Лексическая работа со словом
методическая разработка по русскому языку на тему

Замятина Людмила  Ивановна

Лексическая работа со словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_rabota_so_slovom.doc156.76 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.

Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.

В сборник вошли задания, заимствованные из других источников, а также составленные самостоятельно. Для более точного объяснения ребёнку цели предлагаемых заданий прежде необходимо объяснить ему важность некоторых употребляемых понятий.

Каждый раздел состоит из двух блоков. Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников.  Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.

Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Синонимы.

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Блок №1.

  1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...  

 (адрес)

Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)

Место на реке, где её можно перейти - ... (брод)

Асфальтированная дорога - ... (асфальт)

  1. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит,  молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

синонимы

антонимы

глядит – смотрит,  

дремлет – спит,

сверкает – блестит,

спасает – выручает,

зовёт – окликает,

думает – соображает,

молчит – говорит,  начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, теряет – находит

  1. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

        (Пробовать)

  1. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

(оставшиеся слова – синонимы)

  1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.

  1. Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

(Темнота – потёмки, сумерки.

Отметка – оценка, балл)

  1. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой,  огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

  1. Подберите синонимы к данному слову.

Смешной - …(забавный, потешный)

метель - …(пурга, буря, вьюга)

  1. К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.

сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)

буря на море - .... (шторм)

большое несчастье - ... (горе)

сильный дождь - .... (ливень)

  1.  Замените имена прилагательные синонимами.

правильный ответ - ... (безошибочный)

бесстрашный летчик - ...(отважный)

занимательный рассказ - ... (интересный) 

  1.  Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(коричневое платье, коричневый костюм;

дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

  1.  Замените  повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

  1.  Вставьте пропущенные слова и окончания.

Летняя гроза.

Темн... туча нависла над лесом. Сильн... ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн... капли дождя. Блеснула ... молния. Раздался ... удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но ... достал их там.

(молния (яркая, ослепительная)

удар грома (сильный, оглушительный)

достал (дождь, ливень)

  1.  Выберите подходящее слово.

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.

  1.  Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

Работа -           З...(занятие)

Родник -          И... (источник)

Холод -           М... (мороз)

Деятельный -  А... (активный)

  1.  Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это  

      необходимо в рифму.

        Я трудилась не напрасно

        И запомню навсегда:

        Хлеб вкуснее не от масла,

        Хлеб вкуснее от (работы)….. (труда)

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)….(спешат)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)….(хранят)

  1.  Найдите синонимы в пословицах.

        Спеши – не спеши, а поторапливайся.

        Приятелей много, а друга нет.

        Переливает из пустого в порожнее.

  1.  Найдите пару.

алфавит

огонь

чистый

прыгать

бросать

красный

аккуратный

алый

скакать

азбука

пламя

кидать

  1. Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

Смелый человек - …

Тихая погода - …

Жестокий враг - …

Добродушный смех –

Ясное небо - …

Напрасный труд - …

Непонятливый человек –

Тихие шаги - …

(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)

  1.  Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.

лес

…(бор)

горе

… (беда)

мороз

…(холод)

хотеть

… (желать)

темнота

… (потёмки)

крепость

… (твердыня)

сообщение

… (извещение)

невиданный

… (диковинный)

равнодушный

…(безучастный)

Блок №2.

  1.  а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.

Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали) опавшие листья.

Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками (мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.

      б)   А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.  

           Пользуйся    словарём    синонимом.

богатый

зажиточный

состоятельный

улыбается

смеётся

хохочет

опрятный

аккуратный

чистоплотный

светлый

ясный

освещённый

открыть

отпереть

отворить

отомкнуть

быстрый

скорый

торопливый

стремительный

хвалит

расхваливает

гладит по головке

возносит до небес

играть

резвиться

красивый

пригожий

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

прелестный

близко

поблизости

вблизи

рукой подать

под самым носом

зябнуть

мёрзнуть

коченеть

леденеть

стынуть, стыть

далеко

вдали

далече

в тридевятом царстве, в тридесятом государстве

лгун

лжец

врун

враль

вруша

брехун

подчиняться

покоряться

повиноваться

слушаться

спрятаться

скрыться

притаиться

схорониться

хитрить

лукавить

юлить

наводить тень на плетень или на ясный день

сказал

произнёс

проговорил

прошептал

воскликнул

возразил

добавил

шёл

пробирался

крался

передвигался

продвигался

рвался вперёд

едва плёлся

красивый

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

недурён собой

привлекательный

   

в)     Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник  

          – словарь   синонимов) и упражнения на выбор слова.

     г)      Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными  

             словами из разговорного языка  – смешные, несмешные,  

             страшные.

Например: упасть

смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…

страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

лентяй

сказать

упасть

скучный

украсть

убегать

страшно (боюсь!)

иногда

одежда

дом

ругань

бедный (человек)

2)     а)  В каждом из предложений найдите  неудачно использованное  

            слово и  замените его.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Крестьяне сеют хлеб, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп.

Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.

Самая лучшая профессия – врач. Не зря врачей так уважает человечество.

Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала) от холода.

