Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Чигина Светлана Евгеньевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" с использованием деятельностного подхода в обучении, применением ЭОР. В конспекте сценарий урока и технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина

города Сызрань городского округа Сызрань Самарской области

Конспект

 открытого урока

по русскому языку во 2 классе

по теме «Что такое имя прилагательное?»

Учитель

Чигина Светлана Евгеньевна

Сызрань 2015г


Конспект открытого урока

 

Предмет

 русский язык

  

Класс

 2 класс

 

Тема

 «Что такое имя прилагательное?»

  

Базовый учебник

Дата проведения

Место проведения

 В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2класс, Москва  «Просвещение»

09.04.2015 г

ГБОУ СОШ №19 г.Сызрани

           

     Цель  урока: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов,  отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в речи.

 Задачи:

- обучающие:        ·  формирование умения находить имена прилагательные;

·  формирование умения ставить вопросы к именам прилагательным;

·  формирование умения использовать имена прилагательные в речи;

-развивающие:    ·  развитие орфографической зоркости;

·  обогащение словарного запаса;

·  развитие умения высказываться и слушать;

-воспитательные:   ·  создание условий для формирования интереса к русскому языку;

  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание уважения друг к другу

Формируемые личностные УУД:
- формирование познавательных мотивов – интерес к новому; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; - развитие способности к рефлексивной самооценке собственных действий.

Предметные результаты:
- усвоить понятие «имени прилагательного»;
- знать существенные признаки этой части речи;
- уметь отличать имя прилагательное от имени существительного и глагола; - уметь распознавать имена прилагательные в тексте;
- знать значение имен прилагательных в речи.

Метапредметные результаты:
- приобретение опыта использования методов решения проблем поискового характера;
- умение работать с полученной информацией: анализировать, классифицировать, систематизировать; - договариваться о распределении функций в совместной деятельности; - освоение начальных форм познавательной рефлексии.

  Тип урока  урок получения новых знаний

 Необходимое техническое оборудование     Ноутбук, подключенный к интернету, электронная доска, мультимедиа проектор.

Структура и ход  урока

1. Орг. момент.

- Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

Работа со словарём.

- Начнём урок с повторения. Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Т.релка, об.зьяна, п.нал, сах.р, ф.милия, к.ньки, х.роший, в.робей, к.лбаса, ст.кан, яг.да, т.пор.

( Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слова на доске и в тетрадях, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную)

-Проверьте свою запись и запись на доске, исправьте ошибки.

3. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите ещё раз на слова и подумайте, какое слово здесь лишнее и почему?

(слово хороший лишнее, потому, что остальные слова обозначают предмет и являются существительными, а слово хороший – обозначает признак предмета)

- Какой вопрос вы задали к этому слову?

(к слову хороший можно задать вопрос какой?)

- Подчеркните это слово волнистой линией. Подумайте, какой предмет может иметь такой признак.

(Устно подбирают подходящие по смыслу существительные: хороший друг, хороший подарок)

- Рассмотрите  иллюстрации на электронной доске (приложение №1) и скажите, какие признаки подходят  к данным предметам, на какие вопросы они отвечают?

(Учащиеся рассматривают картинки. Читают вопросы, устно подбирают слова-признаки)

 Дуб (какой?) высокий, роза (какая?) красная, яблоко (какое?) спелое

Формулируем тему урока

-Сделайте вывод, какие слова мы будем сегодня изучать?

( мы познакомимся со словами, обозначающими признаки предмета)

- Верно! Слова, обозначающие признаки предметов называются имена прилагательные. Послушайте, что о себе говорят имена прилагательные, тогда вы поймёте, почему их так назвали.

У существительных, подчас,
Не жизнь, а просто скука. 
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.

- Давайте хором прочтём  правило, которое нам поможет отличать имена прилагательные от других частей речи.

(читают правило на эл. доске)

4.Усвоение новых знаний

Работа с электронными образовательными ресурсами

- Как вы думаете, ребята, для чего нужны в речи имена прилагательные? Ответить на этот вопрос вам поможет  игра «Какие предметы?» Приложение №2

(Фронтальная работа с электронной доской. Интерактивная игра. Ребята читают прилагательные, один выходит и выбирает подходящее существительное, если неверно, пользуемся возвратной стрелкой и снова подбираем)

- Кто теперь сможет ответить на мой вопрос?

( Прилагательные помогают описать имена существительные)

Работа в парах.

