучения:

  • персональный компьютер учителя
  • интерактивная доска
  • мультимедиа проектор 
  • электронные носители
  • средства цифровой фото- аудио- видеофиксации

6. Оборудование:

     комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

Список литературы

Для учителя:

  1. Иванов с. В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль  /С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 384 с.

  1. Иванов С.В., Кузнецова М. И. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам.- М.: Вентана - Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века).

  1. Романова В. Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под ред. С. В. Иванова. – 3-е изд., перераб. –  Вентана-Граф, 2012. 272 с. (Начальная школа XXI века) 

Для учащихся:

  1. Иванов С. В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванов и др.]– 3-е изд., перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.: вкл.

  1. Иванов С. В. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов и др.]– 3-е изд., перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.: вкл.

  1. Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / М. И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил.

  1. Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / М. И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 64 с. : ил.

  1. Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций/ В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 96 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...