На первое подали (рыбий, рыбный) суп с овощами.

Мальчики (одели, надели) свои куртки на молниях.

Двери были плотно (закрыты,  заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.

         б)  Составьте сами различные упражнения на замену неудачно

              употреблённых слов.

Антонимы.

Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.

Блок №1.

  1. Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).

  1. Продолжение начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме ... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

... (медленно).

  1. Составьте словосочетания с парами антонимов.

свежий хлеб - ... (черствый хлеб),

свежий ветер - ... (теплый ветер),

свежая газета - ... (старая газета),

свежие яблоки - ... (сушеные яблоки).

  1. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.

север                  ленивый

высокий             прилететь

улететь               отгадка

загадка               юг

прилежный        низкий

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый)      

  1. К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.

Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)

  1. Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца - … (заход), зажечь костер -…(потушить), начало урока -  

(конец),  уйти в школу – (вернуться), ясное небо - …(пасмурное), шумная  

улица - …(тихая).

  1. Найдите антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье - тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

           

  1. Допишите слово антоним.

Солнце всходит и ... (заходит).

На каждую загадку есть ...(отгадка).

Книга содержит вопросы и ...(ответы).

  1. Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Опоздали.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали  (не опоздали).

  1.  Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Ночь -            д ...(день)

Раздеться -     о ...(одеться)

Старый -        м ... (молодой)

  1.  Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

      Зима - …..(холод, весна, снег, лето)

      Тихо - …..(темно, дети, громко)

      Конец - …..(обрыв, начало, всё)

      Глубокий - …..(бездонный, мелкий)

  1.  Подберите антонимы, обозначающие:

        Время:

        рано - …(поздно)

        рассвет - …(закат)

        осень - …(весна)

        зима - …(лето)

        Пространство:

        далёкий - …(близкий)

        высокий - …(низкий)

        широкий - …(узкий)

        Качества, свойства:

        грязный - …(чистый)

            дорогой - …(дешёвый)

            полезный - …(вредный)

Черты характера:

храбрый - …(трусливый)

ленивый - …(трудолюбивый)

молчаливый - …(болтливый)

  1.  Отгадайте загадки

        Я антоним к слову «зной»,

        Я в реке, в тени густой

        И в бутылке лимонада,

        А зовут меня …(прохлада)

        Я антоним к слову «лето»,

        В шубу снежную одета,

        Хоть люблю мороз сама,

        Потому что я … (зима)

  1.  Запишите глаголы, противоположные по значению.

Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать, медлить.

(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).

  1.  Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго.

Допиши синонимы к полученному слову.

великан

природный - …

помогать

презрение - …

оправдывать

соглашаться - …

искусственный

обвинять - …

возражать

мешать - …

уважение

карлик - …

бледный

интересно - …

тесный

румяный  - …

скучно

польза - …

вред

просторный - …

великан

карлик

крошка

помогать

мешать

затруднять

оправдывать

обвинять

укорять

искусственный

природный

естественный

возражать

соглашаться

договориться

уважение

презрение

унижение

бледный

румяный

красный

тесный

просторный

широкий

скучно

интересно

любопытно

вред

польза

выгода

  1.  Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог,   да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.

(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)

Блок №2.

  1. а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.

         Например: быстро – медленно.

Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.

б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.

белый – чёрный

высоко – низко

весёлый – печальный

сила – слабость

здоровый – больной

зима – лето

мириться – ссориться

одеваться – раздеваться

плюс – минус

правда - ложь

побледнел – покраснел

день – ночь

друзья – враги

тепло – холодно

новый – старый

из – в

полезный – вредный

умный – глупый

вперёд – назад

над - под

богач – нищий

весёлый – скучный

добро – зло

есть – нет

тепло – холод

ссора – мир

люблю – ненавижу

лгать – говорить правду

юг - север

  1. Попробуйте сами составить словарик антонимов.
  2. Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а  сегодня …).
  3. Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных  

предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же  эхо слабое?)

  1. Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому значению:

        (лёгкая ноша – тяжёлая ноша

         лёгкая задача – трудная задача

         лёгкий ветерок – сильный ветерок)

свежий хлеб – …(чёрствый хлеб)

свежий ветер – …(тёплый втер) 

свежая рубашка - …(грязная рубашка)

чёрная ткань - …(белая ткань)

чёрная работа – (лёгкая работа)

чёрные мысли - …(добрые мысли)

  1. Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл - …) Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.
  2. Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....

Словарь этимологического и лексического значения словарных слов (2-3 класс),связанных с формированием здорового и правильного питания в условиях коррекционной школы.

В данном сборнике представлен словарь этимологического и лексического значения словарных слов (2 - 3 класс), связанных с формированием правильного и здорового питания в условиях коррекционной школы....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания....

лексическая работа со словами на уроках русского языка в начальной школе

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексическое значение сложного слова"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексическое значение сложного словаЦели урока: путём наблюдения над значением корней научиться понимать и объяснять лексическое значение сложного слова.Планиру...

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Материал будет полезен учителям, работающим в начальных классах. Можно вести плодотворную работу над словом....

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе...