Сложные слова, уинз 3 кл
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Костяшина Марина Александровна

Предлагается урок изучения новых знаний по теме "Сложные слова",  урок составлен в соответствии с ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova_uinz_3_kl.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с понятием «Сложные слова».

Урок  изучения новых знаний

Цель: познакомить обучающих с понятием «сложные слова».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задач, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  карточки-задания для групп со словами, карточки для чистописания , «сигнальные» карточки.

Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание.

Этапы урока

содержание  урока

1 мин

Организвационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

порядок на столе,

порядок в голове,

как всегда мы снова

начать урок готовы.

2-3 мин

1 мин

2 мин

Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (слайд 2)

безударные    парные    непроизносимые   удвоенные

-Вспомните полные названия орфограмм. 

(Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова).

-В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? ( Все эти орфограммы встречаются в корне слова)

-Что такое корень слова? (Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение)

-Какие слова называются однокоренными?

(Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами).

-Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разделиться на группы.

У вас на столах лежат листочек  и карточки со словами. Я предлагаю вам  распределить слова по группам  и выделить орфограмму.

Слова: чувство, местность,  кассир, троллейбус,  сказка,  стриж,  колосок,  ветерок.

- Как только группа выполнит задание, поднимает сигнальную карточку.

(Представитель  каждой группы показывает свою работу на доске, дети анализируют работу).

Минутка чистописания.

-Вы молодцу, а сейчас минутка чистописания. У вас на столах лежат листочки, переверните их и выполните задание.

-В отгадке выделите корень.

10-15 мин

постановка проблемной ситуации

открытие новых знаний

-Ребята, я увидела в ваших работах следующее.

(слайд 3)

-Какой вопрос возникает?

- Кто прав? Сколько корней в слове мухоловка? Давайте рассуждать.

(слайд 4, картинка птички)

- Почему птичку назвали мухоловкой? (ловит мух)

-Значит, это слово получилось из двух слов.

- Так сколько корней в этом слове? (два)

-Какое название вы бы дали таким словам?  (Предположения детей: составное, сложное, двойное)

-Где можно проверить правильность ваших предположений?

-Откройте учебник на стр 104 и прочитайте тему урока. (Сложные слова)

-Можно ли слово мухоловка считать сложным? (Да, т.к. слово сложили из двух корней)

-Так какие слова называются сложными? (дети формулируют вывод)

-Сравните свой вывод, с выводом на стр. 106 учебника.

 -Приведите свои примеры сложных слов.

2

мин

физминутка слайд5

Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(руки в стороны, влево, вправо)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(потянуться на носках, руки вверх)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил,
(наклоны головы или туловища вперед)
С малышами говорил.

20

мин

первичное закрепление

-Напомните мне, какие слова мы называем сложными?

Слайд 6

-Прочитайте. Что обозначают эти слова? Как вы это определили?

садовод -

луноход  - ходит по луне

волнорез – режит волны

рыболов -  ловит рыбу

снегопад -  падает снег

-Запишите с каждым словом словосочетание. Выделите корень.

Образец: садовод-разводит сад

Слайд 7

Образуй сложные слова (устно)

 водо   люб          

ледо      вар                  

само      пад                  

само      ход                  

книго     лет                  

Слайд 8 , Слайд 9 (соединительная гласная)

Образуйте сложные слова, запишите их и выделите корни (взаимопроверка в парах).

любит книги    - книголюб

 сам варит        -самовар

ходит по льду  -ледоход

 сам летит        -самолёт

падает вода     водопад

(Запас) – Составьте и запишите предложение со сложным словом.

Дети по желанию зачитывают предложения. Лучшее записывается на доске и выделяются главные члены предложения.

5

мин

Рефлексия.

Итог.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Сложные слова – это…

-Давайте попробуем составить схему сложного слова. (на листочках и поднимают в верх, правильные крепятся на доску).

-Молодцы!

Слайд 10

Рассудите наших героев.

Незнайка  «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.

Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?  С чьим мнением вы согласны(у каждого героя свой цвет, работа с сигнальными карточками).

-Молодцы!

Д/з

        - обязательное для всей, подобрать и записать 10 сложных слов

        - составить сказку о сложных словах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....