Главные вкладки

    Русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"
    учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

    Масолыко Светлана Викторовна

    Единственное и множественное число имён существительных

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx24.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Русский язык

    Класс: 2

    Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

    Тип  урока: урок открытия  нового  знания

    Цель: достижение образовательных результатов  технологии критического мышления.

            

    Задачи :

    Формировать предметные умения

    Обучающие задачи: 
    - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их; 
    - изменять имена существительные по числам. 
    Развивающие задачи: 
    - способствовать развитию речи, внимания. 
    Воспитательные задачи: 
    - воспитывать интерес к  изучению русскому языку. 

    Формировать УУД:

    Познавательные: Умение работать с информацией, обобщать ее, делать выводы,

    Коммуникативные УУД: Умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленные вопросы, работать в сотрудничестве: ученик-учитель, ученик-ученик, работать в паре и группе, и взаимооценивать,

     Регулятивные УУД: Умение формировать тему урока, задачи; контролировать процесс и результаты деятельности, оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Орг.момент

    Итак, русский язык, друзья!

    На вас надеюсь, как всегда

    Мы, хороший дружный класс,

    Всё получится у нас!

    Корзина опасений

    -У каждого есть свои ожидания от урока, свои опасения. Кто поделиться своими ожиданиями?

    -Ну а сейчас избавимся от опасений

    Узнать что-то новое.

    На листочке бумаги дети пишут свои опасения, мнут и бросают в корзину

    Самоопределение

    -С давних пор существует страна под названием «Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет своё имя. Какие  же слова живут в этой части страны?

     Посмотрите на экран. (Девочка, собака, дом, школа, солнце)

     -На какие вопросы отвечают данные слова?

    -К какой части речи относятся эти слова?

    Мы продолжим знакомиться  именем существительным.  И остановимся на станции «Наблюдай-ка». В этой части страны всегда светит солнце. Давайте вспомним, что нам известно об имени существительном.

                                         /     /   /   /

                                          Сущ.

                                       /    /   /   /

    -Что вы заметили?

    -Всё ли мы знаем о имени существительном?

    -Сегодня мы продолжим работать над  темой  «имя существительное» и узнаем новые тайны этой части речи в процессе наблюдения. Результатом наших наблюдений станут правила, которые мы составим для всех, кто хочет знать все про эту часть речи.

    Наблюдение 1.        Проблемная ситуация

    -Прочитайте слова, развешанные по классу. (Дождь, цветы, сад, травы, брюки, мёд, очки, молоко, салазки, сутки)

    -Объедините  их в  группы

    -Какие имена существительные вошли в первую группу? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

    -Какие существительные вошли  во вторую группу?

    По какому признаку вы объединили эти сущ.в одну группу?

    Коллективное составление модели

    -Давайте составим способ определения числа имен существительных.

    -Как изменяются существительные?

    -В каком числе они употребляются?

    -Как узнать существительное ед.ч?

    Как узнать существительное мн.ч?        

    -Над какой темой мы будем работать?        

    -Какова цель урока?

    -Кто? Что?

    -К имени существительным.

    Работа в группе

    Заполнение кластера.

    (Проверка по 1 человеку из каждой группы)

    -Два лучика остались не заполнены.

    -нет

    Дежурный: открываем тетради, записываем число. 9апреля.Классная работа.

    Дети читают слова

    Индивидуальная работа.

    Проверка -коллективно.

    По 1 слову выходят и ставят в 2 столбика.

    1группа: дождь, сад, мёд, молоко

    Обозначает 1 предмет

    2группа: цветы, травы, брюки,

    очки, салазки, сутки.

    Обозначает много предметов.

    Коллективное составление модели

    -по числам

    -в ед. и мн.ч.

    -Если один предмет, то ед.числа

    Если два или несколько, то множественное

    -Число имен существительных

    -Научиться определять число существительных.

