Конспект урока русского языка в 3 классе "Разбор слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_29_2.doc154.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема: Разбор слов по составу.

Урок № 28

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: расширить представление о составе слова.

Задачи урока:

  • Обобщение и систематизация знаний детей о составе слова.
  • Развитие умения разбирать слова по составу.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Оборудование к уроку: медиапроектор, дидактические карточки, плакаты.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Личностные (самоопределение)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: готовность мышления и фиксация затруднения в деятельности.

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, обобщение)

Коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач)

– Что такое приставка?

– С какими приставками вы столкнулись при выполнении домашнего задания?

Отвечают на вопросы учителя.

Называют правило на которое опирались при выполнении домашнего задания.

III. Орфографическая минутка.

Цель этапа:  развитие умения применять полученные знания на практике.

Познавательные (выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов)

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации)

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:

Ру..кая б..ре..ка, гла..кая п..верхность, закла..ка в книге, ме..кий наво..чик, ле..кая шлю..ка, мя..кая п..ду..ка.

Комментируют орфограммы.

Обосновывают выбор написания.

Выполняют упражнение в тетради.

IV. Работа по теме урока.

Цель этапа: индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию).

Познавательные (выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей, доказательство).

1. Р а б о т а   п о   р я д а м.

– Обозначьте корни в словах:

1-й  р я д       2-й  р я д       3-й  р я д

чистота         боль               светит

чистый          больной        светлячок

чистенький   болит            светлеет

гроза             жалость        гриб

грозный        жалеет          грибник

грозит           жалко           грибок

2. Впишите в пустые клеточки суффиксы, при помощи которых образованы новые слова:

1-й  р я д

Синий

Рыжий

Свежий

синенький

рыженький

свеженький

Трава

Поляна

Лопата

травка

полянка

лопатка

2-й  р я д

Конь

Стебель

Зверь

конек

стебелек

зверек

Осень

Рано

Туман

осенний

ранний

туманный

3-й  р я д

Длина

Лимон

Сон

длинный

лимонный

сонный

Тулуп

Воз

Диван

тулупчик

возчик

диванчик

3. К о л л е к т и в н а я   р а б о т а  (упр. 106).

Записывают слова, выделяют корень.

Сравнивают слова.

Выполняют задание по карточкам.

Высказывают свое мнение.

Выполняют упражнение в тетради.

V. Закрепление изученного.

Цель этапа: включение в систему знаний, повторение, закрепление ранее изученного.

Познавательные (выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез, сравнение).

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в условиях затруднения)

1. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  (упр. 105).

– Разберите предложение по членам предложения.

В а р и а н т  I – 3-е предложение.

В а р и а н т  II – 4-е предложение.

2. Т в о р ч е с к а я   р а б о т а.

– Соедините слово с соответствующей схемой:

Выстрел        приставка, корень, суффикс, окончание

Зайчонок        корень, окончание

Цветок        приставка, корень, окончание

Блеск        корень, суффикс, окончание

Покупка

3. Г р а ф и ч е с к и й   д и к т а н т  (учитель диктует слова, дети записывают их в виде схем):

Березка, городской, огонек.

Разбирают предложения по членам предложения.

Анализируют схемы слов, соотносят их со словами.

Записывают слова в виде схем. Осуществляют самооценку, самопроверку, предварительную оценку.

VI. Итог урока.

Цель этапа: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения новых знаний.

Личностные (самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности).

Познавательные (рефлексия способов и условий действия)

- Что получилось на уроке?

- Над чем еще нужно поработать?

Называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

VII. Домашнее задание

Разобрать по составу слова: кусочек, придорожный, поездка, сумочка, уплатил.

Записывают домашнее задание

Самоанализ урока русского язык

по теме «Разбор слов по составу.»

в 3 классе «Б», разработанный и проведённый

учителем начальных классов МБОУ СОШ № 1

Орловой Ксенией Михайловной

На уроке решались следующие задачи: образовательные- обобщение и систематизация знаний детей о составе слова, развития- развитие умения разбирать слова по составу, воспитания- воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка. Главными, стержневыми задачами были задачи развития. В целях учтены особенности как всего класса ( невысокий уровень развития мыслительных операций), так и отдельных групп детей ( с высокой работоспособностью и хорошими показателями умственного развития).

В данной теме «Состав слова» урок последний. С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем.  Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. Данный урок работает на последующие уроки, на которых продолжится работа над составом слова.

 Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения. Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей. Цели урока достигнуты.

Выбранная структура урока была рациональна для решения задач. Структура урока позволила использовать разные формы работы: фронтальную, самостоятельную, индивидуальную, творческую.

Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Изложение материала было доступным, достоверным, полным, методы соответствуют этапам и задачам урока.

Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения- компьютер и медиапроектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами  и учителем.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами коллективной и самостоятельной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.

Урок считаю развивающим, так как происходило развитие всех компонентов учебной деятельности у учащихся, а также были реализованы задачи урока.

Недостатки  урока.
Нерационально распределено время на этапы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...

Урок русского языка "Повторение. Разбор слова по составу" 3 класс

Урок русского языка "Повторение. Разбор слова по составу" 3 класс.Программа Школа 21 века, технологическая карта и презентация....