- Работая в парах, выполните похожее задание из учебника упр. 148, стр. 86, прочитав прилагательные, отгадайте, о каком предмете идёт речь, спишите, вставляя подходящее слово.

(Работают в парах, записывают в тетрадь)

Какой? Лёгкий, белый, пушистый … снег.

Какая? Спелая, сладкая, душистая … ягода.

Какое? Весеннее, яркое, лучистое, тёплое... солнышко.

Какие? Добрые, вежливые, правдивые …слова.

- Давайте проверим, какие существительные вы добавили.

(Учащиеся зачитывают свои варианты, проверяют, исправляют ошибки)

- Немножко поиграем! Попробуйте сами, задумав предмет, назвать его признаки, а ребята отгадают, что вы задумали.

(Ребята называют признаки, класс старается отгадать по признакам существительное)

5. Физминутка

С добрым утром, детвора!

Просыпаться всем пора!

Потянулись – потянулись.

Вот уже почти проснулись.

Руки в стороны, вперёд,

А теперь наоборот.

Наклонились до носочков,

Пробежались на мысочках.

Прыгай дружно прыг да скок.

Продолжаем свой урок.

6. Первичное закрепление изученного материала

Работа с электронными образовательными ресурсами

- Посмотрите на электронную доску, прочтите текст. Приложение №3

- Какие слова пропущены?

(Пропущены прилагательные)

- Каким стал текст без прилагательных?

(Без них текст стал менее красивым и понятным)

- Давайте вставим пропущенные прилагательные и проверим кнопкой «готово»

(Дети анализируют слова для справок, выбирают подходящие прилагательные, по одному человеку вставляют у доски слова в текст)

- Прочтите, как изменился текст? Сделайте вывод, какую роль играют в нашей речи прилагательные?

(Текст стал более понятным, красочным, красивым. Прилагательные помогают описать предметы, точнее выразить свою мысль)

Самостоятельная работа по учебнику.

- Ребята, прочитайте высказывание Л.Н.Толстого  о русском языке на С.86 №149. Спишите его, выполните задание самостоятельно.

(Списывают высказывание А.Н.Толстого, определяют, что выделенные слова являются прилагательными, волнистой линией их подчеркивают)

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

- Какие прилагательные использовал Л.Н.Толстой, чтобы описать русский язык?

(Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный)

 - А какие прилагательные вы смогли бы добавить к этому списку?

(родной, напевный, красочный, многогранный)

- Мы с вами постараемся на уроках изучить наш родной русский язык и научимся грамотно им пользоваться.

7. Рефлексия

- Урок наш подошёл к концу. Мне хочется, чтобы вы вспомнили, всё, что вы сегодня узнали об имени прилагательном и помогли мне составить схему-памятку. (Составление кластера)

(На схеме присутствует только надпись «имя прилагательное», ребята добавляют, что обозначает прилагательное и на какие вопросы отвечает, совместно решаем, что «признак предмета» - это наиболее важная  часть схемы. Поэтому её выделяем отдельно.)

8. Итог урока

(Учитель оценивает работу детей.)

- Запишите домашнее задание: с.86 выучить правило, №151 выполнить в тетради. Урок окончен.


Технологическая карта урока

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

( мин)

1

Орг. момент

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Приветствие. Организация детей, настрой на работу.

Самоорганизация, проверка готовности к уроку. Запись в тетради: число, классная работа.

1мин

2

Актуализа-ция знаний

Регулятивные:

 - формирование умения проверять, исправлять ошибки, удерживать учебную задачу.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

-формирование умения высказывать свою точку зрения, принимать свои ошибки.

 Работа со словарём.

-Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Т.релка, об.зьяна, п.нал, сах.р, ф.милия, к.ньки, х.роший, в.робей, к.лбаса, ст.кан, яг.да, т.пор.

-Проверьте свою запись и запись на доске, исправьте ошибки.

По цепочке выходят к доске, записывают слова на доске и в тетрадях, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную.

Проверяют работу. Исправляют ошибки

4мин

3

Самоопреде-ление к деятельности

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации

-установление логической связи между объектами, построение логической цепи рассуждений

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

-Посмотрите ещё раз на слова и подумайте, какое слово здесь лишнее и почему?

-Какой вопрос вы задали к этому слову? Подчеркните это слово волнистой линией.

-Подумайте, какой предмет может иметь такой признак.

Посмотрите на иллюстрации на электронной доске и скажите, какие признаки подходят  к данным предметам, на какие вопросы они отвечают?