    Осмысление

    1.Допиши предложение. Подчеркните имена существительные, которые стоят во множественном числе. (На экране) Стрижи и сороки- это…

    Щуки и ерши –это…

    Самопроверка с доски и оценивание(отметкой)

    2.Физ мин.

    -Я называю слова, если существительное стоит в форме ед.ч, то приседают девочки, если в форме мн.ч., то приседают мальчики (девочки, девочка, дом, дома, город, улица, города, улицы, тюльпан, тюльпаны, загадка, земля, загадки, земли)

    Девочки встают, если

    слышат слова в ед.ч. мальчики - мн.ч.

    3Работа по карточкам:

    Отметьте «+» слова 1 вариант в форме мн.ч,2 вариант –в форме ед.числа

    1в.                                                     2в

    Гриб                                               ручей

    Облака                                           лес

    Животные                                     деревья

    Белка                                              птицы

    Торт                                               озеро

    Орехи                                          муравьи

    Трамвай                                      цветы

    Растения                                     доктор

    4. Игра «Кидаем мяч»

    Я называю сущ. в форме ед.числа, вы в форме мн.ч и наоборот (Книги, воробей, ухо, яблоко, апельсины. морковь, реки, жук, раки.)

    5.Наблюдение 2..Проблемная ситуация

    Слово   «сутки»

    -Что означает слово «Сутки»

    -Поставьте в форму ед.ч

    -Найдите синоним к слову  «салазки»

    -Попробуйте, поставьте в форму ед.ч

    «Ножницы»

    -Что означает это слово?

    -Попробуйте, поставьте в форму ед.ч

    «Брюки» - что означает?

    -Попробуйте, поставьте в форму ед.ч

    «очки»

    Когда их одевают?

    -Попробуйте, поставьте в форму ед.ч

    -Что вы заметили?

    Сделайте вывод

    6.Набдюдение 3.

    На экране слова: Яблоко, мед, лимон, сок, груша, молоко

    -Поставьте в форму мн.ч.

    -Какие слова легко поставить в форму мн.ч

    -Какие слова вызвали  затруднение

    -Все ли слова можно поставить в форму мн.ч. Сделайте вывод.

    Ученики отмечают +

    Взаимопроверка, оценивание знаками «!», «+», «?»

    Дети ловят мяч и называют слова .

    -День и ночь.24 часа

    -нельзя поставить

    -санки

    -Нельзя поставить-

            

    -Инструмент для резания

    -нельзя

    Мужская верхняя одежда

    -Нельзя

    -Плохое зрение или от солнца

    -Нельзя поставить в форму ед.ч.

    Не все слова можно поставить в форму ед.ч.

    Работа в группе.

    Яблоко, лимон, сок, груша

    Мед, молоко

    Не все слова можно поставить во мн.число

    Рефлексия

    Дом.зад

    Весь урок мы проводили наблюдения.

    Вспомните свои наблюдения и запишите их в дневник наблюдений.

    Дополните высказывание.

    -Имена существительные в единственном числе обозначают… .

    -Имена существительные во множественном числе обозначают….

    -В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в форме…и в форме…

    -Какую цель мы ставили в начале урока?

    -Достигли мы этой цели?

    -Оцените свою работу    на уроке.                                    

    Игра «Кто больше?» (имена сущ. которые употребляются только в форме ед.ч. и только в форме мн.ч)

    Учащиеся заполняют дневники наблюдений.

    Проверка с  экрана

    Научится определять число имен существительных.

    Да. (Высказывание учеников)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. русский язык. Единственное и множественное число имен существительных.

    Отличительные признаки ед.и мн. числа имен существительных....

    Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"

    Тренировка навыков монологической и диалогической речи по теме “Описание животных”.Активизация лексико-грамматических навыков (множественное число существительных).Закрепление навыков чтения (буквы Аa...

    Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

    Конспект урока по русскому языку УМК"Школа России" 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"...

    Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"

    Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...

    Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...

    Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имён прилагательных" (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цель деятельности учителя: - формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «им...