Урок русского языка во 2 классе на тему "Грамматическая основа предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Булгакова Ольга Валерьевна

Папка содержит конспект и презентацию  к уроку русского языка во 2 классе  с применением новых продуктивных технологий XXI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskaya_osnova_predlozheniya.rar941.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата проведения: 18.11.2015

Тема: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать все полученные умения в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков , слов-названий действий;
  • Учить ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову,
  • Формировать умение группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения.
  • развитие умений находить грамматическую основу предложения.

Личностные:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности..

Метапредметные:

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ( регулятивные УУД),
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы,  учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ( коммуникативные УУД),
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний  (познавательные УУД).

Ход урока:

  1.  Организация урока.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья – нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

  • Откройте тетради, запишите  число, «Классная работа», подчеркните ошибкоопасные места.

- Какие качества нам понадобятся, чтобы хорошо работать на уроке,  узнать что – то новое? (внимательность, наблюдательность, умение    думать, размышлять, поддержка друг друга…)

  1. Сообщение темы и цели  урока.

Чтобы узнать какая сегодня будет тема урока, посмотрите на слайд и  догадайтесь ( на слайде  схема  предложения).

- Что мы уже изучили о предложении? ( ответы детей)

- А вы знаете, что такое грамматическая основа предложения? ( нет)
Я думаю, что именно эту тайну мы и должны открыть сегодня на уроке и научиться находить в предложении грамматическую основу.

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня узнаем, научимся находить грамматическую основу предложения, будем на уроке аккуратно и грамотно писать.)

-  Я предлагаю вам сегодня подняться по такой лесенке успеха ( у каждого на парте). В конце урока мы вернемся к этим критериям, чтобы проанализировать свою работу на уроке.

  • Я   аккуратно и грамотно пишу.

  • Я знаю, что такое грамматическая основа предложениями.

  • Я умею находить в предложении пары слов, которые отвечают на вопросы кто?, что? и  что делает?
  1.  Словарная работа.

-  Решите мои грамматические загадки  и запишите отгадки- названия предметов в строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. 

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? 

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.


Узкая полоска земли, предназначенная для движения.

Чистота – залог …(здоровья). 

Показ слайдов после отгадывания слова, подбор слов - признаков, самопроверка.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

Какое словарное слово новое для вас? Здоровье.

здоровье

Следует запомнить, что словарное слово "здоровье" пишется с буквой "о".

Я предлагаю вам слова-образы для запоминания:

спорт - здоровье
польза - здоровье

Как вы думаете почему я выбрала именно эти слова-образы? Как они связаны со словом здоровье?

Давайте составим предложение с этим словом:

У  спортсмена хорошее здоровье. У меня крепкое здоровье.

Без здоровья нет хорошей жизни. (Пословица)

Зрительная гимнастика после просмотра слайдов:

 Чтоб глаза ваши зорче были,

  Чтоб здоровыми вам быть,

  Эти легкие движенья

  Предлагаю повторить.

 

  Вдаль посмотрим и под ноги.

  Влево, вправо побыстрей.

  Удивимся: что такое?

  И закроем их скорей.

 

  А теперь по кругу быстро

  Словно стрелочка часов

  Проведем глазами дружно,

  Ну а дальше – будь здоров!

IV. Повторение и актуализация знаний о предложении:

-Возьмите фиолетовые  листочки со словами и выходите к доске/ Cейчас, пока звучит музыка,  вы должны найти себе пару, чтобы у вас получилось предложение.

Звучит музыка, находят пары, повторяют в парах, что такое предложение, отвечает тот,  у кого слово называет действие предмета.

 - Молодцы! Теперь пары  образуйте четверки, так чтобы предложения у вас были на одну тему.

Фронтально повторить, что такое текст. Раздать номера столов.

- Садитесь в новые группы. Сегодня на уроке вы будете работать  в новых составах, улыбнитесь друг другу и пожмите руку партнеру по плечу и по лицу.

V.  Открытие нового знания.

- У вас на столах конверты. Возьмите ученики под номером 2 и достаньте карточки со словами.

Послушайте задание: возьмите карточки голубого цвета  рассортируйте, разделите их  3 группы (расположите в столбики).  

- Возьмите карточки белого  цвета . Какие они ? Напишите как бы вы назвали свои группы слов . Что у нас получилось?

Теперь каждый из вас составит по 1 предложению, используя по 1 слову из каждого столбика, запишите его в тетрадь.

Спит ленивая кошка. Пишет старательный ученик. Наступает ранняя весна. Ценится крепкое здоровье.

ДАВАЙТЕ УЗНАЕМ ТАЙНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА?

 Ценится крепкое здоровье.

- Докажите, что это предложения. Разбор предложения.

 - О ком или о чем идёт речь? (Что?) здоровье.

-  А если мы уберём это слово, нам будет не понятно, о ком говорится в предложении.

 Что говорится о здоровье. Здоровье (что делает?) ценится.

 Уберём слово - ценится.

          Предложение сохранило законченную мысль? (нет)

          А если мы уберём остальные слова, а оставим, Ценится здоровье, получится короткое предложение.

          Получается, что это главные слова в предложении.

Это  и есть тайна нашего урока. Находить главные слова в предложении ( грамматическую основу предложения).

Грамматическая справка  ( слайд)
В предложении есть слова, которые составляют грамматическую основу предложения, -  это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? и подчёркивается одной чертой.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и подчёркивается двумя чертами.

Что вы узнали из грамматической справки?

Грамматический алгоритм  (Слайд )
1. Прочитать предложение
2. Определить о ком или о чём говориться в предложении
3. Задать вопросы (кто? или что?) .(найти подлежащее).
4. Подчеркнуть подлежащее одной чертой.
5. Определить, что говорится о подлежащем.
6. Задать вопросы (что делает? что делают? и.т.д) (найти сказуемое).
7. Подчеркнуть сказуемое двумя чертами.
8. Прочитать грамматическую основу.

Физминутка.

Упражнение «Правда и ложь» (дети передвигаются в правый  угол класса, если согласны с утверждением, и в левый – если нет )

В русском языке только 6 гласных звуков.

В конце каждого предложения  всегда ставится  точка.

Слова-признаки отвечают на вопросы какой?какая?какие?какое?

В предложении Ребята играют в футбол. 3 слова.

Чтобы быть здоровым, красивым и сильным нужно соблюдать режим дня.

  1. Закрепление. Работа в парах с карточками. Грамматический тренажер. (В тексте в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу).

  1. Самостоятельная работа. Мини-тест (резерв)
  2. Итог урока. Рефлексия.

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем его итоги.

Какую тайну предложения мы с вами раскрыли на уроке?
Что такое грамматическая основа предложения?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?

Возьмите листочки с критериями успеха. Проанализируйте свою работу на уроке.  Возьмите карандаш и нарисуйте цветочек на тех ступеньках, которые вам удалось сегодня преодолеть.

Встаньте те, кто смог подняться на 1 ступеньку, на 2, на 3. Какие трудности были у вас?  На уроке активно работали все ребята, но сегодня отличились......

Урок окончен, спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"

Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...