1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Волкова Наталья Евгеньевна

1.2.3. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 13 - 22

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochnye_razrabotki_pnsh_russkiy_yazyk_1_klass_13_-_22.rar289.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 13
МАША И МИША ЗНАКОМЯТСЯ
СО ЗВУКОВЫМ СТОЛБИКОМ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со звуковым столбиком, формирования умения различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости и обозначать согласные звуки буквами; способствовать развитию фонематического слуха, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные и обозначать их буквами; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; личностные УУД: в изучении русского языка руководствуются важными и правильными мотивами, умеют их аргументировать.

Образовательные ресурсы: карточки  со  схемами  согласных
звуков.

Сценарий урока

I. Чистописание.

1. Подготовка руки к письму.

Шел Саша по шоссе.

Движениями указательных и средних пальцев изображать ходьбу.

Нес сушки в мешке.

Изображение сушек пальцами рук.

Сушку − Грише.

«Нанизывание сушек» на каждый пальчик обеих рук по очереди.

Сушку − Мише.

Есть сушки Проше,

Васюше,

Антоше.

Еще две сушки − Нюше.

И Петруше.

Еще три сушки Паше,

Таюшке,

Ванюшке.

2. Написание буквы «к» с предварительным повторением каллиграфических требований к высоте, ширине буквы.

3. Работа в тетради:

− прописывание первого элемента буквы;

− прописывание буквы «к»;

− написание буквосочетаний: кн, ко, кл, км, ке, кт.

II. Актуализация опорных знаний.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.

− Какую тему изучали на предыдущих уроках?

– Какова роль устной и письменной речи в жизни людей?

− Выполните тест (на доске записаны утверждения). Из двух утверждений выберите верное:

а) Речь бывает устная и печатная.

б) Речь бывает устная и письменная.

− Откройте оглавление.

− Прочитайте название следующей темы. («Маша и Миша знакомятся со звуковыми столбиками».)

− На какой странице надо открыть учебник? (На с. 29.)

– Вы знаете, в одной волшебной стране поселились звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД: общеучебные – овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД: построение учеником диалогической речи с позиции собеседника.

III. Изучение нового материала.

– Однажды в той стране появилась Волшебница. Ей так там понравилось, что она захотела поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнала, что все ее жители − невидимки, то очень огорчилась. Но она все-таки была Волшебницей, причем очень доброй. И решила она каждому жителю подарить по волшебному платью.

Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебница была очень довольна. Ведь теперь, прочитав, пропев ее или прошептав, она называла звук по имени. Так они и познакомились.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).

− Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки (с. 29).

− Какие звуки обозначены красным цветом? (Гласные.)

− Произнесите их хором.

На доске записаны слова: астра, осел, зайка, улитка, лимон, улица, картина, иволга.

− Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы − гласные.

− Какие слова выписали?

− Вспомните, почему гласные назвали гласными.

− Встаньте те, чьи имена начинаются с гласной буквы.

− Придумайте имена с оставшимися гласными буквами.

− Почему для обозначения согласных звуков использовали два цвета: зеленый и голубой?

− Произнесите несколько согласных звуков, обозначенных зеленым, и прислушайтесь к себе. Вы использовали голос?

Вывод: при произнесении согласных, обозначенных зеленым цветом, использовали голос. Зеленым цветом обозначены звонкие согласные. (Аналогично о глухих согласных: голубой цвет − глухие согласные.)

− Произнесите все звонкие согласные. Обратите внимание, в какой части звукового столбика (в основном) расположены звонкие согласные? (В верхней части.)

− Произнесите все глухие согласные звуки. В какой части звукового столбика (в основном) находятся глухие согласные? (В нижней части.)

 Чтение статьи учебника (с. 30) и ответы на вопросы.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); овладение умением применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные УУД: формирование умения корректно и равнозначно распределять работу с соседом по парте.

− У каких твердых согласных нет парного мягкого?

− Как это показано на звуковом столбике?

Учитель демонстрирует на доске схему − квадратные скобки с пробелом в середине и значком мягкости.

− У каких мягких согласных нет парного твердого? (У тех, где изображены квадратные скобки с пробелом в середине.)

 Игра «Назови по цепочке».

Ученики по цепочке произносят по одной паре парных согласных по твердости – мягкости. (Можно провести игру по рядам.)

 Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,                        Вместе руки – это брасс.

Наклонились и умылись.                                Повторяем еще 5 раз.

А теперь поплыли дружно.                        Выйдем на берег крутой

Делать так руками нужно:                                И отправимся домой.

Учитель читает интригу учебника.

− «Согласные звуки могут быть парными и по звонкости – глухости! − объявила Волшебница».

 Работа по заданию учебника (с. 31).

Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Отгадайте:

 С глухим согласным наливаюсь в поле,

 Со звонким сам звеню я на просторе. (Колос − голос.)

 С глухим траву она срезает,

 Со звонким − листочки объедает. (Коса − коза.)

 С глухим согласным мы его читаем,

 Со звонким в нем мы обитаем. (Том − дом.)

IV. Закрепление изученного материала.

 Игра «Угадай согласный звук».

Учитель загадывает звук, дети задают вопросы, которые помогут его отгадать. Учитель записывает вопросы на доске. В ходе обсуждения учащимися вопросы выстраиваются в определенном порядке.

− Это звонкий или глухой согласный? (Или: Каким цветом записан звук?)

− Есть ли пара по звонкости – глухости?

− Есть ли пара по твердости – мягкости?

− Назовите парный ему звук по твердости или мягкости. (Или: Назовите парный ему звук по звонкости или глухости.)

V. Итог урока.

− Что нового узнали на уроке?

− Расскажите о звуковом столбике: из каких частей он состоит; что входит в каждую часть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по русскому языку 3 класс УМК "Перспектива"

    Предлагаемые методические рекомендации позволят учителю организовать эффективную работу по учебнику «Русский язык» для третьего класса (авторы Л. Ф. Климанова, Т. В...

1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40

1.2.5. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 32 - 40...

1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31

1.2.4. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 23 - 31...

1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12

1.2.2. Поурочные разработки ПНШ Русский язык 1 класс 1 - 12...

Технологическая карта (поурочная разработка) по русскому языку 2 класс

Данная поурочная разработка рассчитана для детей второго класса с глубокими нарушениями зрения в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ....

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (1-2)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ1-2 четверти...

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ (3-4)

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс Рамзаева ТГ 3-4 четверти...