конспект урока в 3 классе. Тема: «Части слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

Обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока для 3 класса28.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: «Части слова»

                                                     

                                                      Подготовила и провела

                                                     учитель начальных классов:

                               Матвиенко Л.Н.

                                         2012 – 2013 г

Тема урока: «Части слова».

Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»

Задачи:        

Образовательные:

          - уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,

            «суффикс»,  «окончание»;

          - повторить алгоритм разбора слова по составу;

    Развивающие:

   - развивать  умения выделять части слова, способствовать развитию  орфографического    навыка. 
  - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

          - развивать сообразительность, мышление, память.

    Воспитательные:

          -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского                                языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

   Оборудование урока:

- мультимедийная  презентация;

- карточки  индивидуального опроса;

- карточки – схемы частей слова на каждого;

- текст  для работы в паре;

- тестовые задания;

- таблица для самооценки.

                                                          Ход урока.

I.Организационный момент.

Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
 Дети.   - Видеть Вас мы очень рады!

Слайд 2  – Будем надеяться, что настроение наших гостей  хорошее и у вас тоже.

  И так, начнем наш урок.

II. Коллективная работа. «Разминка для ума». Слайд 3

  • Часть слова, которая служит для связи слов в  предложении

     называется…

  • Общая часть родственных слов  называется …

-    Какая по счёту в алфавите стоит буква Д?

  • Какие буквы звука не обозначают?
  • Назовите главные члены предложения.
  • Часть слова без окончания называется  …
  • Назовите  слово, противоположное слову враг.
  • Сколько слогов в слове доброта?

     -    Сколько гласных букв в русском алфавите?

     -    Разделите слова на 2 группы. (слайд 4)

- Как называются слова правого столбика? Левого? (слайд 5)  Все ли части названы? Дополните.

Итог разминки.

слайд 6 -Найдите в данной записи тему урока  (написана каждому на листе).

III. Запись числа и темы урока в тетрадь.

- Сегодня мы закрепляем знания о частях слова, учимся находить их в словах, определим их роль в слове.

IV. Слайд 7 Вы видите необычный поезд - словесный. Проблема: Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути?                                                                                                                                        Работа в парах.                                                                                                                            1 вариант рассказывает 2                                                                                                                  – Что такое приставка, корень?                                                                                                   2  вариант рассказывает 1                                                                                                                – Что такое суффикс, окончание? (как рассказали: сигналы  рукой)                        Повторение правил о частях слова                                                                                                  - При разборе слова  порядок меняется. Как? Слайд 8                                        Индивидуальные задания

- Разберите слова по составу.  (2 уч-ся по карточкам)

 Самостоятельная работа (остальные)

- Выписать буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.

Окончание - вьюги, зимний, морозит.

Суффикс- пёсик, пушистый.

Корень - играть.

Приставка – заменить, переход.

Слайд 9 Проверка: и ий ит ик  ист игр за пере      

Проверка работы уч-ся у доски. Проверка сигналами руки.

- Расположите карточки – схемы частей слова по порядку (у каждого на парте).  

 слайд 10 Задание «Слушай, думай, показывай».

- Я читаю слова и называю часть слова, вы показываете, какой частью слова является названная часть и придумываете своё слово с такой же частью.

Переехал, снежный, малышка, проходил,  лиса, записал, весёлый, перезимовать.

Работа с текстом. Работа в паре Слайд 11

Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть  однокоренные слова.

- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.

                                             Любопытная     ёлочка.    

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу (1 уч-ся у доски с объяснением).

- Как образовались эти слова?  -Для чего служат суффиксы?

- А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?

Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме. Беседа о кормушках.

Творческая работа.

Слайд 12 Запись:

искристый, земля, лежит, на, снег.  Это предложение? (Набор слов.)                                                                                                          Составьте предложение.

Запишите предложение в тетрадь (самостоятельная работа).                                                                Выделите окончания.  –Для чего их изменяли?

Слайд 13   Проверь себя.

- Какое слово образовалось с помощью суффикса? Выделите.

Придумайте ещё 1 предложение о зиме с однокоренным словом к слову снег. Запись.

- С помощью какой части образовалось новое слово? 

V. Физминутка.

VI. Коллективная работа 

Слайд 15 - Кто пришёл к нам в гости на урок? Кто  хочет прицепиться за хвост?

Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу (отвечают по 1уч-ся с места). Проверка на слайде.                                                          

Слайд 16 Кот, котище, котик.

Как зовут детёнышей кошки?1 детёныша?

котята, котёнок.

- Какое значение придают суффиксы  ик, ят, ёнок? Суффикс ище?

- Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?обозначают предмет.) 

Работа по учебнику.

Упр.153 с.69  ( 2 часть).

1 вариант выписать слова, которые обозначают маленькие предметы, 2 вариант – большие предметы. Выделите суффиксы (самостоятельная работа).

Взаимопроверка.

- Какие суффиксы  у 1 варианта?  

- Какие суффиксы у 2 варианта?

Индивидуальные задания. Тест.

1.а) Корень – главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для связи слов в предложении.

б) Приставка служит для образования новых слов.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4.а) Окончание служит для связи слов в

        предложении.

    б) Окончание служит для образования новых

        слов.

5. Укажите слово, строение которого   соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.    

    а) книжка

    б) котик

    в) повар

6. Укажите однокоренные слова:

а) слёзы

б) слезает

в) слёзки

г) слезливый.

Проверка. Слайд 21

Оцени себя Слайд 22

VII.  Итог  урока.  Д.З. слайд 23

- Какова была тема урока?                                                                                                         - Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.)                                                                 -  Действовали вместе и работали  хорошо, получили за работу  (оценки).  

Слайд 24  Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть
окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах:
обмен, изменить, меняла (-мен-).
3
. В приставке две буквы "е" (пере-).
4.
Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5.
Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте. 

Спасибо всем.  Слайд 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс

Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

презентация урока в 3 классе. Тема: «Части слова»

Обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя:  создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. Планируемые результатыПредметные знать...