ЭОР «Слова-признаки» №1

-Сделайте вывод, какие слова мы будем сегодня изучать.

У существительных, подчас,
Не жизнь, а просто скука. 
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить
.

Прочтите правило, которое нам поможет отличать имена прилагательные от других частей речи

Сравнивают слова, делают вывод, что слово хороший лишнее, потому, что остальные слова обозначают предмет и являются существительными, а слово хороший – обозначает признак предмета.

-вопрос какой?

Устно подбирают подходящее по смыслу существительное.

Рассматривают картинки. Читают вопросы.

Устно подбирают слова-признаки, называют их вопросы.

Формулируют тему урока.

- слова, обозначающие признак предмета

Читают хором правило, записанное на эл.доске.

3мин

4

Усвоение новых знаний

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

- саморегуляция деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

-классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Для чего нужны в речи имена прилагательные? Ответить на этот вопрос вам поможет игра «Какие предметы?»

ЭОР «Какие предметы?» №2

Работая в парах выполните похожее задание из учебника Упр. 148, стр. 86, прочитав прилагательные, отгадайте, о каком предмете идёт речь, спишите, вставляя подходящее слово.

 (Какой? Лёгкий, белый, пушистый …

Какая? Спелая, сладкая, душистая …

Какое? Весеннее, яркое, лучистое, тёплое...

Какие? Добрые, вежливые, правдивые …)

Проверка выполненной работы.

 

Игра «Угадайка»

-Попробуйте сами, задумав предмет, назвать его признаки, а ребята отгадают, что вы задумали.

Фронтальная работа с электронной доской. Читают прилагательные, один выходит и выбирает подходящее существительное, если неверно, пользуемся возвратной стрелкой и снова подбираем.

По окончании выполнения задания, делают вывод, что прилагательные помогают описать имена существительные.

В парах совещаются и подбирают подходящие существительные к прилагательным. Записывают в тетрадь.

Проверяют работу, исправляют ошибки.

2-3 человека задумывают предмет и называют прилагательные, относящиеся к нему.

15 мин

5

Физминутка

Проводит физминутку:

С добрым утром, детвора!

Просыпаться всем пора!

Потянулись – потянулись.

Вот уже почти проснулись.

Руки в стороны, вперёд,

А теперь наоборот.

Наклонились до носочков,

Пробежались на мысочках.

Прыгай дружно прыг да скок.

Продолжаем свой урок.

Выполняют упражнения

3 мин

6

Первичное закрепление изученного материала

Регулятивные:

 - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

-умение адекватно воспринимать оценку;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Работа с ЭОР «Верни в текст слова-признаки» №3

-Посмотрите на электронную доску, прочтите текст.

-Какие слова пропущены?

-Каким стал текст без прилагательных?

Совместно вставляем пропущенные прилагательные и проверяем кнопкой «готово»

Самостоятельная работа по учебнику.

С.86 №149

Совместно проверяем работу.

Все читают текст про себя, один читает вслух. Делают вывод. Что пропущены прилагательные, без них текст стал менее красивым и понятным.

 Анализируют слова для справок, выбирают подходящие прилагательные, по одному человеку вставляют у доски слова в текст.

Списывают высказывание А.Н.Толстого, определяют, что выделенные слова являются прилагательными, волнистой линией их подчеркивают.

Проверяют, исправляют.

10 мин

7

Рефлексия

Регулятивные:

 - формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

-саморегуляция

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Составление кластера.

Показывает пустую схему в виде кошки. На схеме присутствует только надпись «имя прилагательное»,

-Вспомните всё, что вы сегодня узнали об имени прилагательном и помогите мне составить схему-памятку. Приложение 4

(Кто не может ответить сам, может найти подсказку в учебнике на с.86)

Добавляют, что обозначает прилагательное и на какие вопросы отвечает, совместно с учителем решают, что «признак предмета» - это наиболее важная  часть схемы. Поэтому её выделяют отдельно.

Ребята анализируют выбор друзей, высказывают мнение, исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы. Повторяют новое правило.

2 мин

8

Итог урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем

Уточняет, какие моменты на уроке вызвали затруднение, оценивает работу детей. Объясняет д\з

Анализируют, что на уроке вызвало наибольшее затруднение, записывают д\з.

2 мин



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС "Что такое имя прилагательное?"

Данный конспект открытого урока поможет  провести урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое имя прилагательное?" в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое глагол?"

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол?"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...